СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям
Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги начальных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся в школьной действительности. Она характерна для детей 6-8 - летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или оно идет сниженными темпами. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль, стимулирования адаптационных возможностей таких детей принадлежит классному коллективу, в уважительном отношении к ним и поддержке.
Дезадаптированные дети. Под ними понимают детей, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками, другими детьми адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении. По своей сущности термин дезадаптированные дети характеризует тех детей, которые по тем или иным причинам не могли адаптироваться в среде жизнедеятельности (в семье, детском саду, классе и пр.), что негативно сказалось на их развитии и воспитании. Например, плохо успевающий в классе ученик. В то же время, плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, не желания учиться и др.
Дезадаптированный ребенок – это ребенок, отличающийся от сверстников вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившиеся на нем, его развитии, социализации, способности решать естественные для его сверстников задачи.
Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которыми они встречается в жизни. Особых трудностей у нее не возникает в процессе естественной адаптации к условиям новой для них среды. Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети достаточно динамичные в адаптации к различным условиям, нередко испытывают в этом большие трудности. Эти трудности существенно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.
При умении педагога строить педагогически целесообразные отношения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодолена в течение 2-4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на ситуацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, - в отдельных случаях - когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита - то и у психоневролога.
Различные категории детей при определенных условиях нуждаются в направленной помощи и поддержке по предупреждению возникновения дезадаптации, или в ее преодолении в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами нередко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специальных образовательных учреждениях, ориентированных на проведение воспитательной работы с учетом фактора, приведшего их к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.
Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К таким факторам относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние).
Внутренние (личностные) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:
Внешние (средовые) факторы дезадаптация человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести:
Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:
Возможности позитивного проявления дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.
Нередко можно встретить, когда к дезаптированным детям относят тех, кто наоборот, сам выступает лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильне следует говорить о дезадаптирующем человеке, группе.
Дезадаптирующий ребенок (дезадаптирующая группа) - это человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе), либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и таким образом, сдерживающим его активность, способность наиболее полно реализовать себя. Примерами могут быть: девушка по отношению к неравнодушному к ней парню; гиперактивный ребенок, по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно проявляющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к молодому) и пр.
Не редко к дезадаптированным относят «детей улицы». С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети на улице лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка изъять из улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным он или среда, в которой он оказался.
Высокая адаптируемость к среде отдельных новых детей девиантного поведения нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встречаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздействовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дисциплине.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Такие факторы, как трудновоспитуемость, социально-педагогическая запущенность представляют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дезадаптации новой среды, так и при определенных условиях, он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.
Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилактическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков относятся:
По отношению к дезадаптированным детям необходимы усилия по ее преодолению. Такая деятельность направлена на преодоления последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.
© 2023, Трубченко Жанна Маратовна 130