СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2021-2022  учебный год. Всероссийская  олимпиада  школьников  по русскому языку (Муниципальный  этап) 7–8 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2021-2022  учебный год. Всероссийская  олимпиада  школьников  по русскому языку

(Муниципальный  этап)

7–8 классы

Просмотр содержимого документа
«2021-2022  учебный год. Всероссийская  олимпиада  школьников  по русскому языку (Муниципальный  этап) 7–8 классы»

2021 ГОД

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

возрастная группа 7–8 классы



Уважаемый участник олимпиады!



Вам предстоит выполнить письменные задания.

Время выполнения заданий соревновательного тура – 2 астрономических часа (120

минут).

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

− не спеша, внимательно прочитайте задание;

− обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;

− если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не

старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные,

которые указаны в вопросе;

− особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить

Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво

определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения).

Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен

быть кратким, но содержать необходимую информацию.

Задание соревновательного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его

членам жюри.

№ задан.

1

2

3

4

5

6

Сумма

Макс.балл

9

12

6

12

9

9

57

Балл








Подпись

проверяющего










ЗАДАНИЕ № 1

Составьте из приведённых слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова

совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова –

с начальным звуком первого слова. Цепочка должна содержать всего десять слов и

начинаться со слова ТЕАТР.

Диаметр, штрих, тяжеловес, ямб, сыщик, театр, павильон, расшивать, хищный,

новость, кимоно, карандаш, хвостатый.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 2

Распределите слова на три равные группы по графам таблицы в зависимости от их

морфемного строения:

заварочка, косточка, трубочка, кофточка, марочка, аптечка, шапочка, чашечка,

козочка, курточка, вазочка, ёлочка.

Булоч-к-а

Дыр-оч-к-а

Ламп-очк-а
















ЗАДАНИЕ № 3

Данные предложения из средств массовой информации распределите на три равные

группы в зависимости от значения слова ГРОЗНЫЙ и сформулируйте значение каждой группы.

(1) Один его грозный взгляд может привести губернаторов в чувство быстрее, чем

разговоры о том, что «воровать нехорошо». [Комсомольская правда, 2007.09.27].

(2) Ранее в Британии заявили, что самое грозное оружие российской стороны – это

ЗРС С-400 «Триумф», а также оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» и

подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион-П». [gazeta.ru, 2019.09.16]

(3) Между тем к динамовскому стадиону подползала грозная туча, постоянно

напоминавшая о себе сначала молниями, а потом и громом. [Советский спорт, 2004.07.23]

(4) Но пока мы радостно трясли банкой в воздухе и высматривали, у кого бы еще

стрельнуть мелочи, раздался грозный голос: «Это что ещё за Болотная?» [Комсомольская

правда, 2013.01.26]

(5) На исходе Гражданской войны, в мире, где самый грозный враг – не противник, а

мороз, красные и белые уже не питали ненависти друг к другу и постоянно предлагали друг другу сдаться. [Новая газета, 2016.12.09]

(6) Небо внезапно сделалось грозным, облако становилось всё темнее и темнее…

[РИА Новости, 2005.08.24]

Группа

Номера


Значение предложений


1




2




3






ЗАДАНИЕ № 4

Во втором столбце таблицы приведены значения фразеологизмов, в состав которых

входит одно и то же слово в разных формах. Заполните первый столбец таблицы, назвав эти фразеологизмы.

(1) Молчать, быть осторожным в высказываниях

(2) Сильно устал, очень утомился

(3) Нигде не видно, пропал бесследно, начисто исчез

(4) Очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости

(5) Иносказание, аллегория

(6) Так говорят о том, что хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить

Фразеологизм

Значение

(1)

Молчать, быть осторожным в высказываниях

(2)

Сильно устал, очень утомился

(3)

Нигде не видно, пропал бесследно, начисто исчез

(4)

Очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости

(5)

Иносказание, аллегория

(6)

Так говорят о том, что хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить



ЗАДАНИЕ № 5

Определите грамматическое значение выделенных словоформ (род (в первом

примере), число, падеж). Что позволяет вам сделать это?

Предложение

Род, число, падеж

выделенной словоформы

Аргументация

Такси подождало десять

минут и уехало.




Водители такси любят

обедать в этой столовой.




Оля забыла в такси сумку.




Было уже поздно, и гости

разъезжались на такси.




ЗАДАНИЕ №6

Даны шесть предложений. Отметьте среди них повествовательное (-ые) предложение

(-я). Докажите свою точку зрения.

(1) Берегите природу.

(2) Чужим умом не прожить.

(3) А ты решил это задание?

(4) Любовь моя, приди ко мне!

(5) Люблю тебя, Петра творенье!

(6) Готовь сани летом.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________





2021 ГОД

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7-8 КЛАССЫ

№ задан.

1

2

3

4

5

6

Сумма

Макс.балл

9

12

6

12

9

9

57

Балл

50%






28,5


Подпись

проверяющего

75%






42,75




При оценивании заданий не дробить баллы по своему усмотрению, не ставить

поощрительных баллов. Проверять задания строго по критериям.

