СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология. Внеурочная проектная деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании и применение при проектном методе обучения.

Современное образование диктует нам свои тенденции и требования. Специфика образования должна соответствовать времени. И если раньше в образовании использовалась модель «Делай как я» (Обязательный минимум), то есть воспроизведение подобного решения по образцу, то сейчас с приходом в систему образования ФГОС все изменилось. Во ФГОС мы ориентируемся на планируемые результаты, на решение практических и учебно-исследовательских задач (что само по себе подразумевает использование метода проектов). Ориентируемся на коррекцию учебного процесса и на запланированный итог. Что и приводит нас к новым образовательным результатам: самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения цели, корректировать свои действия, оценивать правильность выполнения задачи, самоконтроль, самооценка, осознанный выбор, ответственность за принятие решений. Как перестроиться под новую систему, где педагог занимает лишь роль тьютора, наставника? Как получить от детей «проектное мышление» вместо «процесса получения информации»? Какие технологии применить, чтобы более наглядно представить цель и проблему?

Если правильно организовать обучение биологии в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познать природу и окружающий нас мир. Одним из способов решения данной проблемы, является изучение биологии с использованием проектно-исследовательского метода и с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. А ИКТ помогает более наглядно увидеть проблему и пути ее решения.

https://co19tula.ru/%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BA%D1%82-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0/

Сегодня особое значение должно придаваться биологическому образованию, поскольку оно может содействовать вхождению человека в мир природы и культуры, обеспечить преемственность культурных норм и общечеловеческих ценностей. Школьная биология - важное звено в общей системе образования. Как учебный предмет биология входит в образовательную область "Естествознание" и призвана обеспечить достижение целей обучения, направленных на: овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира; формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека; формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия.

Понятие «биологическая грамотность» отражает понимание сущности жизни, системных закономерностей ее устройства на Земле. Освоение естественных наук вносит в формирование общей культуры человека очень важные составляющие: умение четко сформулировать проблему, различать доказательства и гипотезы, привлекать для доказательства своей точки зрения экспериментальный подход и системный анализ. Основные функции биологического образования – мировоззренческая, социальная, интеграционная, культурологическая. Важнейшей из функций биологического образования на сегодняшний день является культурологическая функция.

Культурологическую функцию биологического образования можно связать с ценностью самой науки биологии, поскольку она представляет собой совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе научных поисков и изысканий. На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особоважное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов.

Задача формирования самостоятельности учащихся как важнейшего элемента учебной деятельности, как одной из ведущих функций личности в современных условиях имеет большое значение при обучении биологии в общеобразовательной школе, что обусловлено спецификой самого предмета и требованиями современного общества. В качестве такой деятельности может быть рассмотрена самостоятельная учебно – исследовательская деятельность учащихся по биологии. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно – научное мировоззрение. Школа действительно должна стать исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что это открытия не для человечества, а для данного человека. Он сможет сам для себя выработать результаты достижений человеческой мысли, а не усваивать их в готовом виде, отучаясь мыслить, думать, сопоставлять. Вся эта интеллектуальная и практическая деятельность школьников может быть реализована при организации исследовательской деятельности в процессе обучения. При этом ученик обучается путям творческого исследовательского поиска, столь необходимого в настоящее время не только в области биологической науки. Исследовательская деятельность учащихся содержит некоторые элементы научного исследования (выделение проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы), но в силу своей специфики не сводится к последней. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается, деятельность, для которой характерно: Внутренняя мотивация, Специальные структурные компоненты (этапы): выделение проблемы, Организация и анализ данных, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, Формулирование выводов, Недетерминированность (неполная детерминированность) действий, Высокая степень самостоятельности учащихся при осуществлении отдельных ее этапов или всей деятельности в целом, Получение объективно или субъективно нового результата, обогащающего систему знаний учащегося. Функции учителя находятся в тесной связи с функциями учащихся. Учитель по существу программирует учение школьников и, кроме того, организует, наблюдает и анализирует самостоятельную работу учащихся. Ведущая роль учителя при выполнении учащимися самостоятельной учебно-исследовательской работы не только сохраняется, но и расширяется, усложняется[1].

