СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций

О трудностях воспитания и обучения детей пишут педагоги, психологи, социальные работники, юристы. Помимо знания и владения отдельными педагогическими методами, средствами и приемами, педагоги должны уметь находить правильное решение в каждом частном случае, выявлять действительные причины деформации поведения ребенка и планировать пути и средства их коррекции.

Рассмотрим понятие «педагогическая ситуация»:

Педагогическая ситуация –взаимодействие педагога с обучающимся или коллективом обучающихся на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

Педагогическая ситуация – это событие, с которым педагог столкнулся в повседневной работе. Это событие ставит перед педагогом педагогические задачи, требующие решения.

Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения.

Сложная педагогическая ситуация – это ситуация, которая характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различные рода конфликтных проявлениях.

Подобные ситуации требуют от педагога принятия педагогически правильного решения, однако практически невозможно найти простой и однозначный выход из сложной педагогической ситуации, если не учитывать при этом причины, которые порождают противоречия, лежащие в ее основе.

Обозначим причины возникновения сложной педагогической ситуации.

1) Ситуации, возникающие по линии ученик-ученик - это ситуации, в которых возникает несогласие между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Причинами таких ситуаций могут быть:

- недовольство: учащиеся недовольны друг другом, событиями, общением, взаимодействием, у них отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь;

- разногласие: отсутствие согласия между учащимися из-за несходства во мнениях, взглядах, поступках;

- противодействие: учащиеся препятствуют действию других учащихся;

- противостояние: учащиеся проявляют сопротивление действию одноклассников, противостоят лидеру, претендуют на лидерство;

- разрыв: нарушение связи, согласованности, договоренности между кем - либо.

2) Ситуации деятельности возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. Подобные ситуации часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы.

3) Ситуации поведения возникают по поводу нарушения детьми правил поведения в образовательном учреждении, на занятиях, в свободное время.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если педагог допустил ошибки в анализе поступка ребенка, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Следует помнить, что педагог не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка ребенка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение детей.

4) Ситуации отношений возникают в сфере эмоционально-личностных отношений педагогов и обучающихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Ситуации отношений часто возникают в результате неумелого разрешения их педагогом и имеют, как правило, длительный характер. Это бывает в том случае, если педагог навязывает учащимся свой характер взаимоотношений.

По содержанию ситуаций, возникающих между педагогом и обучающимся, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях участников ситуации – в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

.

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение наличия педагогической ситуации.

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3. Определение характера ее содержания.

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка педагога к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Формы и методы преодоления сложной педагогической ситуации в ходе образовательного процесса

Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять напряжение или конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.

Действия педагога можно разделить на диагностические и исполнительные.

Диагностические действия ориентированы на определение причины, которая является предметом острой педагогической ситуации.

Выяснение причин организуется посредством системы интеллектуальных действий, в которую входят:

1. «Зондирование» - обращение к говорящему за уточнениями. Педагог с помощью уточняющих вопросов, наблюдения и других доступных ему диагностических процедур стремится получить информацию, нужную для успешного разрешения возникшего затруднения. Задавая вопрос: что вы хотите этим сказать? - он фокусирует говорящего на самом процессе говорения, а не на его личности.

2. «Пошатывание» и «раскачивание» - педагог делает пробные шаги по определению причины и степени прочности позиции, занятой учащимся в конкретной ситуации: «Покажите, объясните мне, почему это справедливо?». Одним из средств проверки на прочность позиции ребенка является пересказ педагогом услышанного. Ребенок, слушая как бы со стороны свой рассказ, может усомниться в правомерности занятой им позиции и причина возникшей проблемной ситуации решается.

3. «Эмоциональное отзеркаливание» происходит по формуле: ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ ГОВОРЯЩЕГО + ОТОБРАЖЕНИЕ СВОИХ ЧУВСТВ. Отражение чувств - это описание эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое состояние. А отображение педагогом своих чувств способствует выражению своего отношения к собеседнику: «Мне кажется, что вы чувствуете. и мне близки ваши чувства». Освобождение от бремени невыраженных чувств способствует увеличению конструктивных усилий по решению проблемы.

4. Структурирование педагогом собственных знаний о ситуации, мысленное соотнесение новой ситуации с ранее встречавшейся. Суммирование знаний с последующим использованием их для решения проблемной ситуации. Структурирование знаний, а значит, мыслей, как своих, так и ребенка, позволяет предотвращать беспредметность, расплывчатость последующего разговора.

5. «Взвешивание» возможных способов воздействия на ребенка и определение среди них наиболее эффективного.

6. «Компенсация» - замещение недостаточного распознавания личности учащегося посредством установления причинно-следственных связей в его поведении. Педагог старается найти основную причину возникновения проблемы, выделить ее и иметь дело именно с ней, а не с личностью. Важно избегать оценочных отношений к ребенку.

Решать педагогические ситуации административными мерами, такими как вызов родителей, приглашение на педсовет, обсуждение на комиссии, постановка на учет, применение репрессивных мер нужно очень осторожно и в крайних случаях.

