СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Английский язык. Насколько он необходим дошкольнику?
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал…
А.С. Пушкин
"… Как, вы не занимаетесь английским?!" – довольно часто можно услышать из разговора родителей дошкольников. В течение последних десятилетий процессу обучения иностранному языку детей уделяется пристальное внимание. Причем ежегодно открываются группы для детей более младшего возраста. Сейчас изучать английский язык предлагают уже с трех лет, а то и раньше. Многие родители мыслят в русле устоявшихся представлений о том, что нужно малышу, чем заниматься, чему, как и когда учить. В частности, для многих существует так называемый "малый джентльменский набор" занятий для малышей (чуть ли не с рождения) – это музыка, иностранный язык, плавание, далее - теннис, бальные танцы, занятия живописью. Наши бабушки стремились заниматься по этой схеме с нашими родителями, наши родители пытались точно также дать нам как можно больше из представленного набора. Время, разумеется, вносило свои дополнения и коррективы, например, когда-то в моде было фигурное катание, а сейчас горные лыжи, но иностранный язык всегда оставался в этом списке и занимал в нем почетное место. Это модно, это престижно, это действительно важно для нашего времени.
Грудничку над кроваткой повесят большой плакат-алфавит с английскими буквами, обиходные слова и фразы (из тех, что помнят сами) будут говорить вперемешку с русскими. Малыш подрастает, и взрослые ищут детские сады или развивающие центры, где непременно есть обучение английскому. Спрос настолько велик, что даже в самых маленьких и отдаленных городах можно встретить пару-тройку объявлений: английский (французский, немецкий и т.д.) язык для детей 2-6 лет индивидуально и в группе, на дому и в дошкольных образовательных центрах, по традиционным и новейшим методикам. При этом я почему-то не вижу такого же количества объявлений и призывов заниматься с детьми развитием родной речи, русским языком. Нет спроса. Видимо, считается, что уж своим-то родным языком каждый ребенок и так владеет с рождения. Приходится с горечью констатировать: в настоящее время родной язык в нашей стране не выдерживает конкуренции с языками иностранными.
А помните, как поступали русские дворяне? Они приглашали в дом гувернантку-француженку (или немку, или англичанку). Никаких специальных занятий не было. Няня-гувернантка находилась с ребенком целый день: будила, одевала, гуляла, кормила и постоянно разговаривала с малышом по-французски, короче говоря, погружала его в языковую среду. Через некоторое время малыш начинал понимать чужую речь, а потом и говорить. И с произношением все у него было в порядке. Результат нам всем известен из исторических записок и из литературы. Иностранным языком владели в совершенстве, а на родном многие изъяснялись с трудом. Вспомните пушкинскую Татьяну. Знаменитое письмо Онегину она ведь писала по-французски: "Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном…" У определенной категории родителей появилась возможность выезжать за границу, что они и делают, вывозя своих малышей туда на длительный срок с целью, как они говорят, "чтобы английский стал, как родной". А ребенок и родного-то языка еще толком не знает.
Учителя школ с тревогой в один голос говорят о всё возрастающей неграмотности детей, их неумении четко формулировать свои мысли, о нежелании читать. Многим из тех, кто обращается за помощью, она не понадобилась бы, если бы вовремя были расставлены все акценты и на первом месте в шкале развития и обучения их малыша стоял именно родной язык, а не иностранный.
Я совсем не против изучения иностранных языков; я в полной мере осознаю и поддерживаю необходимость владения хотя бы одним из них; я прекрасно понимаю, что без знания языков невозможно полноценное существование в современном мире, начиная от свободного ощущения себя на отдыхе за границей и кончая, в перспективе, получением престижной работы. Но… Мудрая пословица "всему своё время" как нельзя лучше отражает мое мнение на этот счет. Оговорюсь сразу: речь идет о детях дошкольного возраста с функциональными нарушениями в речевой сфере. Обучаться английскому (или другому) языку можно только детям развитой речью и сформированным звукопроизношением. Занятия английским языком крайне не совместимы со становлением речевой функции детей, имеющих нарушения в речевой сфере.
