СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное (отклоняющееся поведение) – это система поступков или отдельных поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Понятие «девиантное поведение» тесно связано с категорией «нормы». Самым расхожим для многих психологов остается понятие «норма» как, во-первых, что-то среднее, установившееся, не выделяющиеся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.

Специфические черты внутренней структуры и механизмов отклонений от нормы в основном касаются соотношения трех основных факторов: личности, среды, организма.

Девиантное поведение детей вызвано недостатками систем воспитания, негативного влияния среды, в которой живет, проводит досуг, и учится ребенок.

Субъективной, психолого-педагогической основой девиантного поведения являются, прежде всего, недостатки нравственно-волевого развития личности.

Роберт Оуэн считал, что «в человеке при появлении на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а только возможность и способность к тому или другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в котором он живет и воспитывается, которое он получает в семье и обществе»

В практике школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении» «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», «трудными».

Возникает вопрос: что представляют собой эти дети? Каковы психологические особенности личности трудных учащихся?

Во-первых, почти все исследователи утверждают, что наиболее характерной особенностью направленности личности трудных школьников является эгоизм. У них не развито чувство долга, они нечестны и безответственны, не имеют нравственного идеала.

Во-вторых, большинство трудных школьников не отличаются от своих сверстников особенностями интеллектуального и эмоционально-волевого развития, и трудновоспитуемость не связана с врожденной умственной неполноценностью. Девиантное поведение связано с недостаточным развитием психических качеств, образующих познавательные способности (такие как внимание, абстрактное мышление, память и др.).

В-третьих, таких детей интересуют лишь чисто житейские проблемы. Утилитарные, житейские интересы преобладают у них над познавательными и общекультурными интересами.

В-четвертых, дефекты воли характеризуются избирательным действием. Для достижения желаемой ими цели дети могут проявить большую силу воли, выдержку и смекалку. А вот для преодоления даже незначительных трудностей, связанных с необходимостью, с исполнением обязанностей или долга (выучить урок, исполнить обещания) воли не хватает.

В-пятых, в эмоциональной сфере пестрота проявлений зависит от различий между темпераментами. Так, трудные дети школьники с холерическим темпераментом – обычно вспыльчивые, импульсивные, грубые, неадекватно реагирующие. Те у кого сангвинический темперамент, часто бывают злыми, жестокими, агрессивным, сознательно стремятся причинить неприятное окружающим. Меланхолики упрямые, обидчивые, замкнутые. Флегматики – вялые, инертные, ко всему равнодушные, не замечают, что от них страдают окружающие.

Общими для трудных детей являются две особенности психобиологических подструктур личности. Во-первых, преобладание в целом эмоциональной сферы над рациональной, и, во-вторых, преобладание отрицательных эмоций и чувств (переживаний) над положительными.

А теперь возникает вопрос, в чем же причина отклонения в поведении? Ведь поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением-микросредой.

Нравственная деформация личности школьника и отклонения в его поведении являются следствием дефектов в системе его взаимосвязей и отношений с микросредой. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третьи несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей – систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлением жестокости, совершением взрослыми преступлений т.д. А две трети правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер. Это связано с неблагоприятной нравственно-психологической обстановкой, обусловленной эгоизмом и потребительской психологией родителей (неадекватное воздействие факторов материального порядка; бездуховность родителей; авторитаризм, либо «либерализм»; гипоопека, гиперопека). Как видим, первая причина девиантного поведения детей является семья. Вторая причина заключается в недостатке учебно-воспитательной работы школы.

Критической точкой в процессе негативного изменения личности трудного школьника является тот момент, когда он теряет психологическую позицию ученика, когда у него начинает преобладать отрицательное отношение к учению и высвобождаться много времени.

Как показали исследования Института проблем воспитания КАО им. Ы.Алтынсарина, у целого ряда детей и подростков, несмотря на многолетнее пребывание в школе, не определяется социальная позиция. Дети не любят учиться, не испытывают интереса к знаниям, нередко у них не развиты способности, необходимые для учебной деятельности. 46% опрошенных учащихся считают, что росту агрессии среди подростков способствуют частые депрессии, вызванные как страхом и неуверенностью в себе, так и одиночеством, непониманием в школе.

Следующей причиной отклоняющегося поведения школьника является отрицательное влияние стихийно-группового общения, который влияет на превращение педагогической запущенности в социальную.

Во многих исследованиях взаимоотношений девиантных учащихся в классе подчеркивается их изолированность в результате нежелания общения с ними большинства сверстников по учебе. Это связано в первую очередь с наличием определенных личностных качеств, мешающих обычному общению (грубость, лживость и т.д.) или делающих его беспредметным (утрата интереса к учебе, жизни коллектива, слабый запас знаний, искаженные потребности и интересы и т.п.).

Девиантные учащиеся о время учебы в школе испытывают постоянное ощущение тревожности и психологического дискомфорта, вызванного сознанием своего отчуждения от жизни коллектива.

Особенностями сферы личного общения девиантных учащихся часто определяется их отношением к людям, одной из ярких черт которого является недоверие и недоброжелательное отношение к взрослым, в том числе и к учителям.

«Трудные» дети – это именно те, с которыми учителю трудно общаться. Да им с самим собой, и с ребятами говорить нелегко в силу отягощенности тяжким, неблагоприятным опытом социальных контактов ближайшего, непосредственного окружения, в том числе, например, и в семье.

Наряду с нарушенными межличностными отношениями девиантных детей с родителями и учителями в силу ряда психологических особенностей происходит и нарушение межличностных отношений со сверстниками. Рассмотрим эти особенности: 1) у девиантных зачастую наблюдается либо повышенное, либо пониженное самооценки. 2) неудовлетворенность своим положением в классном коллективе, конфликтность с окружающими усиливают присущее состояние тревожности. 3) одной из серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка является формирование и укрепление такой черты, как агрессивность. Это может быть физическое нападение (ударить, укусить), вербальная агрессия (крикнуть, обозвать, оскорбить). 4) следующий момент, осложняющий межличностные отношения – это искажения обратной связи с обществом.

Как отмечает Н.Н.Богомолова, ценнейшее качество межличностного общения – возможность сразу в процессе общения увидеть, почувствовать и понять непосредственную реакцию партнера по общению на свои слова и поведение, т.е. обратная связь. Обратная связь прежде всего нужна для достижения взаимопонимания.

Категория: Психологу
13.09.2015 19:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!