СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 10-11 КЛАСС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11  КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«olimp-10-11»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

10-11 КЛАСС


Максимальное время выполнения заданий: 180 минут

Максимальное количество набранных баллов: 100


1. Даны слова: краснота, чернота, лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, география, тарификация.

Эти слова можно разделить на две группы:

1. слова, образованные простым соединением значащих частей;

2. слова, у которых соединение значащих частей сопровождалось некоторым дополнительным преобразованием (одним и тем для всех слов этой группы).

Определите, в чём заключалось это дополнительное преобразование. Запишите все слова, входящие во вторую группу.


2. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звуков, то есть быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.


3. Определите часть речи выделенных слов. Какую синтаксическую роль они играют? Какой морфемой является в них конечный гласный?


Утром небо ясно и прозрачно,

Ночью звёзды смотрят так светло;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?

(А.К.Толстой)


4. Какие из данных слов являются старославянскими по происхождению? Почему?

Враг, брат, страна, ворота, шлем, хлеб, власть, предать, молоко.


5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, триумф.


6. Прочтите сведения А и Б, объедините информацию и ответьте письменно на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?


А. Поднос – от глагола подносить, означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить, означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».

Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.


7. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.


8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». О каком лингвистическом явлении идет речь?

Еще нужно сказать, что дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и поэтому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых.



9. Производные слова можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы (исходных слов), составляя с ними фразы, например: писатель – «человек, который пишет»; возчик – «человек, который возит»; читальня – «место, где читают»; стульчик – «маленький стул». Часть объясняющей фразы, остающуюся, если отбросить исходное слово, называют объясняющей конструкцией для рассматриваемого слова. Слова писатель, возчик имеют одну и ту же объясняющую конструкцию: «человек, который…».

Даны глаголы, образованные от существительных или прилагательных: озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыбачить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбенеть, сверлить.

а) Сгруппируйте эти глаголы в таблицу таким образом, чтобы в пределах каждой группы для всех глаголов подходила одна и та же объясняющая конструкция. Озаглавьте колонки таблицы (количество колонок значимо для ответа) наименованием объясняющей конструкции.











б) Укажите, при помощи каких образовательных средств образованы глаголы каждой группы.



10. Сравните соответствующие слова украинского и русского языков и заполните пропуски в таблице.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сiк

сок


дед

сон

сон

дiм


пiсок

песок

сiль


овес

овёс

кiт


кiсть

кость


ветер

вечiр

вечер


пёс



2


Просмотр содержимого документа
«otvet- 10-11»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ


10 -11 КЛАСС

задания

Максимальный балл

1.

10

2.

12

3.

11

4.

8

5.

4

6.

10

7.

8

8.

10

9.

19

10.

8

Итого:

100 баллов

ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ

1. Даны слова: краснота, чернота, лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, география, тарификация.

Эти слова можно разделить на две группы:

1. слова, образованные простым соединением значащих частей;

2. слова, у которых соединение значащих частей сопровождалось некоторым дополнительным преобразованием (одним и тем для всех слов этой группы).

Определите, в чём заключалось это дополнительное преобразование. Запишите все слова, входящие во вторую группу.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильное слово 2-ой группы (6 баллов); 4 балла – за объяснение дополнительного преобразования.

Итого: 10 баллов максимально.

Ответ. 1.Прилагательные лиловатый и розоватый образованны соответственно от прилагательных лиловый и розовый с помощью суффикса -оват-, как и многие другие. При простом соединении производящей основы и суффикса получилось бы: лилововатый и розововатый. Существительные лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация по общему правилу должны были бы иметь вид: лермонтововед, шолохововед, минералология, тарифификация. У этих слов при соединении значащих частей оказываются рядом две сходные последовательности звуков, одна из которых выпадает. Такое явление называется наложение морфем (4 балла).

2. Лиловатый, розоватый, лермонтовед, шолоховед, минералогия, тарификация (6 баллов).


2. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулём звуков, то есть быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

Оценка: по 1 баллу за каждую гласную (4 балла); за каждый пример по 1 баллу (8 баллов)

Итого: 12 баллов максимально.

Ответ. «Беглыми» являются гласные О (рот-рта, уголок-уголка), Е (день – дневной, глупец – глупца), И (собирать – собрать, лисий – лисья), Ы (называть –назвать, втыкать – воткнуть)

3. Определите часть речи выделенных слов. Какую синтаксическую роль они играют? Какой морфемой является в них конечный гласный?


