Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
«Средняя общеобразовательная школа № 31 имени Л.В. Журина»
Утверждена
Директор ___________Н.Н. Южакова
Приказ № 212/3 от 31.08.2022 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по немецкому языку
«Занимательный немецкий»
( общекультурное направление)
Возраст учащихся – 13-14 лет
Срок реализации программы - 1 года
Программу разработала: Аржанова Т.Ю.
учитель
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
имени Л.В. Журина
Программа рассмотрена на методическом совете
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
имени Л.В. Журина
Протокол № 1 от 30 августа 2022 г.
Мурманск
2022 г.
Содержание
Пояснительная записка
Цель и задачи курса
Планируемые результаты курса
Формы проведения занятий
Формы контроля и подведения итогов
Содержание программы
Список литературы
Приложение 1 (Календарно-тематическое планирование)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Занимательный немецкий» предназначена для 7 класса общеобразовательных учреждений при изучении немецкого языка как второго после английского для основного общего образования и разработана на основе нормативных документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изм. от 31.12.2015 № 1577).
Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020 г. N 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. N 254".
Учебного плана МБОУ г. Мурманска СОШ №31 имени Л.В. Журина;
с учетом
Учебно-методического комплекса ««Немецкий язык. Горизонты»: учебник для общеобразовательных учреждений и школ, авторы: М.М. Аверин, Ф, Джин, Л. Рорман, - М. Просвещение, 2021г , рекомендованного Министерством образования и науки РФ.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Форма организации обучения
Программа внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» создана в рамках общекультурного направления деятельности школы. Курс предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую систему обучения. Программа рассчитана на 34 часа на весь период обучения. Возраст обучающихся – 13-14 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Актуальность и практическая значимость программы внеурочной деятельности по немецкому языку «Занимательный немецкий» определяется важностью повышения не только уровня знаний учащихся, но и развития их творческих способностей и возможностей, фантазии, образного мышления, что само по себе оказывает положительное влияние на познавательные процессы. Обучение иностранному языку на основе общения, в котором задействованы интеллектуальная и эмоциональная сферы, направлено на целостное развитие личности ребенка.
Новизна программы внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий. В программе уделяется существенная роль развитию межкультурной коммуникации при овладении двумя иностранными языками и использованию максимально адаптированных к повседневной жизни форм
письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование на занятиях внеурочной деятельности метода проектов помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать.
Цель и задачи
Основная цель данного курса заключается в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров; расширение и систематизация знаний о языке, лингвистического кругозора и лексического запаса. Указанная цель раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического через решение следующих задач:
формирование у обучающихся навыка интегрирования знаний из разных метапредметных областей.
- развитие культуры межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности;
- раскрытие индивидуальных способностей ученика;
- развитие основных психических процессов и качеств ( восприятие, память, внимание, наблюдательность, коммуникабельность).
Планируемые результаты курса
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности ( эффект воспитания и социализации детей). Контроль достижения планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий, участии в мероприятиях по иностранному языку.
Работа по курсу «Занимательный немецкий» в 7 классе призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
обучение смысловому чтению;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляцию своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
Коммуникативная компетенция
(владение иностранным языком как средством общения)
Говорение:
1.умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
2.умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
3.рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
4. сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
5.описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
Аудирование:
1.воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; 2.воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
3.воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации.
Чтение:
1.читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
2.читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
3.читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации.
Письменная речь:
1.заполнять анкеты и формуляры;
2.писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
3.составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция
(владение языковыми средствами)
Графика, каллиграфия, орфография:
- применение правил написание изученных слов;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка;
- соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение ритмико- интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное);
- знание основных различных систем второго иностранного, первого иностранного и родного языков;
- проверять написание слова по словарю или учебнику;
- формулировать краткое письменное высказывание;
- уметь выразить свою мысль на немецком языке в письменной форме.
Фонетическая сторона речи:
- различать на слух и произносить все звуки немецкого языка, соблюдая нормы произношения;
- соблюдать правило отсутствия ударения в служебных словах (артиклях, предлогах, союзах).
