СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 приёмов для интересного начала урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 приёмов для интересного начала урока Начало урока - очень важный этап. Если в первые пять минут у детей не возникло интереса, то остальные сорок пройдут без пользы. Поэтому важно в начале урока мотивировать учеников. Есть разные способы начала урока. Главное, чтобы они пробудили неподдельный интерес у учеников. Предлагаю 5 приёмов, способных разбудить в детях познавательный интерес и замотивировать их на плодотворную работу в течение всего урока. Приём "Удивляй" Удивление - это начальная фаза развития познавательного интереса и активности ребенка. Так почему бы не использовать это в образовательных целях? Надо показать детям, что обычные, привычные, повседневные предметы и явления могут быть странными, что они имеют какие-то удивительные истории. Учителю стоит обратить внимание своих учеников именно на это. Например, на уроке русского языка при изучении числительных учитель может предложить детям присмотреться к написанию слов "одиннадцать", "двенадцать", "тринадцать", "четырнадцать" и спросить: "Почему в первом пишется две н, а в остальных - одна?" Детей заинтересует и удивит этот факт, а еще больше - история, связанная с происхождением числительных: "Числительное "одиннадцать" образовалось сращением слов «один на десяте» (то есть один свыше десяти). По такому же принципу образованы и все другие числительные от 11 до 19. Поэтому в числительном "одиннадцать" пишется две н". Приём "Фантастическая добавка" Отличным способом заинтересовать учеников будет перенесение учебной ситуации на фантастическую почву. Например, на выдуманную планету. При этом можно изменить значение любого параметра изучаемого понятия, которое обычно является постоянным. Так, к примеру, на уроке литературы можно героя поместить в другую историческую эпоху; на биологии - рассмотреть жизнь выдуманного растения в реальных условиях; на истории - рассмотреть ситуацию глазами жителя того времени и той страны, о которой идет речь. На уроке русского языка не помешает немного фантастики во время первого знакомства учеников с причастием. Разговор можно начать с рассказа о кентаврах (в древнегреческой мифологии - полулюди-полукони) и сравнить их с причастиями (наполовину прилагательными - наполовину глаголами). Приём "Ассоциации на доске" Есть три разные формы этого приема: 1) "Понятия" Учитель записывает на доске основное понятие (вертикально), которое будет отрабатываться на уроке. Затем просит учеников назвать признаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательное условие: называемые слова должны иметь общие с понятием буквы. 2) "Цветок" Учитель рисует на доске цветок с серединкой и 4-6 пустыми лепестками. В серединке записывается понятие. Затем учитель просит учеников назвать проявления или характеристики понятия. Названные слова записываются на лепестках. Кстати, используя такой прием, я учу девятиклассников работать над понятием при подготовке к экзаменационному сочинению 9.3 (только использую не лепестки, а стрелки). 3) "Прямоугольник" Учитель рисует на доске прямоугольник и записывает на нём понятие. затем он просит учеников назвать к понятию: а) синонимы; б) антонимы; в) прилагательные; г) глаголы, которые так или иначе связаны с понятием. Все названные слова записываются на гранях прямоугольника. Со всеми ассоциациями в течение урока работа продолжается. На этапе рефлексии учитель с учениками вновь могут к ним вернуться и усовершенствовать список, исключив лишнее или добавив недостающее. Эти же рисунки можно использовать как опорные схемы при устном пересказе или выполнении домашнего задания. Приём "Отсроченная загадка" В начале урока учитель задает загадку, ответ на которую можно узнать только в процессе изучения нового материала. Например, перед изучением темы "Обособленные определения" можно рассказать такую "пунктуационную историю": "Путешественник во время пути, попав в опасность, обещал в случае спасения "поставить статую золотую, пику держащую". Однако, когда опасность миновала, раскошеливаться ему не захотелось, и ему на помощь пришла запятая". Вопрос: как запятая помогла путешественнику сократить свои расходы на статую в несколько раз? После изучения обособления определений, стоящих после определяемых слов, ученики смогут решить эту задачу, переставив запятую после слова "статую". Приём "Источник информации" Для применения этого приема учителю надо будет запастись раздаточным материалом: газетами, журналами и другими публикациями, содержащими информацию про теме урока. В начале урока учитель раздает публикации и просит найти в них тот или иной факт. Например, учителя русского языка давно используют газеты в качестве раздаточного материала при изучении темы "Односоставные предложения", только уже на этапе закрепления изученного. Но ведь можно применять их и в начале урока с целью создания интереса. Точно так же использовать газеты и журналы можно при изучении темы "Числительные", попросив учеников найти в заметках и статьях слова с числовыми значениями. Или на уроке о повелительном наклонении глагола, предложив поискать заголовки-призывы. Описание приемов составлено на основе книги Садкиной В.И "101 педагогическая идея. Как создать урок". Приведенные в статье примеры взяты из личного опыта.

20.04.2021 22:18


© 2021 219

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!