СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отличительные особенности проектной деятельности по биологии в школе, с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье рассматривается методическая основа организации мини-проектов на уроках биологии, как инновационной технологии современного школьного образования, способствующей повышению эффективности процесса образования. На основании проведенного анализа научной литературы обосновывается использование метода проектов на уроках биологии как неотъемлемого средства формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, проектная деятельность, мини-проекты на уроках биологии, компетенция проектной деятельности, качество обучения школьников.

Abstract. The article discusses the methodological basis of the organization of mini-projects in biology classes as an innovative technology of modern school education, to enhance educational process effectiveness. According to the scientific literature the use of the project method in biology lessons is an integral means of formation of universal educational actions of students is.

Key words: innovative technologies in education, project activities, mini-projects in biology lessons, competence of project activities, the quality of teaching students.

Одним из видов обучения биологии одаренных учащихся старших классов является метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, направленную на решение конкретной проблемы с использованием различных методов и способов обучения и знаний из разных областей науки[1].

Использование проектных технологий является так называемым «мостиком» между теорией и практикой в процессе обучения, воспитания и развития личности одаренного ученика.

Эта педагогическая технология направлена на применение фактических знаний и приобретение новых (часто путем самообразования) и является примером удачного сочетания урочной и внеурочной деятельности. Тема проекта является больше учебные задачи, потому что требует от ее исполнителей поисковых усилий, исследования и разработки оптимального решения, непременного публичной защиты и анализа итогов внедрения.

Эта образовательная технология принципиально реализуется в органической связи с классно-урочной процессом, что, с одной стороны, обеспечивает ее системный уровень, а с другой мотивируется и оптимизируется ней[2].

Итак, проектная деятельность на уроках биологии являются:

  1. Средством повышения производительности учебной работы и ее актуализация;
  2. Развивающей средой, формирует социальные умения, навыки и способствует приобретению учебного и жизненного опыта;
  3. Проверкой соответствия личного опыта потребностям собственной активной трансформационной роли в обществе;
  4. Развитием творческих дарований личности и ее самореализации.

Исследуя научно-методическую базу метода проектов и руководствуясь собственным педагогическим опытом, я пришла к выводу, что учитель всегда должен быть готовым к решению различных педагогических проблем, в частности:

  • К переосмыслению и изменению традиционного содержания учебных тем, к их возможного синтеза с другими школьными дисциплинами, потому что эффективность выполнения учебных проектов часто зависит от их вхождения в общий контекст учебного процесса;
  • К разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных проектов, методов коллективного решения проблем. Это означает, что учитель должен уметь определять проблему учебной темы, ставить цели, выдвигать гипотезы, обсуждать методы исследования, продумывать и предлагать варианты оформления конечных результатов, анализировать полученные данные, формировать выводы, корректно оценивать учеников при подведении итогов;
  • К использованию в ходе совместного исследования нетрадиционных видов деятельности: «мозговой штурм», заседание «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов и др.;
  • К необходимости сочетания на уроках различных форм работы учащихся: коллективной, групповой или индивидуальной;
  • К интенсивному использованию компьютера как инструмента учебной работы учащихся и педагога.

Поскольку проект может предназначаться для изучения одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока, его замысел вырастает из определенной общей проблемы, требующей решения и формулируется в виде нескольких или одной учебной цели. Задумывая проект, учитель, прежде всего, мысленно представляет себе эту проблему, задачи, связанные с ней, возможные пути их решения, конкретные результаты[3].

В работе с одаренными детьми необходимо использовать коллективные, межпредметные проекты. Они дают возможность систематизировать знания учащихся и обеспечивают максимальное приближение проекта к реальным потребностям жизни, творческой самореализации.

Работу с одаренными детьми следует начинать с диагностики потенциальных возможностей учащихся класса, то есть выявление детей, способных к выполнению необходимой деятельности и склонных к этому, определение круга интересов учащихся, наличия сплоченных групп. На основе результатов диагностики определяю следующие виды творческих дел, которые способен выполнять конкретный класс.

Учитывая возраст, дается задание, во время которого слабые ученики будут выяснять в сильных непонятные вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы слабые совершенстве поняли материал.

Неформальное общение с одноклассниками и учителями раскрывает творческий потенциал ученика и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает возможность ученику почувствовать свою значимость в коллективе и одновременно научиться ценить вклад других учеников в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и специальное значение[4].

Главным девизом проектной деятельности школьника на уроках биологии являются: «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где я могу эти знания применить».

В ходе проекта учителю необходимо помнить об основных правилах работы в малых группах и работы в парах:

У пары и группы не разделяются, а объединяются;

Работа в парах и группах обеспечивает высокий уровень обмена информацией и низкий уровень расхождения мнений;

Участники совершенствуют свои умения общения, свободно выражать, обсуждать и аргументировать свое мнение, критически мыслить, слушать;

Участники группы развивают умение слушать других, соглашаться или не соглашаться, уважать мнения и взгляды участников, критиковать идеи, а не людей (лучше предлагать, а не критиковать), не осуждать ни себя, ни других;

Творческие интеллектуальные конфликты являются продуктивными при решении проблемы;

Следить за языком тела (контакты глазами, доброжелательная улыбка, кивок, подбадривание)

Свою миссию учителя при подготовке проектов вижу в том, чтобы быть рядом, помогать, ненавязчиво руководить, направлять, координировать, консультировать, преодолевать конфликтные ситуации, поддерживать желание познавать и творить.

Персональная ответственность учащихся за успех коллективного исследования не только мобилизует их творческую активность и поиски путей кооперативного сотрудничества, но и гарантирует их особое доверие к сделанным самостоятельно важным выводам, усиливает уровень осознанности, развивает поисковые умения.

Список литературы

  1. Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестник ТГПУ. 2012. №8. С.160-167.
  2. Хакимова А.Х., Румбешта Е.А. Мини-проекты по физике в основной школе как средство формирования учебных умений и интереса к предмету // Вестник ТГПУ. 2012. №7. С. 223-228.
  3. Цыбикова Т.С. Организация проектно-исследо- вательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий // Вестник БГУ. 2014. №15. С.57-60
  4. Черняева Т.Н., Чуланова Н.А. Герменевтический подход к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 308-312.

[1] Хакимова А.Х., Румбешта Е.А. Мини-проекты по физике в основной школе как средство формирования учебных умений и интереса к предмету // Вестник ТГПУ. 2012. №7. С. 223-228.

[2] Черняева Т.Н., Чуланова Н.А. Герменевтический подход к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 308-312.

[3] Цыбикова Т.С. Организация проектно-исследо- вательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий // Вестник БГУ. 2014. №15. С.57-60

[4] Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестник ТГПУ. 2012. №8. С.160-167.

Категория: Биология
01.10.2021 20:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!