СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация первоклассников

Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Адаптация к школе – довольно длительный процесс. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. И поэтому в начале учебного года перед мной стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников.

В первом классе – 23 учащихся. Из них девочек – 12, мальчиков – 11. Возрастной состав: 8 – 2012г, 15– 2011г (из них 5 учеников, не достигшие 6,6 лет).

Полных семей – 20. Неполных – 3 семьи. Многодетных – 3. До поступления в школу 21 ребёнок посещал детский сад, остальные 2 воспитывались дома. Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Но большинство первоклассников пришли очень шумными, конфликтными, отвлекались на уроках. Им нужно было помочь утвердиться на позиции школьника, почувствовать себя принятым в школьную семью. Ребенок должен быть уверен в своих силах. Для этого с детьми проводила беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в ней существуют правила.

В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации (сокращенный рабочий день, три урока по 35 минут, домашние задания не задаются, на уроке в обязательном порядке проводятся две физкультминутки в игровой форме, последние уроки проводятся в не стандартной форме - уроки – экскурсии, уроки – игры). Классное помещение проветривается во время перемен, уровень освещенности соответствует санитарным нормам. Организовано рациональное питание. Горячим питанием охвачены все дети.

Для многих детей характерны такие качества, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением. Это связано с особенностями их психики, поэтому я стараюсь не делать резких замечаний, не одергивать их, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка. В процессе обучения учитываю индивидуальные особенности ученика. Подчеркиваю достоинства и успехи детей. С самого начала поддерживаю общую самооценку ребенка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу, словесная похвала, кивок головой, улыбка, хвалить исполнителя, критиковать только исполнение, предлагаю ребёнку оценить разные стороны своей работы.

Воспитательные моменты включаются в урок, на перемене воспитание происходит по ситуации, а также собственный пример учителя и родителей.

В целом родители заинтересованы жизнью своих детей, ожидают от них положительных результатов с учетом способностей детей. Регулярно посещают школу. Оказывают помощь классу, стараются сотрудничать с учителем, вырабатывать единство требований семьи и школы. С отдельными родителями приходится проводить индивидуальную работу. Стараюсь сглаживать конфликтные ситуации. Устанавливать связь между школой и родителями. Совместно были организованы выставки, конкуры, праздники: «Золотая осень» ( родители положительно отнеслись к обеспечению овощами), «Рождественский ангел», «Сохраним ёлочку», новогодняя игрушка, «Посвящение в первоклассники».

Провела собрания: «Особенности развития младшего школьного возраста», «Занятость детей во внеуроочное время (кружковая работа)», «Детский травматизм». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период. Создан уголок для родителей.

Обучающиеся на момент поступления в первый класс имели разный уровень подготовки к школе, и в течении первого полугодия они сравнительно одинаково адаптировались. Голикова Мария(прибывшая) быстро влилась в коллектив, освоилась в школе, приобрела новых друзей в классе, у нее почти всегда хорошее настроение (без видимого напряжения), выполняет требования учителя. Освоилась с режимом работы в школе, на уроках всегда активна.

Некоторые ученики могли во время урока играть, выяснять отношения с другими учащимися, не реагировать на замечания учителя, но к концу первой четверти их реакция на требования учителя стала более адекватной.

В классе есть и особая группа детей. К значительным трудностям в учебных делах прибавляются еще трудности рассеянного внимания (Евстигнеева Анастасия, Кинаш О.) У них проявляются негативные формы поведения. Резкие выбросы отрицательных эмоций-плаксивость, реакция протеста. Неадекватно реагируют на замечание учителя. Необходимо, чтобы с такими детьми постоянно работал психолог.

У нескольких учащихся наблюдается нарушение речи: Спиваков Д., Зайцев Е., Евстигнеева А. Эти дети нуждаются в помощи лагопеда-деффектолога, который с ними занимается.

В течении истекшего периода учащиеся познакомились с буквами, научились складывать и читать слоги, слова, понимать смысл прочитанного. Многие дети испытывали затруднения в овладении навыками письма, так как у них слабо развита моторика рук, ручкой работали с напряжением: Кинаш О., Руденская В., Багров М., Свидерский Н.

Спиваков Д. и Омётова Н. пишут левой рукой.

На уроках математики научились воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, моделировать разнообразные расположения объектов в пространстве по их описанию и с использованием слов (вверху, внизу, за, между, слева и справа). Умение соотносить предмет и цифру; классифицировать предметы по цвету, по форме, размеру. Сравнивать числа в пределах 10

Каждого ребенка обучаю на уровне его возможностей и способностей. Проводя психологические наблюдения, пришла к выводу, что у большинства детей сформировалось положительное отношение к школе, дети школу посещают охотно. Таким образом, задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены. Условия, для того, чтобы ребёнок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы. А вообще, адаптационный период не заканчивается, так как ребенок постоянно приспосабливается, и моя задача ему в этом помочь.

В следующей четверти поставила перед собой такие задачи: продолжать создавать ситуацию успеха; способствовать сплочению классного коллектива; формирования доброжелательного отношения между одноклассниками; создавать условия для сохранения и укрепления здоровья; развивать творческие, интеллектуальные и физические возможности детей.

14.01.2019 22:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!