СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок 44 Основные темы и мотивы...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр Александрович Блок - русский поэт, писатель, публицист и переводчик, а также классик русской литературы 20 века.

Главные черты поэтической манеры этого автора: тяга к цветовой и звуковой выразительности, музыкально-песенный строй и сложная структура образа. Это очень важные составляющие эстетики символизма, кой автор всячески поддерживал. Как приверженец этого направления автор верил, что всё, что происходит в нашем мире - это лишь отражение других миров. Для него и слова, и язык были некими знаками. Автор видел в них то невидимое для других, что считал особыми знаками свыше, которые оставляют место для непостижимого и неизведанного.

Уже в ранних стихах поэта прослеживались серьёзные черты, такие, как страстность искренность и напряженность чувства. Это был фундамент грядущих завоеваний Александра Александровича как поэта. Такие стихи как "Фабрика" и "из газет" из последнего раздела его первого сборника уже отражают появления гражданских настроений у автора.

На изменение его взглядов повлияли события революции 1905-1907 годов.

Проигрыш первой русской революции оказался толчком для переоценки ценностей не только Блока, но и всех символистов. Для автора же это время стало осмыслением искусства и его роли в жизни людей. Теперь уже его герой - это человек, который находится в поисках крепких отношений с теми, кто его окружает, олицетворяет свою судьбу с общей судьбой человечества.

Тема человеческой гибели в мире была освещена автором намного глубже и обширнее, чем это сделали авторы до него. К этой теме можно отнести цикл стихотворений "Родина", где автор рассуждает о путях развития России, чей образ контрастирует: она то ужасно привлекательна, то полна страшных событий, вызывает тревогу.

Например: «Вхожу я в темные храмы.»

Таинственная, волшебная, загадочная атмосфера стихотворения создается с помощью контрастной цветовой гаммы («темные» – «красные»). Эту атмосферу подчеркивает и психолог. состояние лир. героя, переданное выразит. глаголами жду, дрожу. Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стих-я лишена внешних черт, ее облик возникает лишь в воображении героя, («Только образ, лишь сон о ней», «Мне не слышны ни вздохи, ни речи»). Но сама обстановка храма, глубокие цвета, величественные имена, которыми наделяет поэт возлюбленную, яркие, благозвучные эпитеты и эмоциональное состояние героя – все это создает образ возвышенный, божественный, неземной. Героиня прекрасна в своей невоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, – мотивы тени и сна.

«Мне страшно с Тобой встречаться.»

Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней Тебя не встречать», – и с первой же строчки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы», «Я отрок, зажигаю свечи». Изменяются цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образом храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты – там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением «теней» («По улицам ходят тени»). В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала.

Стихотворение «Фабрика» (1903) вовсе не о тяжелой доле рабочих, которых «недвижный кто-то», «черный кто-то» зовет «медным голо­сом», а о поэте, который сделал свой первый шаг к «вочеловечению», увидев людей тяжелого труда «со стороны спины» (К. Чуковский). Мир социальных контрастов не нов для поэзии сим­волистов, но у Блока он всегда содержит проти­вопоставление «измученных спин» и «жолтых окон». «Жолтые» Блок упорно пишет через «о» — для него это зловещий образ сытости и равнодушия, буржуазности и высокомерия. Все, кто «мнет белые цветы» («Сытые», 1905), нару­шает гармонию красоты и равнодушен к моль­бам о хлебе, будут вызывать у поэта негодова­ние.

Стихотворение запечатлело раздумья поэта, остановившегося в недоумении перед загадкой жизни (даже «болты» на воротах «задумчивы»). Ему мерещится образ мистический («недвижный кто-то, черный кто-то»), что усиливает трагизм происходящего. «Медный голос» врывается реальным зовом фабричного гудка, но наваждение не рассеивается: голос призывает людей не рас­прямить, а еще более согнуть «измученные спины». Поэт образно передает глубину социальных противоречий:

Они войдут и разбредутся,

И в жолтых окнах засмеются,

Навалят на спины кули,

Что этих нищих провели.

Недоговоренность и загадочность отражают растерянность поэта перед тайной социального бытия. Но интуитивно певец Прекрасной Дамы прозревает драматизм отношений труда и ка­питала. Не удивительно, что стихотворение «Фабрика» было запрещено цензурой. Так произошло одно из первых столкнове­ний Блока с социальной действительностью.

