СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Барьероустойчивость как основа психопрофилактики в профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психопрофилактика профессиональной деятельности педагога в условиях внедрения новых ФГОС направлено на помощь педагогу в реализации системно-деятельностного подхода в обучении, в том числе психологическую экспертизу подготовки и проведения урока или занятия, на психологическую поддержку педагога, повышение психологической готовности к инновационной деятельности.

Сопровождение педагогов, реализующих стандарты ФГОС, включает в себя много составляющих:

  • Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, реализующим требования новых ФГОС;
  • Формирование умения мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений в связи с изменившимся требованиями в соответствии с новыми ФГОС;
  • Формирование коммуникативных и регулятивных компетенций, навыков разрешения конфликтов и снятия стрессов;
  • Развитие психического здоровья и формирование психологической устойчивости у участников образовательного пространства. Профилактика эмоционального выгорания.
  • Оказание консультативной помощи.
  • Информационно-просветительская работа по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС, укреплению психического и физического здоровья педагогов, умению организовать свое время, стресс-менеджмент.

Формы психолого-педагогического сопровождения можно распределить в следующие блоки:

  • консультационно-информационно-просветительский
  • коррекционно-развивающий
  • профилактический

Консультационно-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса в ходе реализации ФГОС для каждого ученика, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Просвещение и информирование (психологическое) всех участников образовательного процесса - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения.

             Консультационно-информационно-просветительская с учителями предлагаем осуществлять с использованием следующих форм работы:

  • ШПГ (школа психологической грамотности);
  • лекции психологов, врачей, других специалистов;
  • доклады педагогов, реализующих ФГОС;
  • ярмарка педагогического мастерства;
  • профессиональные конкурсы (внутришкольные);
  • разработка педагогами «Педагогических рецептов при реализации ФГОС»;
  • анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов;
  • круглые столы, деловые игры, тренинги;

К сожалению, на сегодняшний день отмечается неподготовленность большого процента педагогов к ситуации введения нового ФГОС, связанные с ним изменениями в образовании; низкий уровень мотивации педагогов к самообразованию, внедрению инноваций; отсутствие необходимого методического сопровождения для разработки и реализации образовательных программ, программы развития универсальных учебных действий и др.

Не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, педагог сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии системно-деятельностного подхода, что снижает результативность урока и вызывает еще большее эмоциональное отторжение инноваций частью педагогов. Отдельно следует рассматривать поставленную перед педагогом задачу достижения обучающимися метапредметных результатов освоения программы в ходе урочной деятельности, что требует высокой психологической компетентности преподавателя.

Учителям довольно часто приходится испытывать психологические барьеры, препятствующие выполнению профессиональной деятельности. В эту группу можно отнести: плохое настроение, отсутствие желания и боязнь работать по новым ФГОС, негативное состояние на уроке, раздражение, волнение, досаду, замешательство, сомнение, злобу, агрессивное состояние, усталость, утомление, переутомление, лень.

На настоящий момент основными барьерами, препятствующими успешной реализации новых ФГОС отмечаются:

  • страх работать по новым ФГОС;
  • преобладание ЗУНовских стереотипов;
  • недостаточное знакомство с технологиями развивающего обучения;
  • трудности, возникающие у многих педагогов при анализе собственной деятельности, разработке технологической карты урока и его методического обоснования в соответствии с новыми требованиями ФГОС;
  • гетерогенный состав обучающихся в общеобразовательной школе по уровню психического развития и состояния здоровья;
  • отсутствие условий для внешней дифференциации обучения (обучения в специальном классе) детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • недостаточное владение педагогами технологией внутриклассной дифференциации процесса обучения;
  • низкая психолого-педагогическая компетентность большинства родителей и др.

Напряженные ситуации, часто возникающие с введением новых ФГОС в профессиональной деятельности педагога, воспринимаются как непреодолимые барьеры, угрожающие не только деятельности, но и жизни самого специалиста.

Итак, возникновение психологических барьеров в профессиональной деятельности педагога обусловлено определёнными ситуациями[1], к которым мы относим:

  • ситуации неопределённости (новые методические требования к проведению уроков, нестандартность условий при проведении урока, требующих педагогической импровизации,  внезапное изменение расписания, замена коллег, неожиданное посещение урока администрацией, неопределённость критериев оценки труда учителя).
  •  ситуации с усложненными условиями деятельности педагога (разработка урока в соответствии с новыми требованиями ФГОС, большое количество предметных часов, многопредметное преподавание, дополнительные нагрузки во внеурочное время, классное руководство или кураторство, дефицит времени на подготовку к уроку, отсутствие отдыха).
  • ситуации неудовлетворённости (отсутствие удовлетворённости собственной деятельностью, несоответствие потребностей возможностям, несоответствие успешности учащихся ожиданиям учителя).
  • ситуации конфликта, возникающие при отсутствии взаимопонимания; неспособности найти конструктивные пути разрешения конфликта в системах: «учитель - ученик», «учитель - родитель», «учитель - учитель», «учитель - администратор».
  • ситуации изменения (повышения – понижения) социального положения, статуса, звания учителя, создающие определённый положительный или отрицательный микроклимат в коллективе (аттестация, конкурсы, разработка авторских программ, сопоставление учителей друг с другом по различным показателям, например, сопоставление уровня успешности учащихся разных учителей).
  • ситуации вхождения в новую профессиональную среду (смена социальной роли педагога, возникающие при переходе в другую школу, на другую должность, при  необходимости переучиваться).
  • ситуации кризиса в профессионально-педагогической деятельности в целом (изменение в системе ценностей общества, низкая социальная оценка результатов педагогической деятельности).