Лексическая сторона речи:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе, устойчивые словосочетания, в пределах тематики 7 класса;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Грамматическая сторона речи:
Существительные: дательный падеж существительных;
Артикль: нулевой артикль;
отрицание kein;
Глаголы: модальные глаголы в настоящем и прошедшем повествовательном времени Präteritum; повелительное наклонение;
прошедшее повествовательное время Präteritum глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками, глаголов с суффиксом –ieren;
прошедшее разговорное время Perfekt сильных и слабых глаголов;
возвратные глаголы;
Местоимения: личные местоимения в дательном падеже, притяжательные местоимения в дательном падеже;
склонение местоимений welch-, jed-, dies-;
возвратное местоимение sich;
Прилагательные/наречия:
сравнительная степень прилагательных и некоторых наречий;
склонение прилагательных в именительном, винительном и дательном падежах;
склонение прилагательного после неопределённого артикля;
склонение прилагательного после определённого артикля;
склонение прилагательного после притяжательных местоимений;
склонение прилагательного после отрицания kein;
склонение прилагательного в единственном и множественном числе;
Числительные:
порядковые числительные (в том числе при назывании дат;
Предлоги:
предлоги с дательным падежом;
предлоги с винительным падежом.
Синтаксис:
условные придаточные предложения с союзом wenn после главного предложения;
условные придаточные предложения с союзом wenn перед главным предложением;
дополнительные придаточные предложения с союзом dass и придаточные предложения причины с союзом weil;
порядок слов в сложном предложении.
Принципиальным в организации работы со структурами является их функциональное применение.
Социокультурные знания и умения
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в немецкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование немецкого языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомством с:
♦ фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
♦ оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
♦ иноязычными сказками и легендами, рассказами;
♦ с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами страны/ стран изучаемого языка);
♦ с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка;
♦ словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка
Предусматривается овладение умениями:
• писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке;
• правильно оформлять адрес на немецком языке;
• описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, городов/сел/ деревень, в которых живут школьники.
Компенсаторная компетенция
умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Формы проведения занятий
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Работа в парах.
Индивидуальные консультации.
Самостоятельная работа.
Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации
(письмо, написание открытки, статья, эссе и т. д.).
Проектная деятельность.
Устные выступления по подготовленным темам. Презентация своей работы.
Тестовые задания.
Содержание программы
Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со структурой программы, представленной в 7 классе:
Предметное содержание речи
Как прошло лето (5 ч) |
Рассказываем о каникулах |
Погода |
Читаем о летнем отдыхе. Гора Мёнх, Швейцария. |
Причастия |
Проект «Мое лето» |
Планы на будущее (5 ч) |
Мечты |
Я хотел бы стать… Профессии |
Профессиональное образование |
Мои планы на будущее |
Проект «Каким я вижу себя через 10 лет» |
Дружба (5 ч) |
Друзья и подруги. |
Качества личности |
Хороший друг, какой он? |
Сравнения. Сравнительная степень |
Проект «Мой лучший друг» |
Изображение и звук (4ч) |
Электрические приборы. Средства коммуникации |
Интервью с Лизой. Модальный глагол dürfen |
Телеканалы и радиостанции. |
Интернет-проект: Ваша телепрограмма на немецком языке |
Взаимоотношения (5 ч) |
Самочувствие. Я радуюсь/сержусь, если … |
Школа К. Штреля в Марбурге. Интервью с ученицей |
Ориентация и способность к передвижению. |
| Взаимоотношения в интернате. | |
Проект «Мои эмоции» |
Это мне нравится (5 ч) |
Что кому нравится? | Мне нравится /не нравится … | |
Прилагательное перед существительным после неопределенного артикля. |
Описываем внешность |
|
Проект «По одежке встречают» |
Подробнее о себе (5 ч) |
Какое сегодня число? Важные дни. Даты. |
Школьная жизнь. |
Важные этапы в (школьной) жизни |
Обобщение и систематизация изученного материала |
Подведение итогов года |
Итого: 34 часа |
Список литературы
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. УМК Немецкий язык» для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Рабочая тетрадь с приложением на электронном носителе (Arbeitsbuch ) для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Контрольные задания. 7—8 классы (Testheft) для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. Книга для учителя (Lehrerhandbuch) для 7 класса. - М.Просвещение, 2021.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
Интернет ресурсы
http://www.daf-portal.de/ - Этот образовательный портал предоставляет разнообразную информацию для учителей немецкого языка, образцы упражнений по всем видам речевой деятельности, on-line тесты, информацию об учебных заведениях Германии, страноведческую информацию.
http://www.goethe.de/ - официальный сайт Гете - института, который содержит образцы упражнений, тренировочные тесты для подготовки к экзаменам международного уровня, страноведческую информацию, игры, методические советы.
http://www.lehrer-online.de/ - портал для учителей немецкого языка. Содержит информацию на немецком языке по всем предметным областям.
www.deutsch.interaktiv.prv.pl/ - интерактивные упражнения для средней и старшей ступени.
http://www.magazine-deutschland.de/ журнал “Deutschland”
http://www.spigel.de/ журнал “Spigel”
http://www.viva.de/ интернет-журнал “Viva”
http://www.petersburger-dialog.de/ интернет-журнал “Петербургский диалог”.
