СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе. 11класс (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программой по литературе среднего общего образования, авторской программой В.Я.Коровиной, учебным планом на 2020 – 2021 учебный год.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования устанавливают знание литературы как базовой учебной дисциплины, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, что должно предполагать:

  • умение анализировать литературное произведение: определять жанрово-родовую принадлежность, понимать и формулировать тему, идею, пафос, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по литературе должны отражать:

регулятивные УУД:

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

познавательные УУД:

  • владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

коммуникативные УУД:

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Личностные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по литературе должны отражать:

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Содержание

Введение (3 часа). Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в 20 веке. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Изучение языка художественной литературы (1 час). Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.

Мировая литература начала 20 века (3 часа). Поэзия Т.-С. Элиота: «Люди 14 года». Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен»: «потерянное поколение». Ф. Кафка. «Превращение»: абсурд бытия.

Русская литература начала 20 века (3 часа). Стремление к творческому преображению мира. Литературные искания сторонников революционного движения. Направление философской мысли начала века. Своеобразие реализма. Русская проза начала 20 века. Уникальность литературы Русского зарубежья.

Теория литературы. Модернизм и реализм.

Иван Алексеевич Бунин (4 часа). Жизнь и творчество. Бунин-поэт. Роль малой родины и дворянских традиций. ТТрадиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Повести и рассказы: «Деревня» (обзор), «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Новое качество прозы. Братья Красовы - два типа русского человека. Обращение к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско»: «полый» человек - создание механической цивилизации. Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов.

Александр Иванович Куприн (2 часа). Жизнь и творчество. Повести «Олеся» (обзор), «Поединок» (обзор), рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна.

Леонид Николаевич Андреев (2 часа). Жизнь и творчество. Драма «Жизнь человека» (обзор). Рассказ «Большой шлем». На перепутьях реализма и модернизма. Писатель-экспрессионист.

Иван Сергеевич Шмелев (1 час). Личность писателя. Повесть «Солнце мёртвых» (обзор). Язык произведений Шмелёва.

Борис Константинович Зайцев (1 час). Личность писателя. Повесть ««Преподобный Сергий Радонежский» (обзор). Обретение религиозного сознания. Беллетризованные биографии.

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1 час). Личность писателя. Журнал «Сатирикон». Мастер юмористического рассказа. Сборник «Дюжина ножей в спину революции» (обзор). Политическая сатира.

Тэффи (1 час). Художественный мир Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Рассказ «Дураки». Грустный смех. Героини Тэффи.

Владимир Владимирович Набоков (1 час). Россия Набокова. Набоков и классическая традиция. Рассказ «Облако, озеро, башня». «Одиночки» и «толпа». «Алгебра великолепной техники».

Особенности поэзии начала 20 века (3 часа). Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Валерий Яковлевич Брюсов (1 час). Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. Урбанистическая тема творчества.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1 час). Слово о поэте. Сборник «Будем как солнце» (обзор). Идеи и образы творчества. Мироощущение лирического героя. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

Федор Сологуб (1 час). Личность писателя (Федор Кузьмич Тетерников). Стихотворение «Чертовы качели», роман «Мелкий бес» (обзор). Темы и образы поэзии. Проза поэта.

Андрей Белый (2 часа). Слово о поэте (Борис Николаевич Бугаев). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение поэта. Сборник «Золото в лазури» (обзор). Творческая зрелость.

Иннокентий Федорович Анненский (1 час). Слово о поэте. Стихотворение «Поэзия». Творческие искания.

Николай Степанович Гумилев (1 час). Слово о поэте. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Стихотворения: «Жираф», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилева. Трагическая судьба поэта после революции.

Игорь Северянин (1 час). Слово о поэте (Игорь Васильевич Лотарев). Сборник «Ананасы в шампанском» (обзор). Эгофутуризм. Поиски новых поэтических форм. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Владислав Фелицианович Ходасевич (1 час). Слово о поэте. Сборник «Путем Зерна»: духовные противоречия и свершения.

Максим Горький (3 часа). Жизнь и творчество (Алексей Максимович Пешков). Рассказ «Старуха Изергиль», роман «Фома Гордеев» (обзор), пьеса «На дне». Гуманистическая позиция романтического героя. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Мечта и действительность в романе «Фома Гордеев». «На дне» как социально-философская драма. Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Философский подтекст пьесы. Отношение писателя к Октябрьской революции: «Несвоевременные мысли». Творчество периода второй эмиграции: роман «Жизнь Клима Самгина» - образное воплощение истории.