При использовании метода проектов необходимым условием является использование компьютерных технологий. При оформлении проекта нужно уметь работать в Word, грамотно пользоваться интернет-ресурсами и ссылками, при анализе анкетирования уметь строить диаграммы и графики в Exel, при защите проекта нужно подготовить презентацию (PowerPoint), работа с таблицами, рисунками, фогографиями.

Одним из важных инструментов в обучении биологии ИКТ можно отнести электронный микроскоп, когда на большой экран можно вывести изображение с микропрепарата. Очень наглядный и информативный метод, используемый в биологии.

http://altami.ru/articles/types_of_microscopes/electron_microscope/

Сегодня происходит новое возрождение метода проектов, которое связывают с развитием технологий компьютерной телекоммуникации, проектная деятельность начинает занимать важное место не только в системе общего, но и высшего образования, позволяя студенту приобретать навыки, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Многие ведущие педагоги считают метод проектов одним из наиболее эффективных методов развития когнитивных и творческих способностей студентов, формирования профессиональной компетентности. По мнению Е.С. Полат, проектная деятельность студентов – это «рассмотрение на новом витке педагогических, социальных и культурных достижений давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее в других условиях и в иной интерпретации».

В современной системе высшего образования метод проектов применяется как компонент системы обучения и представляет собой такую организацию самостоятельной деятельности студентов, которая направлена на решение какой-либо проблемы, на достижение определенного результата. Проектная деятельность студентов ориентирована на раскрытие личности обучаемого, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.

По мнению многих исследователей, в том числе Н.Ю. Пахомовой, метод проектов является личностно-ориентированной технологией, позволяющей организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, поисково-исследовательские, коммуникативные методики.

Анализируя педагогическую литературу, всевозможные подходы к понятию метода проектов, можно сделать вывод, что организация проектной деятельности студентов направлена на формирование навыков самостоятельно приобретать знания, формирование профессиональных компетенций и задачами проектной деятельности студентов являются:

- систематизация, закрепление, углубление полученных теоретических знаний и умений студентов;

- закрепление и развитие полученных практических умений;

- развитие познавательных, творческих способностей студентов;

-формирование креативного мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию.

Есть даже определенный тип проекта - телекоммуникационные (информационные) проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучаемых на базе компьютерной коммуникации.

По мнению Е.С. Полат, метод проектов является способом развивающего обучения, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Исследования в области психологии Д.С. Брунера, JI.C. Выготского, C.JI. и др. показывают эффективность влияния проектной деятельности на активизацию и формирование когнитивной деятельности. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития логического, алгоритмического, критического и творческого мышления учащихся.

Кроме того, проектная деятельность, как считает Н.Ю. Пахомова, формирует такие важные личностные качества, как коммуникабельность, толерантность, сотрудничество, необходимые в последующей профессиональной работе[2].

Для успешного формирования исследовательских умений и навыков применяется метод проектов. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельности в познавательной деятельности при изучении биологии и это актуальность. Новизна темы состоит в создании системы условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе познавательных интересов[3].

Критерии лучших образовательных практик. Важными признаками и критериями лучшей образовательной практики являются ее соответствие тенденциям общественного развития и социальному заказу, высокая результативность и эффективность образовательного процесса.

Показателем эффективности лучшей образовательной практики следует считать оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. Нельзя считать лучшей практикой, когда высокий уровень знаний достигается за счёт перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких заданий и т.д.

К показателям лучшей образовательной практики относят: стабильность высоких результатов учебно-воспитательного процесса, достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени; наличие элементов новизны, актуальность и перспективность, репрезентативность (достаточная проверка опыта по времени); соответствие современным достижениям педагогики и методики, научная обоснованность.

Как отмечают М. Барбер и М. Муршед, исследующие качество школьного образования, высокоэффективные школьные системы, разительно отличаясь друг от друга по структуре и содержанию обучения, сосредоточивали внимание на повышении качества работы учителя, поскольку именно этот фактор оказывает прямое влияние на образовательный уровень учеников. В своем стремлении повысить качество преподавания эти передовые школьные системы твердо придерживались трех принципов: привлекать в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей); превращать этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания); создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результативности системы — поднять уровень каждого ученика).