Приложение № 1
к рабочей программе
внеурочной деятельности
«Занимательный немецкий»
Календарно - тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Занимательный немецкий»
на 2022 – 2023 учебный год.
7 класс
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Как прошло лето(5 ч) |
1 | 1 | Рассказываем о каникулах. Монологическая речь | 03.09.-07.09 | |
2 | 2 | Погода. Диалогическая речь. Аудирование | 10.09.-14.09 | |
3 | 3 | Читаем о летнем отдыхе. Гора Мёнх, Швейцария. | 17.09.-21.09 | |
4 | 4 | Причастия. Грамматика | 24.09.-28.09 | |
5 | 5 | Проект «Мое лето» | 01.10.-05.10 | |
Планы на будущее (5 ч) |
6 | 1 | Мечты. Дискуссия | 08.10.-10.10 | |
7 | 2 | Я хотел бы стать… Профессии. Диалогическая речь | 15.10.-19.10 | |
8 | 3 | Профессиональное образование. Изучающее чтение | 22.10.-26.10 | |
9 | 4 | Мои планы на будущее. Письмо | 29.10.-30.10 | |
10 | 5 | Проект «Каким я вижу себя через 10 лет» | 08.11.-13.11 | |
Дружба (5 ч) |
11 | 1 | Друзья и подруги. Диалогическая речь | 15.11.-16.11 | |
12 | 2 | Качества личности. Аудирование | 26.11.-30.11 | |
13 | 3 | Хороший друг, какой он? Дискуссия | 03.12.-07.12 | |
14 | 4 | Сравнения. Сравнительная степень. Грамматика | 10.12.-14.12 | |
15 | 5 | Проект «Мой лучший друг» | 17.12.-21.12 | |
Изображение и звук (4ч) |
16 | 1 | Электрические приборы. Средства коммуникации Поисковое чтение | 24.12.-28.12 | |
17 | 2 | Интервью с Лизой. Модальный глагол dürfen. Грамматика | 08.01.-11.01 | |
18 | 3 | Телеканалы и радиостанции. Монологическая речь | 12.01.-15.01 | |
19 | 4 | Интернет-проект: Ваша телепрограмма на немецком языке | 17.01.-22.01 | |
Взаимоотношения (5 ч) |
20 | 1 | Самочувствие. Я радуюсь/сержусь, если …. Диалогическая речь | 24.01.-29.01 | |
21 | 2 | Школа К. Штреля в Марбурге. Интервью с ученицей. Аудирование | 31.01.-05.02 | |
22 | 3 | Ориентация и способность к передвижению. Поисковое чтение | 07.02.-12.02 | |
23 | 4 | | Взаимоотношения в интернате. | Дебаты | 14.02.-19.02 | |
24 | 5 | Проект «Мои эмоции» | 28.02.-05.03 | |
Это мне нравится (5 ч) |
25 | 1 | Что кому нравится? | Мне нравится /не нравится … | Диалогическая речь | 11.03.-15.03 | |
26 | 2 | Прилагательное перед существительным после неопределенного артикля. Грамматика | 18.03.-22.03 | |
27 | 3 | Описываем внешность. Письмо | 25.03.-26.03 | |
28 | 4 | . Диалогическая речь | 04.04.-09.04 | |
29 | 5 | Проект «По одежке встречают» | 11.04.-15.04 | |
Подробнее о себе (5 ч) |
30 | 1 | Какое сегодня число? Важные дни. Даты. Диалогическая речь | 18.04.-23.04 | |
31 | 2 | Школьная жизнь. Письмо | 25.04.-30.04 | |
32 | 3 | Важные этапы в (школьной) жизни. Дискуссия | 02.05.-06.05 | |
33 | 4 | Обобщение и систематизация изученного материала | 10.05.-14.05 | |
34 | 5 | Подведение итогов года | 16.05.-24.05 | |
Итого часов | 34 | | | |
15