В стихах Блока, как в свое время в творчестве Некрасова, находят отражение драмы жизни обездоленных людей, постоянно происходящие в бездуш­ном буржуазном мире («Из газет», «Последний день», «Униже­ние» и др.). В стихах этого времени резко меняется лексика: поэт обра­щается к реалиям быта. Возникают образы, немыслимые для служителя Прекрасной Дамы: «Дети прислушались. Отворили двери. Толстая соседка принесла им щей.» Появляются прежде чуждые Блоку разговорные обороты речи.

«Не­знакомка» (1906)

В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (2 том, цикл «Город») кон­трастно соотнесены «низкая» действительность(дисгармоничная картина пригорода, компания завсегдатаев дешевого рестора­на) — и «высокая» мечта лирического героя(пленительный образ Незнакомки). Однако ситуация не исчерпывается традиционным романтическим конфликтом «мечты и действительности». Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой кра­соты, напоминание о сохранившемся в душе героя «небесном» идеале, — и порождение «страшного мира» реальности, женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов».

  • «О, весна без конца и без края.»
  • Одно из принципиальных стихотворений второго тома — «О, весна без конца и без края.».
  • В нем развивается один из важней­ших мотивов лирики Блока — «и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь». Жизнь открывается лирическому герою во всей неприглядности («томления рабьих трудов», «колодцы зем­ных городов», «плач», «неудача»). И все же реакция героя на все проявления дисгармонии далека от однозначного неприятия. «Принимаю» — вот волевое решение лирического героя. Но это не пассивное смирение перед неизбежностью: герой предстает в облике воина, он готов противостоять несовершенству мира.
  • Каким же выходит лирический герой из испытаний стихия­ми? Ему свойственно смело познавать жизнь, ни от чего не отре­каться, испытать все напряжение страстей — во имя полноты познания жизни, принять ее такой, какая она есть — в сопряже­нии «прекрасного» и «страшного» начал, но вести вечный бой за ее совершенство. Лирический герой теперь «мужественно глядит в лицо миру». «В конце пути», как писал поэт в предисловии к сборнику «Земля в снегу», для него «расстилается одна вечная и бескрайная равнина — изначальная родина, может быть, сама Россия».
  • «О доблестях, о подвигах, о славе.» (1908) ' v:shapes="_x0000_s1026">
  • Переходя к теме любви, можно сказать, что фи­лософичность, как черта таланта, накладывает отпечаток на способ реализации у поэта любой темы. Личные пережива­ния, воплощенные в стихах, приобретают общечеловеческий характер и становятся школой чувств. В начале творческого пути любимая ассоциировалась с Прекрасной Дамой, служе­ние которой поэт выбрал как свой жизненный удел, молился ей, как святыне. Вечная Женственность, Вечная Жена, Кра­сота Истины и Добра — все воплотилось в Любимой. По мно­гим стихам 1902—1908 годов можно проследить эволюцию этой темы, развитие ассоциативных связей с другими темами и всем многообразием жизненных наблюдений, отразившихся в поэзии А. Блока. Грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе.» (1908) напоминает чем-то пушкинское «Я помню чудное мгновенье.», только его лейтмотив — по­гибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты:
  • Важнейший мотив стихов о Родине — мотив пути («До боли / Нам ясен долгий путь!»). В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь. Чтобы подвести итоги трилогии, воспользуемся формулой одного из крупнейших блоковедов — Д.Е. Максимова: «Путь Блока предстает. как некое восхождение, в котором «отвлеченное» становится «кон­кретнее», неясное — яснее, уединенное срастается с общенарод­ным, вневременное, вечное — с историческим, в пассивном за­рождается активное».
  • Даже когда лирика Блока говорила, казалось бы, всего только о частном, интимном, личном, ибо в ней сквозь личное, неповторимое прорывается великое, мировое. «Единство с миром» — этот мотив, общий для всей лирики Блока, — необычайно важно для понимания значения произведений Блока, его творчества, даже выходящего за рамки непосредственного отклика на то или иное событие. Поэт, исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, на себе испытывал весь цикл чувств, страстей, стремлений, мужал и закалялся в испытаниях и борьбе — все это составляет содержание того «романа в стихах», каким и является лирика Блока, взятая в целом
Категория: Литература
13.02.2020 13:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!