В данных ситуациях, назовём их «стимульным событием», учитель испытывает физическое, или умственное, или эмоциональное ограничение активности профессиональной деятельности. Причём, как мы предполагаем,  дифференцировать эти ограничения невозможно в виду того, что они взаимообусловливают друг друга.

Мы считаем, что умственное ограничение (поиск нестандартного решения какого-либо события, неполная картина какой-либо информации о себе и своём труде) вызывает недовольство собой, неудовлетворенность того, что быстро нельзя разрешить ситуацию. Всё это сказывается на эмоциональной сфере, отражаясь во взволнованности, растерянности, раздражительности, тревожности, снижении чувства уверенности в себе, беспокойстве, напряжённости, а, может быть, и в страхе, что проблема может не разрешится. Что, в свою очередь, тормозит физическую активность и выражается в снижении или повышении аппетита, чувстве усталости и разбитости, расстройстве сна, нарушении внимания, памяти, в психосоматических недомоганиях и так далее. А само «стимульное событие», трудная ситуация, в зависимости от того, как воспринимается и анализируется педагогом, приобретает когнитивную оценку. Причём степень трудности ситуации полностью зависит не от самого события, а от того,  как оно воспринимается, в какой ранг возводится по уровню сложности. Степень трудности, как нам кажется, будет зависеть от уровня барьероустойчивости самого педагога, а, конкретно, от эмоциональной устойчивости, как способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности, гибкости поведения, уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями,  темпа, выносливости, чувствительности, эмоциональной удовлетворенности профессией.  

Заметим, что, получив когнитивную оценку, «стимульное событие» вызывает одно из состояний: тревожности, напряжённости, неадекватной пассивности, стресса, конфликтности, фрустрации. Такое состояние затрудняет выполнение профессиональной деятельности и является психологическим барьером.

В нашем представлении, барьер – это напряжённое психическое состояние, вызванное неадекватно воспринятым событием, увеличивающее вероятность адаптационных нарушений, снижение активности и блокирующее деятельность человека. В зависимости от того, в какой степени напряжённости это состояние переживается, на сколько человек уверен в том, что он справится или не справится с ним, можно прийти к выводу, что существует несколько путей  выхода из состояния психологического барьера. Выделим два способа преодоления состояния психологического барьера: конструктивный и неконструктивный. Конструктивный способ предполагает проявление  активности в преодолении барьера, учитель считает себя ответственным в решении проблемы. Неконструктивный способ характеризует пассивную позицию учителя, желающего любым путем ослабить, избежать или отложить разрешение проблемы, при этом возлагается вина на других или  внешние обстоятельства, вменяется обязанность другому лицу разрешить ситуацию барьера. Рост напряжения сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам мышления и выбора: человек волнуется, впадает в панику и теряет контроль над ситуацией. Активное недовольство собой, прежним состоянием достигает такого уровня, при котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер.

В нашем понимании барьероустойчивость – это такое психическое состояние, которое позволяет личности учителя адекватно воспринимать трудности, контролировать свои чувства, поведение и  быстро находить конструктивные пути выхода из ситуации барьера. «Барьероустойчивое поведение» будем понимать, как способность педагога разрешать ситуации психологического барьера конструктивным способом, низкая степень выражена в применении неконструктивных способов поведения.

С нашей точки зрения, обладать барьероустойчивостью в условиях внедрения новых ФГОС - это значит, уметь быстро ориентироваться в измененных условиях жизни организации, находить оптимальные решения в сложных нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладание.

Основная работа по формированию психологической устойчивости к барьерам в образовательной системе должна строиться на основе проведения антистрессовых тренингов, направленных на развитие барьероустойчивого поведения педагогов образовательных учреждений.

Предлагаемая программа направлена на развитие барьероустойчивого поведения  специалистов образовательных учреждений, реализующих новые стандарты ФГОС.

Данный курс направлен на решение следующих задач:

  • расширение сферы осознаваемого в понимании собственных психических состояниях, вызванных барьерами в профессиональной деятельности;
  • гармонизация внутреннего мира специалиста за счет освоения новых знаний  навыков психической саморегуляции, адекватного снятия эмоционального напряжения;
  • актуализация и расширение мотивов профессионального самосовершенствования;
  • укрепление личностной и профессиональной самооценки специалиста, осознание ими своих личностных особенностей и творческих возможностей.