Рассмотрим типичные педагогические ситуации

Типичные педагогические ситуации

Исполнительные действия педагога

Низкая успеваемость ребенка

Определить природу неуспеваемости, понять, ученик не имеет способностей к учёбе или не хочет учиться, и уже потом искать методики обучения, которые помогут исправить положение вещей. Привлекать к решению проблемы психолога.

Нарушение дисциплины на уроке/занятии

Выявить лидера, нарушителя дисциплины, найти какую-то точку соприкосновения с этим учеником, т.е. то, что будет действовать на него безотказно.

Изменить методику преподавания.

Ябедничество, доносительство и жалобы

Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.

Драки, потасовки, агрессивное и жестокое поведение ученика по отношению к другому ученику

Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал, в более спокойной обстановке обратиться к осмыслению логики развития данной ситуации.

Клички и прозвища с целью унижения достоинства

Воздействие на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более благородным мотивам.

Конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство

Попытаться понять причину такого поведения, учитывать мнение ребенка, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, организовывать сотрудничество.

Проявление у ребенка тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками

Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка. Также в этом случае лучше не заставлять ребенка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.

Проявление у ученика сильной раздражительности

Не спорить и не конфликтовать с ребенком, не делать замечаний в присутствии других. Проводить занятия и тренинги с психологом.

Воровство, ложь, обман

Проведение бесед с ребенком, убеждение в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Беседа о последствиях противоправных действий. Убеждение ребенка, что ложь, воровство ведет к потере доверия окружающих людей.

Школьный «буллинг» - социальное явление, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников

Педагог, заметив такое явление, не должен выносить его на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. В основу воспитания должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Борьба за власть

Для устранения данного поведения рекомендуется уходить от конфронтации и снижать напряжённость, дать возможность ученикам реализовать свои организаторские способности в ходе общественных дел.

Месть. Для некоторых учеников нередко целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду.

Учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них, выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.

Методы разрешения сложных педагогических ситуаций

«Бумеранг» (прием возвратного действия)

Смысл приема заключен в том, чтобы столкнуть учащихся с последствиями тех условий, которые они сами создали. Задача педагога состоит не в том, чтобы тем самым наказать детей, а вызвать у них чувство понимания содеянного. В то же время надо показать твердость, которая бы «отбила охоту» устраивать ситуации конфликтов в ученическом коллективе.

«Гротеск»

Суть приема в том, чтобы представить действия ребенка в таком шаржированном, гротескно преувеличенном виде, чтобы отчетливо обнаружилась их неприемлемость с точки зрения общепринятых норм поведения. Наиболее целесообразен этот прием в ситуациях, когда поступок отдельного ученика задевает интересы, достоинство коллектива или личности, когда надо показать ребенку, что, унижая других, он сам оказывается униженным, а подавляя других, подавляет лучшее в себе. Доводя действие ученика до гротеска, важно добиться, чтобы он увидел себя в ином свете, чтобы недостойный поступок вызвал у него чувство раскаяния, сожаления, сострадания к тому, кто обижен.

Любой гротеск не должен быть злой пародией, а «бумеранг» не должен поражать тех, кто его запустил. Дети не могут быть жертвой педагогической техники, а должны быть объектом заботы и уважения педагога, который видит в приемах педагогического воздействия прежде всего наставления в правильных действиях. Гротескное усиление действий детей может носить порой характер доброй иронии, имеющей целью выставить поведение некоторых ребят в смешном свете.

«Гипертрофия»

Суть приема заключается в таком гипертрофированном расширении или ограничении прав учащихся, которое показывает несовместимость его действий, поступков с нормами коллектива, нравственности, с честью и достоинством окружающих. Описание приема гипертрофированного ограничения прав дает А.С. Макаренко. Один из его воспитанников опоздал в столовую и, чтобы не встречаться с начальником, влез в окно. В специальном приказе этому воспитаннику предлагалось впредь пользоваться не дверью, а только окном, чтобы попасть в это помещение. Разумеется, этот прием требует точной оценки ситуации, правильного прогноза реакций школьника и его окружающих. В подобных ситуациях всегда присутствуют элементы риска. Без риска творчество невозможно, но он должен быть построен на правильном расчете, подкрепляться знанием детской психологии и накопленным педагогическим опытом.

«Исповедь» (разновидность «письменного самоанализа»)

Прием снятия напряжения с отношений между педагогом и детским коллективом, когда многие средства уже использованы, но нет заметных результатов. Суть данного приема в том, что педагог в письменной форме доводит до сведения своих воспитанников мотивы своих действий, свои мысли, переживания, свои мучения от невозможности достучаться до их сердец. Важно быть уверенным, что ученики готовы к такого рода объяснениям, что учитель может рассчитывать на взаимопонимание. Иначе такой сложный и тонкий прием может привести к нежелательным результатам.

Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств. Проблемные ситуации, которые возникают в ходе профессионального общения, заставляют педагога анализировать самого себя не только как участника процесса, но и в роли человека, который может изменить его в педагогически целесообразном направлении. Такое состояние побуждает к поиску средств целенаправленного формирования своих профессионально-значимых качеств и умений. Ни одна проблемная ситуация не проходит бесследно. Каждая ситуация, требующая решения, приводит либо к реконструкции деятельности, либо к реконструкции личности педагога.

18.02.2020 20:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!