РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательный немецкий»
5 класс
Учитель: Альшина Зяйняб Харисовна
Пояснительная записка.
Новизна программы внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, аудио - и видеокурсов, мультимедийных средств обучения. В представленной программе даны некоторые ссылки на использованные ресурсы сети Интернет, которые каждый учитель немецкого языка может использовать в своей работе. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка. Использование на занятиях внеурочной деятельность метода проектов помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать. Первый учебный проект «Зачем я учу немецкий язык» выполняется пятиклассниками на русском языке и способствует повышению мотивации изучения языка. Продукт проекта «Книга обо мне» и «Праздничная открытка» выполняется уже на немецком языке.
Цель обучения по программе внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» – развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной компетенции, а также развитие и воспитание школьников средствами немецкого языка.
Реализация комплексной коммуникативной цели предполагает решение следующих задач:
– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну;
– развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Программа внеурочной деятельности перекликается с содержанием учебного предмета, дополняет изучаемые на уроках немецкого языка в 5 классе темы по УМК И.Л. Бим.
Отличительной особенностью данной программы является направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских, народных и современных песен, инсценированием немецких песен, сказок, созданием атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.
Программа внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» к концу пятого класса у обучающихся:
• сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор;
• будет получено первичное представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
• будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными с речевыми партнёрами;
• сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком в следующих классах.
К окончанию первого года обучения по программе внеурочной деятельности школьники будут знать и уметь:
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём;
уметь читать на немецком языке;
уметь отвечать на вопросы;
уметь вести диалог по образцу;
понимать на слух элементарные фразы;
уметь составить рассказ о себе и своей семье.
В результате изучения иностранного языка у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Общее иноязычное образование позволит в дальнейшем сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.
Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.
7. Ожидаемые результаты:
Личностные результаты пятиклассников, формируемые при изучении иностранного языка:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
Метапредметные результаты:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты освоения пятиклассниками программы по иностранному языку:
Аудирование:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, узнавая на слух знакомые языковые средства и угадывая по его действиям, мимике, жестам значение незнакомых слов;
основное содержание облегченных текстов с опорой на наглядность;
воспринимать на слух сообщения монологического и диалогического характера;
Говорение:
Диалогическая речь
- участвовать в элементарном этикетном диалоге ( знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
- вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями по темам;
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто?что?где?когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
Монологическая речь:
- рассказывать о старом немецком городе;
- составлять небольшие описания по образцу;
Чтение:
- читать вслух текст, построенный на знакомом (изученном) материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем, сносками, комментарием, языковой догадкой с опорой на словообразовательные элементы;
-читать с полным пониманием,
- читать по ролям;
Письмо:
- списывать текст на немецком языке, выписывать из него или вставлять в него слова;
- использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности при устном общении с носителями языка в доступных школьникам этого возраста пределах.
Тематический план внеурочной деятельности
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Знакомство | 0 | 1 | 1 |
2 | Учебный проект «Зачем я учу немецкий язык» | 0 | 3 | 3 |
3 | Алфавит | 2 | 6 | 8 |
4 | Числительные | 1 | 3 | 4 |
5 | Цвета | 1 | 2 | 3 |
6 | Семья и я. Учебный проект | 1 | 4 | 5 |
7 | Чем мы охотно занимаемся? | 1 | 3 | 4 |
8 | Сказка «Теремок» | 1 | 6 | 7 |
| Итого | 7 | 28 | 35 |
Содержание программы внеурочной деятельности
Тема «Знакомство»
Песня «Guten Tag»:
Guten Tag ! Guten Tag !
Hallo, wie geht's ?
Guten Tag ! Guten Tag ! Hallo, wie geht's ?
Danke, prima gut. Danke, prima gut. Danke, prima gut.
Tschüs ! Auf Wiеdersehеn !
Учебный проект «Зачем я учу немецкий язык»
Тема «Алфавит»
Алфавит в мультфильме («Уроки тётушки Совы»)
Алфавит в стихах:
Песня «Алфавит»
Обучающие игры
Игра «Напиши букву»
Игра «Соедини буквы по алфавиту»
Игра «Отгадай, кто это»
Игра «Алфавитная цепочка»
Игра «Алфавитные гонки»
Игра «Немой диктант»
Игра «Великаны - карлики» («Groß – klein, dick – dünn»)
Рисунок по алфавиту
Обучение использованию немецко-русского словаря
Праздник алфавита (конкурсные задания)
Тема «Числительные»
Обучающий мультфильм:
Песня «Eins, zwei, Polizei»
Песня о числительных
Компьютерный тренажёр «Цифры» (индивидуальная тренировка)
Компьютерная игра-тренажёр «Числительные»
Обучающие игры
Игра «Посчитайся»
Игра «Решаем примеры»
Игра «Напиши названную цифру»
Изучение рифмовок и считалок
Тема «Цвета»
Компьютерная игра-тренажёр «Цвета» (индивидуальная тренировка)
Обучающие игры
Раскрась картинки по цветам
Тема «Семья и я»
Стихи о семье
Песня про меня
Учебный проект «Книга обо мне»
Презентация проектов
Тема «Чем мы охотно занимаемся?»