Утром небо ясно и прозрачно,

Ночью звёзды смотрят так светло;

Отчего ж в душе твоей так мрачно

И зачем на сердце тяжело?

(А.К.Толстой)


Оценка: по 1 баллу за правильное определение части речи у выделенных слов; по 1 баллу за определение морфемы; по 1 баллу за определение синтаксической роли.

Итого: 11 баллов максимально

Ответ: Ясно, прозрачно – краткие прилагательные ( 2 балла) , О в их морфемном составе является окончанием, указывающим на форму среднего рода, единственного числа ( 1 балл) ; синтаксическая роль – составное именное сказуемое ( 1 балл) . Светло – качественное наречие ( 1 балл), производное от прилагательного светлый суффиксальным способом, О в этом слове - словообразующий суффикс (1 балл); наречие светло является обстоятельством (1 балл). С помощью суффикса О ( 1 балл) образованы от имён прилагательных также и слова мрачно и тяжел, но они являются иной частью речи – это слова категории состояния ( 2 балла) , выступающие в роли главного члена односоставных предложений (безличных) ( 1 балл).


4. Какие из данных слов являются старославянскими по происхождению? Почему?

Враг, брат, страна, ворота, шлем, хлеб, власть, предать, молоко.

Оценка: по 1 баллу за каждое правильно определённое слово (5 баллов); 3 балла – за объяснение.

Итого: 8 баллов

Ответ.

Слова враг, страна, шлем, власть, предать (5 баллов) являются старославянскими по происхождении, так как содержат неполногласные сочетания ра-, ла-, ре-, ле- в соответствии с русскими полногласными сочетаниями –оро-. –оло-, ере, -ело: враг –ворог, страна –сторона, шлем – шелом, власть – волость, предать –передать (3 балла).


5. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атлет, банкротство, триумф.

Оценка: За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.

Итого: 4 балла.

Ответ: Традиция (обычай), атлет (силач, крепыш), банкротство (разорение), триумф (победа, успех).


6. Прочтите сведения А и Б, объедините информацию и ответьте письменно на вопрос: что у древних русичей означала фраза «зарубить на носу» и что это за «нос» в данной фразе?


А. Поднос – от глагола подносить, означает «то, на чем подносят»; перенос – от глагола переносить, означает «то, при помощи чего переносят (слово на новую строчку)».

Б. Многие народы в древности при счете или для запоминания делали зарубки на палочках (бирках). Так велись календари, отмечались договоры купли-продажи, долговые обязательства. Бирки с зарубками известны у аборигенов Австралии, Африки, Центральной Америки. Существовали такие бирки и в Европе.

Оценка. За ответ на вопрос о значении фразеологизма – 5 баллов.

За ответ на вопрос, что обозначало слово «нос» – 5 баллов.

Итого: 10 баллов.

Ответ.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, очень хорошо запомнить.

Нос – дощечка, палочка, бирка – предмет, на котором делали зарубки для лучшего запоминания.

Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собствен­ном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.


7. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.

Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл.

Итого: 4 балла.

За наличие аргумента (указание на значение слов, выстраивание однокоренного ряда) дополнительно 4 балла.

Максимально за выполненное задание – 8 баллов.


Сокровище – от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто); крышка – от крыть, накрыть (то, что накрывают); покрывало – от покрыть, укрыть (то, чем покрывают); укрытие – от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).

Слово кровавый происходит от слова кровь, а крыло – по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.




8. Прочитайте отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». О каком лингвистическом явлении идет речь?

Еще нужно сказать, что дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в каком случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намек на это, а говорили вместо того: «этот стакан нехорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. Чтоб еще более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и поэтому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожестче упомянутых.

Максимальный балл за выполненное задание – 10 баллов.

Ответ. В ответе учащегося есть ключевые слова, которые он использовал для объяснения.

Речь в этом отрывке идет о табу – запрете на употребление какого-либо слова, связанном с религиозными, культурными, социально-политическими, этическими или эмоциональными причинами. В данном случае имеется этическая причина: слова, которые кажутся дама города N неприличными, заменяются допустимыми, с их точки зрения, эвфемизмами или французскими словами, которые в глазах дам, независимо от значения, являются принадлежностью высокого стиля.


