СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Применение современных информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры
В МОУ СОШ № 1, где я работаю уже пятый год, дает мне возможность изложить суть своего подхода, методики педагогической и воспитательной работы с учащимися.
Юный гражданин России впервые пришел к нам в школу: Маленький, живой крепыш. Любознательный, подвижный. Каким он станет через 11 лет? Насколько разовьется физически? В какой мере приобретет способность трудиться на благо общества? Всегда ли хватит у него сил, выносливости, чтобы выдержать тяготы армейской службы?
Все эти вопросы сразу же встают перед школой. Думать о них, решать их должен весь педагогический коллектив, но в первую очередь, пожалуй, учитель физической культуры.
Я считаю, что моя профессия – одна из самых трудных и сложных. И вместе с тем, она нужная и благородная.
В чем же сложность моей профессии? С какими проблемами приходится сталкиваться современному учителю физкультуры? Ни для кого не секрет, что за последнее десятилетие неуклонно снижается уровень физического развития детей. Учителю физкультуры противостоят плохая экологическая обстановка, хронические отклонения в здоровье детей с раннего возраста, и всеобщая гиподинамия.
Успех обучения, воспитания и развития юного гражданина во многом зависит от того, насколько я и другие учителя заинтересуем его, насколько увлечем идеалом физического совершенства, как построим систему своей работы, какой путь изберем к заветной цели, какие средства и методы используем при этом.
И в этой сложной обстановке у меня особая роль - ведь для большинства детей я являюсь единственным человеком, способным со знанием дела содействовать их физическому развитию, помочь им обрести уровень физической культуры, соответствующий современным требованиям.
Основными задачами физического воспитания считаю:
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкультурой и спортом;
-расширение функциональных возможностей организма и укрепление здоровья;
-развитие двигательных качеств;
-содействие воспитанию нравственных и морально-волевых качеств учащихся, расширение кругозора.
Формы физического воспитания детей многообразны. Считаю, учитель обязан каждую из них использовать с возможно большей эффективностью. Поэтому мне приходится быть и методистом, и организатором, и тренером, и руководителем, и хозяйственником, а самое главное, старшим товарищем и другом.
Современный уровень образования, эффективная деятельность в определенной предметной области требуют от учителя овладения целым комплексом ключевых профессиональных компетенций. Среди них важнейшие – учебно-познавательная, информационная и коммуникативная.
·Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
·Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
·Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Информационно-коммуникативные технологии
ИКТ занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в повседневной работе, работе в Интернет, умение использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются приобретенными на сегодняшний день. Я стараюсь идти в ногу со временем и тоже применяю ИКТ в своей педагогической деятельности на уроках физической культуры и на секционных занятиях.
При выполнении упражнений, как в разминке, так и при выполнении упражнений в основной части урока использую функциональную музыку. Учащимся легче привыкнуть к заданному ритму в конкретном упражнении. Главное, что музыкальное сопровождение очень нравиться детям, а, значит, я добиваюсь желаемого результата – у детей повышается мотивация к выполнению упражнения.
Для повышения эффективности своей работы я использую:
-Комплексность обучения
-Технологии поэтапного обучения
-Педагогику сотрудничества
-Дифференциальный и индивидуальный подход в обучении
-Игровые технологии, спортивные и подвижные игры
-Технологию комплексной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся
-Компьютерные технологии
Комплексность обучения
Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, стараюсь действовать всегда комплексно, потому, что одновременно формирую мир представлений, дум и чувств школьника, воспитываю его ум и волю, целеустремленность, прививаю ему нравственные и эстетические качества. Для этого я использую принципы воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования, принцип наглядности.
На начальном этапе стараюсь дать представление учащемуся о том или ином упражнении, которое ему предстоит выполнить. Для этого использую метод показа, рассказа, наглядного пособия, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение). Дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения.
При выполнении тех или иных упражнений использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например, прыжок в длину с разбега. В какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться? Разбираю упражнение по элементам (разбег, толчок, полет и приземление). У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее осваивают поставленную задачу.
Педагогика сотрудничества
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной деятельности взрослых и детей, на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, совместного анализа хода и результатов деятельности. Важнейшее место в системе отношений занимает диалог «учитель-ученик», а сотрудничество реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы: содружества, соучастия, сотворчества, со управления.
Думаю, учитель должен не только хорошо провести уроки физической культуры, но также организовать для детей во внеурочное время занятия в различных секциях, обеспечить выступление школьных команд в различных внешкольных соревнованиях, организовать соревнования по различным видам внутри школы (причем таким образом, чтобы в них могло принять участие как можно больше детей).
В методической работе внимание отводится таким вопросам, как составление планов – графиков, конспектов уроков, планирование учебных тем. Программы, анализ открытых уроков и проведению физкультурно - оздоровительных, спортивных мероприятий. Спортивно – массовая работа проводиться на протяжении всего учебного года. Спортивно – массовый календарь утверждается директором школы.