Учителя школ с тревогой в один голос говорят о всё возрастающей неграмотности детей, их неумении четко формулировать свои мысли, о нежелании читать. Многим из тех, кто обращается за помощью, она не понадобилась бы, если бы вовремя были расставлены все акценты и на первом месте в шкале развития и обучения их малыша стоял именно родной язык, а не иностранный. "… моему сыну 5 лет. У нас большие проблемы с развитием речи. А ведь я с раннего возраста специально большое внимание уделяла языку: с 4-х месяцев занималась с ним английским, с 2-х лет няня, как могла, занималась с ним немецким языком. Сейчас мы вынуждены заниматься с логопедом русским языком: оказывается, у сына не все звуки сформированы правильно, он плохо говорит, начал нервничать, перестает общаться с другими детьми… Что делать? Помогите нам!" К сожалению, так и бывает: мы сами совершаем ошибки, которых вполне можно было бы избежать, а затем все силы кладем на то, чтобы их исправить. Зачем же заранее программировать ошибочные действия? За ваши ошибки, за ваши амбиции будет расплачиваться ребенок.
Иностранный язык далеко не всем нужен в дошкольном возрасте. Мне кажется, что это не совсем то, что обязательно нужно вашему малышу. Более того, я утверждаю, что это очень часто ложный путь. Может быть, ваш ребенок и будет говорить по-английски, но то, что при этом существует опасность для родного языка – несомненно. Необходимо очень взвешенно подойти к этому вопросу. Дошкольное детство проходит очень быстро. Это поистине драгоценное время, когда маленький человечек интересуется всем и готов впитать всё, что видит, всё, что предлагается взрослыми. И тут уже от мудрости взрослого, от его знаний, от его умения выстроить приоритеты зависит очень многое. Каждый родитель должен знать, что пока речь ребенка не сформировалась или уже существуют проблемы в данной области, не следует их усугублять, внедряясь в чужую языковую систему. Почему? Любой язык имеет свои ярко выраженные звуковые (фонематические) особенности. Ставя в раннем возрасте английское произношение, мы совершаем ошибку, которая ведет к закреплению неверной постановки звуков родной речи. А это в дальнейшем ведет к трудностям при обучении чтению и письму. Уделите больше времени формированию и развитию всех навыков родной речи. Так когда же лучше приступать к изучению иностранных языков? Тогда и только тогда, когда закончен процесс формирования родного языка. Что это значит? Первый показатель – чистое звукопроизношение, второй - в должной мере развитая связная речь, третий – ребенок умеет читать (не отдельные слова, типа "мама", "папа", а действительно умеет читать, как вы и я). Четкие возрастные рамки, конечно же, поставить невозможно. Нужен исключительно индивидуальный подход. Для кого-то подобная речевая зрелость наступает уже в 5 лет, а у кого-то и в 7-8 лет этот процесс еще не завершен. Кстати, если вы помните, когда-то изучение иностранного языка в наших школах не случайно начиналось с пятого класса, то есть с 12-ти лет (я сейчас не касаюсь вопроса, как именно велось преподавание и каков был результат). Во многих странах, которые бережно относятся к родному языку, изучение иностранных языков предусмотрено именно с этого возраста. Невозможно научить ребенка иностранным языкам, если интеллектуальный багаж его беден, мышление не развито, если ребенок не имеет достаточной практики речевого общения. Владея секретами родной речи и навыками чтения, малышу затем гораздо легче будет даваться и изучение иностранных языков. Если же вы считаете, что ваш малыш уже готов к изучению чужого языка, то подойдите к этому со всей серьезностью. Конечно, моё мнение - это мое мнение. Вы можете соглашаться с ним или не соглашаться. Важно, чтобы ваше решение – заниматься или не заниматься в раннем возрасте иностранным языком - было осознанным, чтобы шаг этот был со всей серьезностью вами обдуман, чтобы вы объективно оценили уровень развития вашего малыша и смогли определить степень его (малыша) готовности к подобному обучению. Если прочитанная статья заставит кого-то из родителей задуматься, кого-то усомниться в правильности выбранного пути, а кому-то, наоборот, поможет утвердиться в своем выборе - я буду считать свою задачу выполненной. Вопрос, вынесенный в названии статьи – учить или не учить? – разумеется, риторический. Конечно же учить! Но подойти к этому с учетом всего вышесказанного. И все же, когда повсюду призывают обучать малышей иностранным языкам, часто не уделяя должного внимания родному языку, я хочу, чтобы дети-дошкольники прежде всего в совершенстве владели русским языком, знали его секреты и законы, умели и любили читать, знали и любили русскую литературу. И иностранные языки будут даваться им легко!
© 2015, Комарова Анастасия Александровна 752