Мы прошли достаточно непростой путь. Мы записались в «Экстерн офис» — дистанционную систему сдачи школьных экзаменов и подготовки к ним. Такая система очень полезная, ее разработал педагог из Новосибирска Алексей Битнер. У нас был личный кабинет на сайте, где был доступ ко всем образовательным материалам за первый класс, а также план сдачи экзаменов. Саша бодро и планомерно осваивала эту программу. А когда она сдала первый экзамен, нам стало понятно, что ребенку не подходит такая система. Она многим помогает, но мы не посчитали необходимым осваивать некий базовый набор знаний и двигаться по заранее определенной программе. Такой подход называют термином «Хоумскулинг», и он предполагает следование программе. Так или иначе, большинство подобных систем во главе угла ставят программу и экзамены.
Для меня во главе угла стоит запрос ребенка и его интересы, а не «базовый набор знаний», который определило министерство образования и науки в государственном образовательном стандарте. Это не значит, что стандарт не нужен, но есть и другие подходы. Подход, который выбрала я называют по-разному: Child led education, Child driven education, unschooling (анскулинг). Подход, который разрешает ребенку быть собой, самостоятельно строить траекторию своего образования и делать то, чем ему интересно заниматься в данную конкретную минуту. Со стороны может показаться, что ребенок ничем не занят. Но по сути он не занят, например, изучением таблицы умножения, а делает что-то другое, потому что эта таблица умножения просто сейчас не находится в фокусе его интересов. Дети, как, впрочем, и взрослые, гораздо лучше воспринимают информацию, когда уже получили некий эмпирический опыт. Когда ты уронил предмет, тебе гораздо проще будет понять что такое сила притяжения, чем когда ты прочитал об этом какой-то теоретический материал.
Ребенок может быть занят чем угодно: сегодня, например, может шить одежду, завтра разбираться с банковской системой, послезавтра он пойдет в зоопарк и увлечется биологией. В анскулинге нет типичных дней, образование не отделяется от обычного течения жизни.
Но так уж устроена наша система образования, что ребенку придется подготовиться и сдать итоговую аттестацию в школе. Такая подготовка, как правило занимает несколько месяцев и нужна прежде всего, чтобы натаскаться на формат тестирования. А если у ребенка будет цель учиться в университете, ничего не мешает ему подготовиться и поступить. Ребенок, который научился ставить и достигать цели, а также самостоятельно добывать информацию, за небольшой промежуток времени, способен подготовиться и справиться со всеми образовательными формальностями.