СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ совместной работы с родителями в образовательной деятельности школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие педагога с родителями обучающихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».

Педагоги нашей школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы я выбираюнаиболее эффективныенаправления и формы работы с родителями.

Моя работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.

Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса. Основной задачей своей работы считаю активизацию педагогической, воспитательной деятельности семьи, придания ей целенаправленного, общественно значимого характера. Основная форма работы с коллективом родителей -классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями.

Разнообразны темы и формы проведения родительских собраний. Так, например, проведены родительские собрания: деловая игра «Развитие личности младшего школьника», продуктивная педагогическая игра «Воспитание ненасилием в семье», дискуссия «Психофизическое развитие детей младшего возраста», круглый стол «Детская агрессивность», мастерская «Моделирование воспитательной системы класса», собрание «Взаимоотношения в семье», тренинг «Законы жизни семьи, законы жизни класса».

Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Собрания проводятся в форме «круглого стола», деловой игры с внесением элементов дидактических игр. Собрание «Как помочь ребенку стать внимательным» проведено в форме практикума.

Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.

Обычно проводятся тематические лекции, например: «Трудовое воспитание детей», «Авторитет родителей», «Отец - воспитатель». Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.

В практике работы учителей начальных классов участие в общешкольных родительских собраний. В ходе таких собраний решаются вопросы:

1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?

2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?

3. Педагогический такт родителей.

4. Пути самовоспитания родителей.

5. В чем состоит влияние отца на ребенка?

6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?

7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.

В работе собрания принимают участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной и по воспитательной работе, школьный психолог.

Сложилась традиция использования педагогами нашей начальной школы такой активной формы работы, как родительские тренинги, проводимые совместно со школьным психологом. В родительских тренингах участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».

Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В нашей начальной школе есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики», разговор- встреча родителей и детей «В сердце ты у каждого, Родина-Россия!», праздники посвященные 8 Марта и Дню Защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.

Постоянно использую еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, праздники, подготовка к конкурсам). Родители всегда готовы помочь классным руководителям. А педагоги, в свою очередь, не скупятся на добрые слова в адрес самых активных помощников. На каждом собрании звучат слова благодарности в адрес родителей, которые оказывают помощь своему педагогу. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра, нравственности. Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Особо хочется отметить, что детские праздники в начальных классах превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Кроме того, праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. Таким стал в этом учебном году праздник «Осенние посиделки».

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывает идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что это проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это педагог, психолог, представитель правоохранительных органов. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей.

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

3. Грубость и непонимание в семье.

4. Талантливый ребенок в семье.

5. Вредные привычки. Как с ними бороться.

Я считаю, что сложившаяся система работы с родителями и учащимися наиболее эффективна. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Приятно то, что родители приходят в школу не только по вызову учителя, но и часто сами становятся организаторами интересных дел.

27.08.2017 23:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!