Интенсивность занятий – 1 раз в месяц. Продолжительность каждого занятия 2 часа.

Программа конструктивного изменения поведения специалиста и развитие барьероустойчивости осуществляется в форме тренинга. Работа включает  различные виды тренинговых упражнений, психотехник, деловых игр, главная цель которых - знакомство с простыми, довольно доступными методами снятия напряжения, формирование умений управлять своим психофизическим состоянием, умений контролировать свое поведение.

В работе используются следующие группы методик:

  1. свободное рисование с беседой о рисунке;
  2. игры-релаксации, снимающие психическое напряжение;
  3. психотехнические упражнения, повышающие профессиональное мастерство;
  4. игры-драматизации.

Примерные темы занятий:

  1. Введение в понятие барьероустойчивого поведения. Психологические барьеры при реализации ФГОС. Разрешение ситуаций барьера. Способности преодолевать барьеры. Различия в восприятии трудностей в профессиональной деятельности.
  2. Эмоции и чувства. Эмоции и чувства человека. Какие они бывают? Человек имеет право чувствовать то, что он хочет. Осознание своих чувств и их адекватное проявление как необходимое условие здоровья и успеха. Как управлять эмоциями? Умение контролировать свои чувства как неотъемлемое качество счастливого человека. Спрятанные проблемы. Чувства тревоги и беспокойства. Наши переживания.
  3. Здоровье. Психологическое здоровье как цель и критерий успешности в профессиональной деятельности. Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний. Барьероустойчивость: поиск в трудной ситуации сил в самом себе и как следствие этого позитивные самоизменения.
  4. «Профессиональные кризы». Роль кризисов в жизни человека. Психологическая поддержка в ситуации кризиса. Синдром эмоционального выгорания.
  5. Стресс. Что такое стресс? Виды стресса. Стресс - это хорошо или плохо? Последствия стресса. Стрессовые ситуации. Как справиться со стрессом? Стресс и депрессия.
  6. Конфликты. Что такое конфликт? Конфликты на работе, в школе, дома, на улице. Способы поведения в конфликте. Проблемы взаимопонимания. Выражение гнева. Игровые задания на осознание барьеров общения.
  7.  «Образ Я». Личные качества человека и их проявление в профессиональной деятельности. Игровые задания на развитие творческой экспрессии, формирование образа самого себя, осознание собственного состояния; выработка психотехник видоизменения, осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.
  8. Успех. Что значит быть успешным? Какой человек может стать успешным? Умение преодолевать барьеры как составляющая успеха. Всегда ли успешный человек бывает счастлив? Как стать успешным и счастливым.

Данная программа была апробирована среди специалистов образовательных учреждений. В ходе работы были выделены психические состояния педагогов, типичные для педагогической деятельности в ситуациях барьера, стрессовых ситуациях, введения ФГОС, новых методических требованиях к организации уроков.

Среди способов преодоления барьеров по частоте встречаемости преобладают следующие высказывания:

·         Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.

·         Вспоминаю, как я решала аналогичные проблемы раньше.

·         Стараюсь вникнуть в ситуацию.

·         Обдумываю случившееся и свое отношение к случившемуся событию.

·         Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.

·         Решаю, что важнее всего делать.

·         Контролирую ситуацию.

·         Разрабатываю несколько различных решений проблемы.

·         Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.

·         Стараюсь тщательно распределить свое время.

·         Определяю курс действий и придерживаюсь его.

В ответах большинства педагогов после проведенной программы отмечается самостоятельное продолжение работы этой группы над развитием у себя умений актуализировать и поддерживать необходимые во время профессиональной деятельности положительно окрашенные эмоциональные, волевые, интеллектуальные состояния: терпение, выдержку, доброжелательность, симпатию, сдержанность, неудовлетворенность достигнутым. Они считают необходимыми и определенные поведенческие проявления: умение выслушать, умение анализировать, привычку доводить дело до конца.  В ситуации барьера педагоги адекватно воспринимают трудные события, анализируют их, контролируют свое собственное состояние,  берут на себя ответственность за решение ситуации.

Итак, в ситуациях барьера педагоги, с которыми была проведена систематическая работа по развитию барьероустойчивого поведения, адекватно воспринимают  трудные события, анализируют их, контролируют свое собственное состояние, берут на себя ответственность за решение ситуации, то есть у них выше барьероустойчивость в профессиональной деятельности и больше возможностей успешной и эффективной реализации ФГОС.

 

 

Литература:

Назметдинова С.С. Психологические барьеры и барьероустойчивость в профессиональной деятельности педагога. Дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н.: Спец. 19.00.13 / Назметдинова Светлана Сайрановна; [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. - М.: 2004

 

[1] Использована классификация А.К. Марковой.

 

Категория: Всем учителям
10.01.2015 22:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!