Видеофильм «Что я делаю?»
Презентация «Глаголы»
Диалог о хобби
Написание поздравительной открытки
Сказка «Теремок»
Постановка сценки на основе известной сказки, спектакль для других классов
(текст сказки)
Календарно-тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности
№ | Тема занятия | Дата | Планируемы результаты | Деятельность обучающихся |
план | факт | Предметные | метапредметные | личностные |
«Знакомство» – 1час |
1 | Песня «Guten Tag» | | | социокультурная осведомлённость ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов | активное использование речевых средств умение работать в группе | развитие мотивов учебной деятельности | Запоминают необходимые для речевого общения фразы. Песня сопровождается танцевальными движениями |
Учебный проект «Зачем я учу немецкий язык» - 3 часа |
2 | Поиск ответа на вопрос «Зачем я учу немецкий язык» | | | социокультурная осведомлённость, восприятие языка как общечеловеческой ценности, | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Обучающиеся делятся на группы, с помощью учителя распределяют роли, проводят «мозговой штурм» |
3 | Создание продукта проекта | | | начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации | использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации | Оформляют идеи в продукт, готовят его презентацию |
4 | Презентация продукта проекта | | | говорение | использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Выступают перед всем классом, отвечают на вопросы |
«Алфавит» – 8 часов |
5 | Алфавитные мультфильмы | | | навыки аудирования, формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке | умение работать в материальной и информационной среде, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | формирование личностного смысла учения, освоение социальной роли обучающегося | Изучают алфавит |
6 | Алфавит в стихах | | | Разучивают стихи на русском языке с отдельными лексическими единицами на немецком |
7 | Алфавитная песня | | | Разучивают песню на немецком языке |
8 | Игры с буквами | | | Закрепляют знание букв в письменной и устной форме |
9 | Рисуем по буквам | | | Создают рисунки, закрепляя знание алфавита |
10 | Словарь | | | умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей | использование различных способов поиска в справочных источниках и сети Интернет | развитие самостоятельности | Учатся пользоваться немецко-русским словарём (В том числе в сети Интернет) |
11 | Праздник алфавита | | | навыки говорения | активное использование речевых средств | развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества | Соревнуются в знании алфавита |
12 |
«Числительные» – 4 часа |
13 | Обучение числительным | | | восприятие основного содержания несложных аудиотекстов | готовность слушать собеседника | формирование личностного смысла учения | Просматривают обучающий мультфильм, поют песни о числительных |
14 | Учим цифры на компьютерных тренажёрах | | | языковые представления и навыки | активное средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач | Обучающиеся индивидуально закрепляют знание цифр с помощью заданий на компьютерах |
15 |
16 | Игры с цифрами | | | активное использование речевых средств | формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества | Тренируют употребление лексики |
«Цвета» – 3 часа |
17 | Учим цвета по- немецки | | | языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов | овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | освоение социальной роли обучающегося | Учат названия цветов с помощью компьютерного тренажёра индивидуально |
18 |
19 | Знаешь ли ты цвета? | | | Закрепляют знание цветов на немецком языке |
«Семья и я»- 5 часов |
20 | Основные идеи проекта | | | знакомство с образцами зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора | освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение работать в группе | освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Песни, стихи о семье и о себе, обсуждают основную идею проекта |
21 | Подготовка материала проекта | | | умение использовать учебно-справочный материал | использование различных способов поиска информации | Собирают информацию |
22 | Подготовка продукта проекта | | | перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, начальный опыт использования вспомогательной и справочной литерат. | использование знаково-символических средств представления информации | Готовят продукт – «Книгу обо мне» |
23 |
24 | Защита проекта | | | говорение (монологические высказывания с описаниями себя, семьи) | освоение начальных форм рефлексии | Презентуют индивидуальный продукт всему классу |
«Чем мы охотно занимаемся?»- 4 часа |
25 | Учим немецкие глаголы | | | языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов | овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | освоение социальной роли обучающегося | Просматривают обучающий видеофильм и презентацию, учат лексические единицы |
26 | Диалог о любимом занятии | | | умение вести элементарный диалог, умение выполнять задания по усвоенному образцу | активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Разыгрывают диалог «Что я люблю делать?» |
27 | Учебный проект «Поздравительная открытка» | | | письмо на немецком языке, умение выполнять задания по усвоенному образцу, перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры | умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | мотивов учебной деятельности, развитие самостоятельности | Изготавливают и подписывают открытки к 8 Марта на немецком языке, презентуют их мамам |
28 |
Сказка «Теремок» - 7 часов |
29 | Читаем сказку | | | Чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей | овладение навыками смыслового чтения | формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Читают и переводят текст сказки, готовят декорации |
30 |
31 | Кто кого играет? | | | активное использование речевых средств | Распределяют роли, учат слова |
32 | Репетиция | | | говорение, восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми | Учат слова, репетируют сценки |
33 |
34 | Постановка спектакля | | | Представляют спектакль перед другими классами |
35 |