9. Производные слова можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы (исходных слов), составляя с ними фразы, например: писатель – «человек, который пишет»; возчик – «человек, который возит»; читальня – «место, где читают»; стульчик – «маленький стул». Часть объясняющей фразы, остающуюся, если отбросить исходное слово, называют объясняющей конструкцией для рассматриваемого слова. Слова писатель, возчик имеют одну и ту же объясняющую конструкцию: «человек, который…».

Даны глаголы, образованные от существительных или прилагательных: озорничать, глохнуть, голодать, лодырничать, пилить, звереть, свирепеть, нуждаться, хамить, горевать, каменеть, рыбачить, блаженствовать, бороновать, толстеть, бинтовать, столбенеть, сверлить.

а) Сгруппируйте эти глаголы в таблицу таким образом, чтобы в пределах каждой группы для всех глаголов подходила одна и та же объясняющая конструкция. Озаглавьте колонки таблицы (количество колонок значимо для ответа) наименованием объясняющей конструкции.











б) Укажите, при помощи каких образовательных средств образованы глаголы каждой группы.


Оценка: за правильное определение каждого глагола в нужную группу по 0,5 балла (9 баллов); за определение каждой группы по 1 баллу (5 баллов); за определение словообразовательных средств по 1 баллу за группу (5 баллов).

Итого: 19 баллов максимально

Ответ.

  1. Если проанализировать определения производных глаголов через исходные слова и выявить их общий смысловой костяк, то можно выделить пять объясняющих конструкций (5 баллов – по 1 баллу за каждую группу):

совершать действие, свойственное…

становиться…

испытывать…

действовать с помощью…

становиться похожим на …

озорничать, лодырничать, хамить, рыбачить

глохнуть, свирепеть, толстеть

голодать, нуждаться, горевать, блаженствовать

пилить, бороновать, бинтовать, сверлить

звереть, каменеть, столбенеть

2. Глаголы каждой группы образованы при помощи суффиксов: глаголы 1 группы: -ать, -ничать, -ить; глаголы 2 группы: - нуть, -еть; глаголы 3 группы: -ать, -аться, -евать, -овать; глаголы 4 группы: -ить, -овать; глаголы 5 группы: -еть, -енеть ( 5 баллов – по 1 баллу за каждую группу)


10. Сравните соответствующие слова украинского и русского языков и заполните пропуски в таблице.

Украинский

Русский

Украинский

Русский

сiк

сок


дед

сон

сон

дiм


пiсок

песок

сiль


овес

овёс

кiт


кiсть

кость


ветер

вечiр

вечер


пёс



Оценка: за каждое верно указанное слово – 1 балл.

За наличие объяснения причины чередования – 2 балла.

Итого: 8 баллов.


Украинский

Русский

Украинский

Русский

сiк

сок

дiд

дед

сон

сон

дiм

дом

пiсок

песок

сiль

соль

овес

овёс

кiт

кот

кiсть

кость

вiтер

ветер

вечiр

вечер

пес

пёс


Русские о и е, ё заменяются на украинское i, если они не выпадают при изменении слова, в противном случае (сон – сна, овёс – овса, песок – песка, вечер – вчера) они сохраняются и в украинских словах. Вместо ё в украинских словах – е.


5


Просмотр содержимого документа
«trebovaniya_russkiy_7-11»

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО русскому языку
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

7 – 11 классы

2016-2017 учебный год



  1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий.

При разработке заданий учитывалось, что в целом участники Олимпиады муниципального этапа должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

  • элементарную осведомленность в области истории русского языкознания; коммуникативные умения и навыки;

В то же время для разных возрастных групп на муниципальном этапе учтены следующие особенности.

7-8 классы

Для данной возрастной группы решаются следующие конкретные задачи:

1) привлечение широкого круга участников,

2) дифференциация участников по степени подготовки,

3) умение анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

4) выявление одаренных и интересующихся лингвистикой детей и создание условий для их поддержки.

Задания отражают следующие разделы: фонетика, орфоэпия, состав слова, лексика, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.

На муниципальном уровне участникам 7 – 8 классов предлагается выполнить 7-10 заданий, время выполнения – полтора астрономических часа (90 минут).

Предлагается один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов, так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одаренных детей.

Определение победителей и призеров как на школьном уровне, так и на муниципальном уровне, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 7 и в 8 классе.