Теория литературы. Социально-философская драма.

Александр Александрович Блок (3 часа). Жизнь и творчество. Блок и символизм. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы.», «Фабрика», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека.», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво.» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»; поэма «Двенадцать». Романтический мир раннего Блока в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Поэт и революция. История создания поэмы «Двенадцать» и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Многозначность финала. Влияние Блока на русскую поэзию 20 века.

Новокрестьянская поэзия (обзор). Николай Алексеевич Клюев (1 час). Слово о поэте. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: славянский фольклор, древнерусская книжность, традиции поэзии 19 века. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Поэма «Погорелыцина» (обзор).

Сергей Александрович Есенин (2 часа). Жизнь и творчество. Есенин - русская художественная идея. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!.», «Мы теперь уходим понемногу.», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая.», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.», «Отговорила роща золотая.», «Не жалею, не зову, не плачу.», «Русь советская», поэма «Анна Снегина» (обзор). Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Есенин и имажинизм. Любовная тема в лирике Есенина. Поэтика цикла «Персидские мотивы». Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. «Анна Снегина»: анализ лиро-эпической поэмы. «Отговорила роща золотая.» (филологический анализ текста).

Владимир Владимирович Маяковский (3 часа). Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Вам!», «Левый марш», «Лиличка!», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»; поэма «Облако в штанах». Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность образов, метафоричность, необычность строфики и графики). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия. Традиции Маяковского в российской поэзии 20 столетия.

Литературный процесс 1920-х годов (1 час). Общая характеристика литературного процесса. Проза дневников, писем, новый вид плачей. «Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы. Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д.А. Фурманова, «Железный поток» А.С. Серафимовича). Литературные группировки: ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.

Александр Александрович Фадеев (1 час). Личность писателя. Роман «Разгром» (обзор). Тема Гражданской войны.

Исаак Эммануилович Бабель (1 час). Личность писателя. Сборники «Конармия», «Одесские рассказы» (обзор). Образ рассказчика в новелле «Мой первый гусь».

Евгений Иванович Замятин (1 час). Личность писателя. Роман-антиутопия «Мы». Образ Единого государства.

Теория литературы. Антиутопия.

Михаил Михайлович Зощенко (1 час). Личность писателя. Зощенко-сатирик. Рассказ «Аристократка». Зощенковский герой.

Литература 1930-х годов (2 часа). Тридцатые годы как продолжение и одновременно противоположность 1920-х. Николай Островский. Литература на стройках пятилетки. Интимная лирика 1930-х. Лирический перелом в поэзии Бориса Корнилова и Павла Васильева. Тема коллективизации в литературе. Первый съезд Союза писателей СССР (1934).

Андрей Платонович Платонов (1 час). Личность писателя (А.П. Климентов). Повести «Сокровенный человек», «Котлован» (обзор). Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован». Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова.

Михаил Афанасьевич Булгаков (5 часов). Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце» (обзор); пьеса «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия»; роман «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. История создания романа «Белая гвардия». Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Театр Булгакова. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Марина Ивановна Цветаева (1 час). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано.», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке.»), «Кто создан из камня, кто создан из глины.», «Тоска по родине! Давно.», «Стихи к Пушкину». Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи. Тема Родины. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии творца и мира обывателей. Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии 20 века.

Осип Эмильевич Мандельштам (1 час). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Silentium», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.», «За гремучую доблесть грядущих веков.», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез». Культурологические истоки творчества поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Поэт и «век-волкодав». Традиции Мандельштама в русской поэзии 20 века.

Алексей Николаевич Толстой (2 часа). Жизнь и творчество. Рассказ «День Петра», роман «Петр Первый» (обзор). Образ Петра Первого. Работа над романом «Петр Первый». Историзм и злободневность. Становление личности. Народ в романе. Новаторство Толстого.

Михаил Михайлович Пришвин (1 час). Личность писателя. Повести «Женьшень», «Кладовая солнца» (обзор). Особенности художественного мироощущения Пришвина. Природа — зеркало человека.

Борис Леонидович Пастернак (2 часа). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!.», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти.», «Гамлет», «Зимняя ночь»; роман «Доктор Живаго» (обзор). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Философская глубина раздумий. История создания и публикации романа «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Анна Андреевна Ахматова (2 часа). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи.», «Сжала руки под темной вуалью.», «Мне ни к чему одические рати.», «Мне голос был. Он звал утешно.», поэмы «Реквием», «Поэма без героя» (обзор). Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции «Поэма без героя».

