СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация. В статье рассматривается методическая основа организации мини-проектов на уроках биологии, как инновационной технологии современного школьного образования, способствующей повышению эффективности процесса образования. На основании проведенного анализа научной литературы обосновывается использование метода проектов на уроках биологии как неотъемлемого средства формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, проектная деятельность, мини-проекты на уроках биологии, компетенция проектной деятельности, качество обучения школьников.
Abstract. The article discusses the methodological basis of the organization of mini-projects in biology classes as an innovative technology of modern school education, to enhance educational process effectiveness. According to the scientific literature the use of the project method in biology lessons is an integral means of formation of universal educational actions of students is.
Key words: innovative technologies in education, project activities, mini-projects in biology lessons, competence of project activities, the quality of teaching students.
Одним из видов обучения биологии одаренных учащихся старших классов является метод проектов. Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, направленную на решение конкретной проблемы с использованием различных методов и способов обучения и знаний из разных областей науки
Использование проектных технологий является так называемым «мостиком» между теорией и практикой в процессе обучения, воспитания и развития личности одаренного ученика.
Эта педагогическая технология направлена на применение фактических знаний и приобретение новых (часто путем самообразования) и является примером удачного сочетания урочной и внеурочной деятельности. Тема проекта является больше учебные задачи, потому что требует от ее исполнителей поисковых усилий, исследования и разработки оптимального решения, непременного публичной защиты и анализа итогов внедрения.
Эта образовательная технология принципиально реализуется в органической связи с классно-урочной процессом, что, с одной стороны, обеспечивает ее системный уровень, а с другой мотивируется и оптимизируется ней
Итак, проектная деятельность на уроках биологии являются:
Исследуя научно-методическую базу метода проектов и руководствуясь собственным педагогическим опытом, я пришла к выводу, что учитель всегда должен быть готовым к решению различных педагогических проблем, в частности:
Поскольку проект может предназначаться для изучения одной темы, нескольких взаимосвязанных тем или целого тематического блока, его замысел вырастает из определенной общей проблемы, требующей решения и формулируется в виде нескольких или одной учебной цели. Задумывая проект, учитель, прежде всего, мысленно представляет себе эту проблему, задачи, связанные с ней, возможные пути их решения, конкретные результаты
В работе с одаренными детьми необходимо использовать коллективные, межпредметные проекты. Они дают возможность систематизировать знания учащихся и обеспечивают максимальное приближение проекта к реальным потребностям жизни, творческой самореализации.
Работу с одаренными детьми следует начинать с диагностики потенциальных возможностей учащихся класса, то есть выявление детей, способных к выполнению необходимой деятельности и склонных к этому, определение круга интересов учащихся, наличия сплоченных групп. На основе результатов диагностики определяю следующие виды творческих дел, которые способен выполнять конкретный класс.
Учитывая возраст, дается задание, во время которого слабые ученики будут выяснять в сильных непонятные вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы слабые совершенстве поняли материал.
Неформальное общение с одноклассниками и учителями раскрывает творческий потенциал ученика и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает возможность ученику почувствовать свою значимость в коллективе и одновременно научиться ценить вклад других учеников в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и специальное значение
Главным девизом проектной деятельности школьника на уроках биологии являются: «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где я могу эти знания применить».
В ходе проекта учителю необходимо помнить об основных правилах работы в малых группах и работы в парах:
У пары и группы не разделяются, а объединяются;
Работа в парах и группах обеспечивает высокий уровень обмена информацией и низкий уровень расхождения мнений;
Участники совершенствуют свои умения общения, свободно выражать, обсуждать и аргументировать свое мнение, критически мыслить, слушать;
Участники группы развивают умение слушать других, соглашаться или не соглашаться, уважать мнения и взгляды участников, критиковать идеи, а не людей (лучше предлагать, а не критиковать), не осуждать ни себя, ни других;
Творческие интеллектуальные конфликты являются продуктивными при решении проблемы;
Следить за языком тела (контакты глазами, доброжелательная улыбка, кивок, подбадривание)
Свою миссию учителя при подготовке проектов вижу в том, чтобы быть рядом, помогать, ненавязчиво руководить, направлять, координировать, консультировать, преодолевать конфликтные ситуации, поддерживать желание познавать и творить.
Персональная ответственность учащихся за успех коллективного исследования не только мобилизует их творческую активность и поиски путей кооперативного сотрудничества, но и гарантирует их особое доверие к сделанным самостоятельно важным выводам, усиливает уровень осознанности, развивает поисковые умения.
Список литературы
© 2021, Мордвинцев Всеволод Дмитриевич 268