СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра на уроке «социально-бытовая ориентировка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преобразования в социально-экономической и культурной сферах, ставят новые задачи перед российским образованием. Повышение уровня качества образования требует решения этих задач. Готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни, результат этих задач. В связи с этим в системе специального образования происходит переориентация образовательного процесса на современном этапе. Курс «Социально-бытовая ориентировка» располагает значительными возможностями по решению проблемы социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Практическая подготовка к самостоятельной жизни учащихся, овладение знаниями, умениями и навыками реализуется в курсе «Социальной-бытовой ориентировке». Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности, обусловленные психическим недоразвитием, которое проявляется в затруднениях самостоятельно решать задачи социального и бытового характера.

«Двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом [1]. В этом и происходит непреднамеренное усвоение учебного материала, которая не ставится прямым образом перед учениками, но решается. Одним из приоритетов изучения курса «социально-бытового ориентирования» является активизация деятельности учащихся, развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, эти функции выполняет игра. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе идет на протяжении многих лет. Одно из условий интеграции в общество, сформированных социальнобытовых навыков является принятие себя, своего поведения, своих действий. По единодушному мнению, педагогов и психологов (Выготский Л.С., Ушинский К.Д., Коменский Я.А., Амонашвили Ш.А.), игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. [1,2] На уроках по социально-бытовой ориентировке могут использоваться следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, устный рассказ учителя, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование игровых обучающих ситуаций, сюжетно- ролевые, упражнения, задания соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображении, решение логических задач, рисование, чтение и обсуждение художественной литературы (объяснительное чтение), просмотр и обсуждение кинофильмов и т.д [3, с.8]. Интеллектуальная недостаточность является фактором, затрудняющим приспособление подростка к социальным требованиям общества и обуславливает необходимость организации целенаправленного процесса его социализации в условиях специальной (коррекционной) школы. Система дидактических игр влияет на повышение качества знаний учеников. Применение игровых ситуаций на уроке социально-бытового ориентирования, позволило повлиять на характер обучения, урок становится насыщенным, эмоциональным. Игра позволяет учащимся лучше усваивать материал. Игра способствуют развитию отдельных умений и качеств школьников (умения объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, слушать и слышать других, отстаивать и обосновывать свое мнение и др.). Создание проблемной ситуации стимулирует у учащихся стремление преодолевать познавательные затруднения, тем самым увеличивая потребность в самостоятельном выполнении усложненных заданий. Работая с проблемной ситуацией в группах стимулирует решению трудных и проблемных вопросов. Игра и проблемные ситуации на уроке повышают уровень творческой познавательной деятельности учащихся. Формирование ситуации успеха на уроке, дает стимул подростку быть уверенным в себе, своих навыках и умениях в повседневной жизни. Например, игра волшебный мешочек многогранная и используется во многих темах, таких как: культура поведения, питание, личная гигиена, транспорт, одежда и обувь, жилище, торговля. Моделирование обучающих игровых ситуаций на уроке способствует более лучшему и качественному усвоению знаний, полученных на уроке. Рассмотрим пример исследования Субчевой В.П. раздел программы «Культура поведения». Учащиеся, привыкнув здороваться с взрослыми, могут приветствовать их при каждой встречи, несколько раз в день, т.е. они расширяю сферу применения правила [3, с.10]. Данный навык формируется на уроке при помощи игровых обучающих ситуаций. Игровые ситуации имеют характер не только обучения, в них ставиться проблемная ситуация. Если 144 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ II международная научно-практическая конференция | МЦНС «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ» ученик в игровых обучающих ситуациях достигает поставленной цели, не соответствующей нормам и правилам общества, то с помощью учителя при анализе смоделированных ситуаций, ученик учится оценивать себя критически, делать определенные выводы. Таким образом, игра на уроке «Социальнобытовая ориентировка» имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок, что способствует более качественному усвоению материала. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели. Например, в теме «торговля» проводятся игровые ситуации с использование сенсорных материалов. сенсорная игра «Волшебный мешочек» обучающая цель научить учеников различать предметы на ощупь, соотносить предмет к нужному отделу магазина, обращая внимание на общие свойства и качества предметов. Перед учениками ставится только игровая задача - угадать предмет который находится в мешочке и соотнести его с нужным отделом (используются мини версии товаров супермаркета). Следовательно, усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели. Таким образом, различные формы игр являются эффективным инструментом обучения в рамках предмета «Социально-бытовая ориентировка». Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М.:Педагогика, 1991. -479с. 2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Педагогика, 2001. – 464с. 3. Субчеева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Метод. пособие: 5-9 классы образовательных организаци, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. М.: Издательство ВЛАДОС, 2017.-87с.

14.01.2021 12:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!