Николай Алексеевич Заболоцкий (1 час). Личность поэта. Стихотворения: «Я воспитан природой суровой.», «Не позволяй душе лениться», «Некрасивая девочка». Мысль, образ и музыка в поэзии Заболоцкого.

Михаил Александрович Шолохов (5 часов). Жизнь и творчество. Рассказ «Родинка», роман «Тихий Дон». «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Женские судьбы в романе. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Функция пейзажа в произведении. Художественное своеобразие шолоховского романа. Шолоховские традиции в русской литературе 20 века.

Из мировой литературы 1930-х годов (1 час). Олдос Хаксли. «О дивный новый мир»: антиутопия. Хаксли и Замятин.

Александр Трифонович Твардовский (2 часа). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я знаю, никакой моей вины.», «Дробится рваный цоколь монумента.»; поэмы «Василий Теркин», «По праву памяти» (обзор). Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий народа. Искренность исповедальной интонации поэта.

Литература периода Великой Отечественной войны (3 часа).Человек на войне, правда о нем (очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова и др.).Органическое сочетание патриотических чувств с личными переживаниями лирического героя (лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Исаковского, А. Суркова, К. Симонова и др.). Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны (драматургия К. Симонова, Л. Леонова). Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины 20 века.

Александр Исаевич Солженицын (2 часа). Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича»; рассказ «Матренин двор». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича». Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Малая проза Солженицына - рассказы «Матрёнин двор», «Захар-Калита», серия миниатюр «Крохотки». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. «Архипелаг ГУЛАГ» — летопись страданий.

Из мировой послевоенной литературы (2 часа). Альбер Камю. Повесть «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Эрнест Хемингуэй. Новелла «Кошка под дождем»: роль подтекста. Повесть «Старик и море»: «человек выстоит».

Русская поэзия второй половины 20 века (3 часа). Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели», время «поэтического бума» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики (Н. Рубцов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, Б. Слуцкий и др.). «Новая волна» (А. Ерёменко и др.). Постмодернизм (Д.А. Пригов и др.).

Иосиф Александрович Бродский (1 час). Личность поэта. Стихотворения из книги «Часть речи» (обзор). Опыт изгнанничества и поэтическое мироощущение Бродского.

Из мировой литературы второй половины 20 века (1 час). Франсуаза Саган. Повесть «Немного солнца в холодной воде»: «молодёжные шестидесятые» Габриэль Гарсия Маркес. «Магический реализм» в романе «Сто лет одиночества». Умберто Эко. Роман «Имя Розы»: постмодернизм.

Русская проза в 1950 – 1990-е годы (4 часа). Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели». Виктор Платонович Некрасов (1911 — 1987) и его повесть «В окопах Сталинграда» (1946). «Оттепель» (1953—1946) — начало самовосстановления литературы и нового типа литературного развития. «Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» (1966) и В. Белова «Привычное дело» (1966): глубина и цельность нравственного мира человека от земли. Характеры и сюжеты Василия Шукшина (1929—1974). Василий Шукшин и Александр Вампилов: общее понимание сложности современного быта. Проза Виктора Петровича Астафьева (1924—2001) и Фёдора Александровича Абрамова (1920—1983). «Лейтенантская» проза. Повести Ю. Бондарева «Горячий снег», К. Воробьёва «Убиты под Москвой» (1961), Вяч. Кондратьева «Сашка» (1979). Юрий Трифонов (1925—1981) и новый персонажный ряд городской прозы. Самопознание личности в прозе Андрея Битова (род. 1937). Фантастика городского и барачного быта в повестях Вл. Маканина (род. 1937). Историческая романтика 1960—1980-х. От реализма к постмодернизму.

Валентин Григорьевич Распутин (1 час). Жизнь и творчество. Повесть «Прощание с Матерой». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Связь основных тем повести с традициями русской классики.

Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе (углубление понятия).

Современный русский роман (2 часа). Обзор русской прозы начала 21 века. Творчество В. Пелевина, Л. Улицкой, Д. Рубиной, А. Иванова, Е. Водолазкина: проблематика, жанровые особенности произведений, типология героев.

НРК (2 часа). Монгольская литература от мифов и легенд до современной литературы.

Итоговая читательская конференция (1 час). Гуманистические традиции русской классической литературы и вызовы современности.

Резерв (4 часа).

Категория: Литература
15.10.2020 04:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!