СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа «Мама-хранительница очага и семейных традиций»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Мама-хранительница очага и семейных традиций»

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников и традиций.

Задачи:

1.формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции»;

2. развивать логическое и творческое мышление обучающихся;

3.обощить знания о семейных праздниках;

Ход занятия.

1.Организационный этап.

Приветствие.

2.Введение в тему урока.

Слово учителя:

- Попробуем вместе с вами определить тему урока, выполнив несколько заданий.

А) Назовите одним словом:

Отец, мать - …. (родители)

Сын, дочь - …. (дети)

Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама, сын, дочь, тетя, дядя - …. (родственники, семья)

Б) Отгадать загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

3. Знакомство с новым материалом.

- Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

- А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова. (СЛАЙД1)

(Дети работают со словарем, на сайде – определение).

  • Это группа живущих вместе близких родственников;
  • Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Игра «Пословицы разбежались» Соберите их и объясните смысл

Работа в парах.

Родных много, а мать роднее всего.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Куда матушка, туда и дитятко.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Проверка – пословицы на доске. (СЛАЙД 2).

- какая пословицы запомнилась лично каждому из вас ? почему?

- какая мысль объединяет каждую пословицу одной общей мыслью? (о маме)

Учитель : Каждый из нас ценит маму. Так было и тысячу лет назад и сейчас. Со словом «мама» ложится и просыпается каждый малыш. Да и становясь старше, мы никогда не забываем о человеке, подарившем нам жизнь. Пословиц о маме придумано немало. И даже существует праздник – День матери.

Слово ученикам:

Дата праздника уникальна для каждого года, так как приходится на последнее воскресенье ноября. В 2019 году этот день – 24 ноября. (СЛАЙД 3)

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно, в 1998 году, но с каждым годом набирает все больше популярности. Дети любых возрастов стараются поздравить своих мам, как бы далеко от них ни находились. Для этого подойдет любой способ – и открытка, и звонок, и подарок. Но, конечно же, приятнее всего сделать это при личной встрече.

Дети младшего возраста не отстают от взрослых – мероприятия, посвященные Дню матери, особенно красиво проходят в детских садах и школах. В этот праздник мамы получают не только поздравления и улыбки, но и сделанные своими руками подарки, и специально подготовленные концертные номера.

Примечательно, что в отличие от России, большинство европейских стран, Япония, США, Канада и Китай отмечают День матери в мае.

Учитель : Мама- хранительница домашнего очага, тепло вашего дома и в будние и в выходные дни мама всегда рядом, предлагаю вам послушать стихотворение Агнии Барто «Воскресенье» и подумать, о чем говорится в стихотворении.

Воскресенье

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….

Теперь подумаем, Какова тема же классного часа?

«Мама-хранительница очага и семейных традиций» - На доске

На доске появляется слово МАМА.

Закройте глазки, представьте самый добрый и теплы момент который происходил с вами рядом с мамой.

Расскажите о нем.

  1. Ребенок - дома, мы готовим праздничны ужин. На доске мама- уют,дом.
  2. Ребенок – когда у меня случаются неудачи мама всегда дает мне советы, поддерживает, подсказывает правильный выход. На доске – мама- советчик.
  3. Мама –друг
  4. Мама-передает опыт, обучает.
  5. Мама-хранит традиции.

У нас образовалась схема на доске- еще такую схему называют кластер.

Во все времена поэты и писатели воспевали образ Матери.

Традиции.

Мама- старательно оберегает тепло дома, его традиции.

-Но что же такое традиция, как вы думаете,ребята ?

-все ваши суждения близки, верны определению традиция, но чтобы закрепить обратимся к толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича. (Словарь Ожегова).

Традиция - ….(СЛАЙД4).

-А какие традиции есть в ваших семьях? Кто готов поделиться самыми теплыми моментами – своими семейными традициями с нами?

  1. Пара –мама и дочь/сын

Семейный альбом.

Мама : С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Ребенок : Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Ребёнок : И летят за страницей страницы —

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

Мама: С кем-то вдруг нас она разлучала,

С кем-то встречу дарила мельком.

Чтобы жизнь повторилась сначала,

Загляните в семейный альбом

  1. Пара –мама и дочь/сын

- У нас тоже ест большой семейный альбом, его начал собирать наш дедушка, который увлекался семейным генеалогическим древом. Именно поэтому на его форзаце размещено древо. (показ, рассказ, демонстрация).

Рассказ учителя:

Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи.

«Память, без нее человек не может жить.

Память есть у растений, камня, сохранившего

отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

Ребенок:

Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется жизнь родной нашей семьи.

И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…

Учитель: Мы вместе с вами изучали подробно что такое генеалогическое древо, и даже попытались как можно больше узнать семью и нарисовать свое древо своей семьи. Поделитесь своими работами (дети клеят на доску.)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Забота о родителях.

…Однажды к Богу пришла женщина. Ее спина была согнута под тяжестью большого мешка.

– Ты устала, женщина? – обеспокоился Господь. – Сними свою ношу с плеч, присядь, отдохни.

– Спасибо, я ненадолго, – отказалась женщина. – Только попрошу, и сразу назад! А то вдруг за это время уже что-нибудь случилось? Никогда себе этого не прощу!

– Что ты не готова себе простить?

– Если с моим ребенком что-нибудь стрясется. Я как раз и пришла, чтобы попросить Тебя: Господи, спаси и сохрани его!

– Я только этим и занимаюсь, – серьезно сказал Господь. – Разве я дал тебе повод усомниться в моей заботе?

– Нет, но… В этой жизни столько всяких опасностей, плохого влияния, крутых поворотов! А у него возраст такой – все хочется попробовать, повсюду влезть, во всем как-то самоутвердиться. Я очень боюсь, что его занесет на повороте, он ушибется, и ему будет больно.

– Что ж, в следующий раз он будет осторожнее, потому что на своей шкуре узнает, что такое боль, – ответил Господь. – Это очень хороший опыт! Почему ты не хочешь дать ему научиться?

– Потому что хочу избавить его от боли! – горячо воскликнула мать. – Ты видишь – я всегда ношу с собой мешок соломы, чтобы подстелить ее там, где он может упасть.

Анализ притчи -О чем эта притча? -Чему учит притча? Физминутка Игра. «Аплодисменты».

Встаньте, те:

- кто похож на маму?

Аплодисменты!

- кто похож на папу?

Аплодисменты!

- кто скучает по родителям, уезжая из дома?

Аплодисменты!

- в чьей семье занимаются спортом?

Аплодисменты!

- у кого нет секретов от родителей?

Аплодисменты!

- к кому приходят друзья в гости?

Аплодисменты!

-кто помогает родителям по дому?

Аплодисменты!

- кто любит свою семью, дорожит ей!

Аплодисменты!

Проведение семейных праздников и торжеств.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?

Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая начиная с 1993 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

- Что стало его символом? (ромашка)

На праздниках принято дарить подарки.

Игра « Подарки»

Учитель читает текст, а дети изображают все движения:

«У нас был семейный праздник.

Маме гости подарили удобную мясорубку.

Папе подарили инструменты, среди которых был молоток.

Брату подарили лыжи, он теперь катается.

Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

В заключении нашего урока я хотела бы, чтобы мы поблагодарили наших гостей – наших мам и подарили им небольшие подарки сделанные своими руками. Я предлагаю вам сделать поделку ________.

Итог урока. (вернуться к схеме).

Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции. Каждый человек маленький или взрослый – уважает, любит и заботится о своих родителях.

Где бы мы ни были, мы всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом-это родительский дом.

Давайте семейные традиции чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

24.11.2020 09:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!