9-11 классы

При составлении заданий в 9-11 классах решаются следующие задачи:

- дифференциация участников по степени подготовки, умению анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

- формирование круга учащихся для подготовки к участию в олимпиаде регионального и всероссийского уровней,

- выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

Количество заданий в 9-11 классах - 10-12 заданий, время выполнения 3 астрономических часа (180 минут).

Определение победителей и призеров как на школьном, так и муниципальном уровнях, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 9, 10, 11 классах.



2. Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 15 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается.

В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом во время проведения Олимпиады.


  1. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапов.

1) Научная и методическая литература

А) Основная литература:

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

Б) Дополнительная литература:

  • Введенская Л.А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.

  • Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. Отв. ред. Н.Ю. Шведова, М., 1994.

  • Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.

  • Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 2007.

  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2010.

  • Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000.

2) Специализированные словари, которые могут быть использованы для составления заданий:

  • Алексеева Л.М. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2006. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2004.

  • Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка. 7-11 классы. 1 600 слов, происхождение, исторические связи. M., 2013.

  • Бобылев В.Н. Краткий этимологический словарь научно-технических терминов. М., 2004.

  • Бурцева В.В. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М., 2007.

  • Буцева Т.Н. и др. Новые слова и значения. ТТ. 1-2. СПб., 2009.

  • Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008.

  • Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

  • Гильбурд А.М. Словарь описательных синонимов русского глагола. Сургут, 2003.

  • Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. М.-Владимир, 2009.

  • Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009.

  • Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка. Чита, 1999.

  • Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2004.

  • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2010 (обратный).

  • Иванова Н.Н. и др. Словарь языка поэзии. М., 2004.

  • Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

  • Кожевникова Н.А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-ХХ вв. М., 2000.

  • Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных. М., 2001. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

  • Лепнев М.Г. Словарь непроизводных предлогов современного русского языка. СПб., 2009. Мгеладзе Д.С., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Тбилиси, 1970.

  • Окунева А.П. Русский глагол. Словарь-справочник. М., 2000.

  • Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М., 2002. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1- . Л., 1967-.

  • Рогожникова Р.П. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

  • Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М., 2008.

  • Сазонова И.К. Толково-грамматический словарь русского языка. Глагол и его причастные формы. 2500 глаголов. 7500 причастий. М., 2002.

  • Словарь русских народных говоров. Вып. 1- . М.-Л., Л., СПб., 1965- .

  • Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. Владикавказ, 2009. Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. М., 2009.

  • Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. М., 2001.

3) Интернет-ресурсы

  • http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

  • http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

  • www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.

Также могут быть использованы материалы с порталов http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru, http://ruscorpora.ru.





  1. Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит обезличивание (кодирование) работ и передаёт их председателю жюри. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания. Для объективности оценки олимпиадных работ (особенно на муниципальном уровне) не рекомендуется проверять одной группой из состава жюри всю работу от начала до конца. Рекомендуется групповая проверка одного задания во всех работах одной возрастной категории. Например: 1-я группа проверяет задание №1 во всех работах 9 класса; 2-я группа – задание №2 во всех работах 9 класса; 3-я группа – задание №3 во всех работах 9 класса и т.д. по работам всех классов. Оргкомитет суммирует результаты выполнения каждого задания в работе, таким образом определяется общее количество баллов по результатам выполнения всей работы в целом. Оргкомитет выстраивает рейтинг, проводит декодирование работ участников, жюри определяет победителей и призёров Олимпиады.


  1. Процедура регистрации участников олимпиады.



Все участники олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации, для подтверждения правомочности участия в олимпиаде.

Перечень документов необходимых для регистрации:

    • копия приказа о направлении обучающегося на муниципальный этап;

    • паспорт или свидетельство о рождении;

    • медицинский полис (оригинал);

    • справка об эпидокружении.



  1. Показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников олимпиады.


Жюри совместно с оргкомитетом олимпиады осуществляет показ работ
и рассматривает апелляции участников.

Рекомендуется порядок проведения апелляций, практикующийся на региональном и заключительном этапах олимпиады:

    • апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы;

    • рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

    • участнику олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией;

    • апелляция участника олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания;

    • для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление;

    • заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри

    • При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

    • По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

  • об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

    • критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат;

    • решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса;

    • решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит;

    • проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета;

    • протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию;

    • документами по проведению апелляции являются:

  • письменные заявления об апелляциях участников олимпиады;

  • журнал (листы) регистрации апелляций;

  • протоколы апелляции.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!