СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Звенит звонок нам десять лет подряд.

Его услышав, люди улыбаются,

И расцветают лица у ребят:

Пришла пора - уроки начинаются.

Слайд 3

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.

Слайд 4

Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в школе?

Слайд 5

ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ:

Адаптация физиологическая

Адаптация психологическая

Адаптация социальная или личностная

Можно ли быть уверенным, что Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Первоклассник не слишком устает. Первоклассник достаточно самостоятелен У него появились друзья-одноклассники. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Успехи в учебе зависят от желания и умения учиться, умения видеть связь явлений, закономерности, от желания разобраться, понять, почему, как, отчего…

Ребенок должен понимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя

Ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время Удерживать внимание, не отвлекаться Слушать учителя, уметь высидеть целый урок Находить общий язык с одноклассниками

Слайд 6

Степень адаптированности

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Слайд 7

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Слайд 8

«Группа риска»

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Слайд 9

Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам. Различают несколько видов адаптации:

Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.

Перед ребенком ставятся задачи:

во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;

во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;

в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.

Слайд 10

Физиологическая адаптация.

- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Слайд 11

- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Слайд 12

Трудности:

1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика

2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.

3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко.

4. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя.

5, Вербализм. Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов.

Слайд 13

Пути решения проблемы:

Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

«Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно:

1) сниженная потребность познавательных мотивов;

2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.

3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.

4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви. Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Слайд 14

Как оказать помощь в адаптации к школе?

Слайд 15

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя).

ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.

Слайд 16

Деятельность учителей начальных классов во время адаптационного периода направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

Ø организация режима школьной жизни первоклассников;

Ø организация оздоровительно-профилактической работы;

Ø организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

Ø организация внеурочной деятельности первоклассников;

Ø изучение социально-психологической адаптации детей к школе (больше деятельность психолога).

Слайд 17

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час.

Организация режима школьной жизни первоклассников

-Учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно ( сентябрь - 3 урока по 35 минут, с октября - 4 урока по 35 минут, с 3 четверти продолжительность уроков 45 минут).

-Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 20 мин.

-Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний.

-Домашнее задание носит рекомендательный характер.

-Для первоклассников установлены дополнительные каникулы.

Слайд 18

Организация оздоровительно-профилактической работы

-Зарядка в начале учебного дня в течении 5-7 минут.

-Физкультминутки и гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев.

-Расписание уроков составлено с учётом умственной работоспособности детей.

-Профилактическая работа с родителями.

-Динамическая пауза 35 минут

Слайд 19

Для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня.

В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня.

Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.

Слайд 20

Успешность адаптационного периода определяется признаками:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
  • Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.
  • Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
  • Формирование адекватного поведения.

Слайд 21

Спасибо за внимание!

23.03.2021 13:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!