Стратегии и особенности методик обучения, способствующих достижению позитивных результатов естественнонаучного образования. Достижению позитивных результатов естественнонаучного образования, успешному овладению учащимися знаниями, умениями (компетенциями), формированию ценностных отношений, взглядов, убеждений, способствуют различные методики, подходы к обучению, инновационные образовательные программы.

Повышению качества естественнонаучного образования, успешному овладению учащимися экологическими знаниями, умениями, навыками; развитию ценностного отношения к природе служит программы дополнительного образования детей, которые реализуются во многих школах и учреждениях дополнительного образования детей[3].

Тенденции развития, присущие современному обществу, влекут за собой изменение целей и задач обучения, стимулируют к улучшению содержания, развитию методов и совершенствованию средств обучения. На современном этапе для образования по-прежнему актуальной остается идея индивидуально-личностного развития учащихся. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и создавать новые цели, новые средства, новые возможности осуществления собственных замыслов, т. е. быть автором своей жизни и деятельности. Этому в большой степени может способствовать такой вид общественно значимой деятельности как проектная деятельность учащихся[4]. Учебный материал становится более доступным, если в учебниках по биологии он снабжен тесно связанными с ним необходимыми иллюстрациями (фотоснимки, изображения строения изучаемых объектов, схемы и др.), число которых должно быть достаточным для получения конкретных представлений об изучаемых объектах и явлениях. Практика показывает, что текст и иллюстрации по занимаемому месту в учебниках должны соотноситься как 2:1, а в процессе изучения учебного материала целесообразно использование раздаточного материала (живых или фиксированных объектов) и демонстрационных изобразительных наглядных пособий (таблиц, картин, муляжей, моделей и др.)[5]. Вот почему очень важно использовать ИКТ, для лучшего понимания и визуального восприятия информации.

Так как биология относится к естественно - научным дисциплинам, что предполагает проведение опытов и различных эксперементов, то применение проектно-исследовательского метода на уроках биологии и внеурочных занятиях, является очевидным. Также очевидным является и использование ИКТ, для поиска информации, для наглядности и визуального восприятия.

Учащиеся привыкли на уроках получать информацию и воспринимать эту информацию, как данность. Есть хорошая фраза: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» (Конфуций). Как же переделать систему, каким образом перейти от «процесса получения информации» к «проектному мышлению»?

Также важно использовать проектный метод и ИКТ на уроках. Но учителю тоже нужно перестроить свою систему обучения, используемую годами. Нужно создавать детям проблемные ситуации, по теме урока, выход из которых они будут искать сами, учитель будет лишь направлять, а не исправлять («…покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»).

Так же учащиеся должны предполагать пути решения данной проблемы (построение гипотез). А как решить эту проблему? Выделить основную главную проблему и озвучить цель. Прописать пути решения - задачи. И сформулировать заключение, которое должно полностью отразить суть цели.

Использование ИКТ и проектной деятельности в школе является обсолютно правильным решением. Оттачив свои навыки еще в школе, у детей не будет проблем с написанием курсовых, дипломных работ, кто-то может всерьез задумается о научной работе. Так же презентация и выступления на конференциях помогут учащимся справиться со страхами и помогут научиться грамотному публичному выступлению.

Список литературы

  1. Библиографическое описание: Коноводова, Ю. А. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии / Ю. А. Коноводова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3414/ (дата обращения: 01.12.2020
  2. Библиографическая ссылка: Бтемирова Р.И. МЕТОД ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24488 (дата обращения: 04.12.2020).
  3. Андреева Н. Д. Методика обучения биологии в современной школе : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 294 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
  4. Лысиченкова, С. А. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся / С. А. Лысиченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 361-366. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33223/
  5. Коноводова Ю. А. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии / Ю. А. Коноводова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 123-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3414/ (дата обращения: 01.12.2020).
  6. Александр Никишов, Методика обучения биологии в школе, Никишов А. И., 2014 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014, Художественное оформлени

Категория: Внеурочка
03.04.2021 10:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!