СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Мама-хранительница очага и семейных традиций»
Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников и традиций.
Задачи:
1.формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции»;
2. развивать логическое и творческое мышление обучающихся;
3.обощить знания о семейных праздниках;
Ход занятия.
1.Организационный этап.
Приветствие.
2.Введение в тему урока.
Слово учителя:
- Попробуем вместе с вами определить тему урока, выполнив несколько заданий.
А) Назовите одним словом:
Отец, мать - …. (родители)
Сын, дочь - …. (дети)
Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама, сын, дочь, тетя, дядя - …. (родственники, семья)
Б) Отгадать загадки.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
3. Знакомство с новым материалом.
- Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?
- А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова. (СЛАЙД1)
(Дети работают со словарем, на сайде – определение).
Семья – это святое слово,
и обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
Игра «Пословицы разбежались» Соберите их и объясните смысл
Работа в парах.
Родных много, а мать роднее всего.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Мать кормит детей, как земля людей.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Куда матушка, туда и дитятко.
Птица рада весне, а младенец — матери.
Проверка – пословицы на доске. (СЛАЙД 2).
- какая пословицы запомнилась лично каждому из вас ? почему?
- какая мысль объединяет каждую пословицу одной общей мыслью? (о маме)
Учитель : Каждый из нас ценит маму. Так было и тысячу лет назад и сейчас. Со словом «мама» ложится и просыпается каждый малыш. Да и становясь старше, мы никогда не забываем о человеке, подарившем нам жизнь. Пословиц о маме придумано немало. И даже существует праздник – День матери.
Слово ученикам:
Дата праздника уникальна для каждого года, так как приходится на последнее воскресенье ноября. В 2019 году этот день – 24 ноября. (СЛАЙД 3)
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно, в 1998 году, но с каждым годом набирает все больше популярности. Дети любых возрастов стараются поздравить своих мам, как бы далеко от них ни находились. Для этого подойдет любой способ – и открытка, и звонок, и подарок. Но, конечно же, приятнее всего сделать это при личной встрече.
Дети младшего возраста не отстают от взрослых – мероприятия, посвященные Дню матери, особенно красиво проходят в детских садах и школах. В этот праздник мамы получают не только поздравления и улыбки, но и сделанные своими руками подарки, и специально подготовленные концертные номера.
Примечательно, что в отличие от России, большинство европейских стран, Япония, США, Канада и Китай отмечают День матери в мае.
Учитель : Мама- хранительница домашнего очага, тепло вашего дома и в будние и в выходные дни мама всегда рядом, предлагаю вам послушать стихотворение Агнии Барто «Воскресенье» и подумать, о чем говорится в стихотворении.
Воскресенье
Воскресенье – вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….
Теперь подумаем, Какова тема же классного часа?
«Мама-хранительница очага и семейных традиций» - На доске
На доске появляется слово МАМА.
Закройте глазки, представьте самый добрый и теплы момент который происходил с вами рядом с мамой.
Расскажите о нем.
У нас образовалась схема на доске- еще такую схему называют кластер.
Во все времена поэты и писатели воспевали образ Матери.
Традиции.
Мама- старательно оберегает тепло дома, его традиции.
-Но что же такое традиция, как вы думаете,ребята ?
-все ваши суждения близки, верны определению традиция, но чтобы закрепить обратимся к толковому словарю Ожегова Сергея Ивановича. (Словарь Ожегова).
Традиция - ….(СЛАЙД4).
-А какие традиции есть в ваших семьях? Кто готов поделиться самыми теплыми моментами – своими семейными традициями с нами?
Семейный альбом.
Мама : С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Ребенок : Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Ребёнок : И летят за страницей страницы —
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.
Мама: С кем-то вдруг нас она разлучала,
С кем-то встречу дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом
- У нас тоже ест большой семейный альбом, его начал собирать наш дедушка, который увлекался семейным генеалогическим древом. Именно поэтому на его форзаце размещено древо. (показ, рассказ, демонстрация).
Рассказ учителя:
Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи.
«Память, без нее человек не может жить.
Память есть у растений, камня, сохранившего
отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
Ребенок:
Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?»
Рассказать ведь им придется жизнь родной нашей семьи.
И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…
Учитель: Мы вместе с вами изучали подробно что такое генеалогическое древо, и даже попытались как можно больше узнать семью и нарисовать свое древо своей семьи. Поделитесь своими работами (дети клеят на доску.)
Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.
Забота о родителях.
…Однажды к Богу пришла женщина. Ее спина была согнута под тяжестью большого мешка.
– Ты устала, женщина? – обеспокоился Господь. – Сними свою ношу с плеч, присядь, отдохни.
– Спасибо, я ненадолго, – отказалась женщина. – Только попрошу, и сразу назад! А то вдруг за это время уже что-нибудь случилось? Никогда себе этого не прощу!
– Что ты не готова себе простить?
– Если с моим ребенком что-нибудь стрясется. Я как раз и пришла, чтобы попросить Тебя: Господи, спаси и сохрани его!
– Я только этим и занимаюсь, – серьезно сказал Господь. – Разве я дал тебе повод усомниться в моей заботе?
– Нет, но… В этой жизни столько всяких опасностей, плохого влияния, крутых поворотов! А у него возраст такой – все хочется попробовать, повсюду влезть, во всем как-то самоутвердиться. Я очень боюсь, что его занесет на повороте, он ушибется, и ему будет больно.
– Что ж, в следующий раз он будет осторожнее, потому что на своей шкуре узнает, что такое боль, – ответил Господь. – Это очень хороший опыт! Почему ты не хочешь дать ему научиться?
– Потому что хочу избавить его от боли! – горячо воскликнула мать. – Ты видишь – я всегда ношу с собой мешок соломы, чтобы подстелить ее там, где он может упасть.
Анализ притчи -О чем эта притча? -Чему учит притча? Физминутка Игра. «Аплодисменты».
Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
-кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!
Проведение семейных праздников и торжеств.
Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
Для чего нужны «Семейные праздники»?:
Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?
В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?
Международный день семей отмечается ежегодно
День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).
- Что стало его символом? (ромашка)
На праздниках принято дарить подарки.
Игра « Подарки»
Учитель читает текст, а дети изображают все движения:
«У нас был семейный праздник.
Маме гости подарили удобную мясорубку.
Папе подарили инструменты, среди которых был молоток.
Брату подарили лыжи, он теперь катается.
Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
В заключении нашего урока я хотела бы, чтобы мы поблагодарили наших гостей – наших мам и подарили им небольшие подарки сделанные своими руками. Я предлагаю вам сделать поделку ________.
Итог урока. (вернуться к схеме).
Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции. Каждый человек маленький или взрослый – уважает, любит и заботится о своих родителях.
Где бы мы ни были, мы всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом-это родительский дом.
Давайте семейные традиции чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
© 2020, Сидорова Дарья Дмитриевна 1811