В начале учебного года проводится военно – патриотические соревнования «День призывника» посвященные памяти выпускников школы Якунина Виталия, Вершинина Романа, а также герою Советского Союза «Однобокову П.М.». Соревнование по сдачи норм комплекса «ГТО» проводится в сентябре, октябре, апреле, мае. Принимают участие с 5 по 11 классы (III-IV ступени).
«Осенний кросс» - где приняли участие 475 человек, Баскетбол среди 8-11 классов, Волейбол между 10-11 классы (юноши), «День бегуна». Олимпиада в которой приняло участие 90 человек.
На протяжении каждого учебного года среди 2-11 кл. проводятся спортивные – оздоровительные состязания по «Президентским состязаниям» по 8 видам спорта - 748 учащихся.
Сборные команды школы принимают активное участие в городских соревнования и физкультурно – оздоровительных мероприятиях по баскетболу, легкой атлетике, волейболу, футболу. Так в прошедшем учебном году в кроссе «Золотая осень» - V место, «Олимпийская звездочка» - VI место, Баскетбол –I место (юноши), III место (девушки), футбол - IV место места в городе не подводились, допризывная Молодежи –II место, зарница – по физической подготовки учащиеся нашей школы показали в общем зачете I место.
Приняли участие пробеге 9 мая посвященный ВОВ. Где отличились такие учащиеся: Гасанов Амрах 9Б, Чехонин Виталий 9Б, Барышников Артем, Федоренко Анастасия 9Г, Исаева Залина 8А, Жележнова Юлия 8Б.
В личных зачетах городских соревнований учащиеся достигли высоких результатов занимая призовые места.
К организации и проведению соревнований я привлекаю своих учеников – старшеклассников. Они с удовольствием выступают в роли организаторов, судей, наставников, капитанов. Поддерживаю связь с выпускниками школы, участниками и призерами городских олимпиад и различных спортивных соревнований.
Для привлечения большего числа учащихся в спортивные секции тесно работаю с родителями и родительским комитетом школы. Посещая родительские собрания, стараюсь убедить родителей в необходимости занятий физкультурой и спортом.
Долг учителя – содействовать укреплению здоровья учащихся! Стараюсь, чтобы на моих уроках не было детей, освобожденных по причине болезни. Таких детей привлекаю в качестве помощников учителю на уроке физической культуры.
Из опыта своей работы знаю, что в процессе обучение и оздоровления на уроках следует уделять огромное значение процессу воспитания учащихся. Как рекомендует программа по физической культуре.
На своих уроках уделяю внимание стороне воспитания личности. Начинаю целенаправленную работу в этом направлении с младшего школьного возраста.
Игровые технологии, спортивные и подвижные игры
Игровые технологии на своих уроках я применяю постоянно в форме подвижных игр, эстафет, веселых стартов, народных игр, и конечно, традиционные спортивные игры, такие как волейбол, баскетбол, мини -футбол, пионербол, русская лапта.
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
Суть индивидуального метода предполагает разумное сочетание всех способов организации деятельности учащихся – фронтального, группового и индивидуального. Обязательным же является постоянное пристальное внимание к работе каждого ученика! На своих уроках подбираю упражнения и дозирую нагрузки с учетом здоровья, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности (развития двигательных качеств) школьника.
В работе с детьми, относящие к «группе риска», пытаюсь понять внутренний мир подростка, скорректировать поведение, помочь выстроить отношения с товарищами и учителями, дать ему возможность проявить себя с хорошей стороны на уроках физической культуры и в спортивной секции.
Организация труда
Перед собой я поставил задачу, чтобы в спортивном зале ученикам было удобно и уютно заниматься физкультурой и спортом. Кабинет располагает всеми нормативно-правовыми документами. На сегодняшний день спортзал соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Имеются раздевалки для юношей и девушек, В паспорте кабинета отражена вся материально-техническая база и методическое обеспечение.
Занятия провожу согласно учебной программе, утвержденной и рекомендованной министерством образования РФ. Использовать дифференцированный подход в обучении мне помогают конспекты уроков, которые систематизированы мной по разделам в рабочей программе.
Показатели результативности и эффективности педагогической деятельности
Сложившаяся система работы и творческий подход к физическому воспитанию школьников позволили мне достичь определенных результатов. В школе действует спортивных секций по таким видам как волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика.
МОУ СОШ №1 им. А.К Просоедова богата спортивными традициями
В школе проводится школьный Iэтап школьной олимпиады.
Да, в моей должности много забот! Но главное нельзя быть равнодушным: надо любить детей и сове родное дело, хранить верность принципиальной педагогической позиции и некогда не отступать перед трудностями. Думаю, что у меня это получается! Поэтому я и выбрала эту профессию.
© 2017, Сергеева Ирина Викторовна 1523