При оценивании выполнения заданий учитывается и оценивается соблюдение

орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и этических норм.

При наличии названных ошибок (кроме этических) в формулировках ответов из

общей суммы баллов отнимается:

0,5 балла, если в сумме допущено 8 – 11 ошибок;

1 балл, если в сумме допущено 12 ошибок;

2 балла, если в сумме допущено более 12 ошибок.

При отступлении от этических норм снимается 1 балл.

Таким образом, возможно максимальное снижение оценки работы на 3 балла.

ЗАДАНИЕ № 1

Составьте из приведённых слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова

совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова. Цепочка должна содержать всего десять слов и начинаться со слова ТЕАТР.

Диаметр, штрих, тяжеловес, ямб, сыщик, театр, павильон, расшивать, хищный,

новость, кимоно, карандаш, хвостатый.

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Театр → расшивать → тяжеловес → сыщик → карандаш → штрих → хвостатый →

ямб → павильон → новость

Критерии оценки: за каждое верное слово в цепочке – 1 балл. Если в цепочке есть

ошибка, то баллы начисляются только за слова ДО ошибочного (так как далее вся цепочка

становится неверной). Максимальный балл – 9 (слово ТЕАТР не учитываем).

Пояснение для жюри:

[т’]еат[р] – [р]асшива[т’] – [т’]яжелове[с] – [с]ыщи[к] – [к]аранда[ш] – [ш]три[х] –

[х]востаты[й’] – [й’б]м[п] – [п]авильо[н] – [н]овос[т’]

В цепочку нельзя включить слова:

ДИАМЕТР – начинается со звонкого звука [д’]; слово не может быть включено в

цепочку, так как ни одно слово не может в изолированном положении оканчиваться звонким согласным;

КИМОНО – начинается с мягкого [к’]; слово не может быть включено в цепочку, так

как среди приведённых слов нет примеров, оканчивающихся мягким [к’];

ХИЩНЫЙ – начинается с мягкого [х’]; слово не может быть включено в цепочку, так

как среди приведённых нет примеров, оканчивающихся мягким [х’].



ЗАДАНИЕ № 2

Распределите слова на три равные группы по графам таблицы в зависимости от их

морфемного строения:

заварочка, косточка, трубочка, кофточка, марочка, аптечка, шапочка, чашечка,

козочка, курточка, вазочка, ёлочка.

Булоч-к-а

Дыр-оч-к-а

Ламп-очк-а






МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Булоч-к-а

Дыр-оч-к-а

Ламп-очк-а

мароч-к-а

завар-оч-к-а

кост-очк-а

аптеч-к-а

труб-оч-к-а

кофт-очк-а

шапоч-к-а

чаш-еч-к-а

коз-очк-а

курточ-к-а

ёл-оч-к-а

ваз-очк-а



Критерии оценки: за каждое верно отнесённое слово – 1 балл (при условии, что слова

разделены на РАВНЫЕ группы (по 4 слова). Если это условие нарушено, то за всё задание –

0 баллов).

Максимальный балл – 12



ЗАДАНИЕ № 3

Данные предложения из средств массовой информации распределите на три равные

группы в зависимости от значения слова ГРОЗНЫЙ и сформулируйте значение каждой группы.

(1) Один его грозный взгляд может привести губернаторов в чувство быстрее, чем

разговоры о том, что «воровать нехорошо». [Комсомольская правда, 2007.09.27].

(2) Ранее в Британии заявили, что самое грозное оружие российской стороны – это

ЗРС С-400 «Триумф», а также оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» и

подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион-П». [gazeta.ru, 2019.09.16]

(3) Между тем к динамовскому стадиону подползала грозная туча, постоянно

напоминавшая о себе сначала молниями, а потом и громом. [Советский спорт, 2004.07.23]

(4) Но пока мы радостно трясли банкой в воздухе и высматривали, у кого бы еще

стрельнуть мелочи, раздался грозный голос: «Это что ещё за Болотная?» [Комсомольская

правда, 2013.01.26]

(5) На исходе Гражданской войны, в мире, где самый грозный враг – не противник, а

мороз, красные и белые уже не питали ненависти друг к другу и постоянно предлагали друг другу сдаться. [Новая газета, 2016.12.09]

(6) Небо внезапно сделалось грозным, облако становилось всё темнее и темнее…

[РИА Новости, 2005.08.24]

Группа

Номера


Значение предложений


1




2




3






МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Группа

Предложения

Значение предложений


1


1 2, 5 (1 балл)

Наводящий страх, ужас, грозящий бедой, гибелью (1 балл)


2


2 1, 4 (1 балл)

Суровый, строгий (1 балл)


3

3 3, 6 (1 балл)

Характерный для грозы, грозовой (1 балл)

Максимум

3 балла

3 балла

Примечания для жюри:

1. Порядок расположения групп может быть иным.

2. Допускаются иные формулировки значений, подходящие по смыслу.

3. Если в какой-либо группе приведено не 2, а более / менее предложений (не

соблюдается условие, что все группы должны быть равными), то за распределение

предложений по группам ставится 0 баллов. 4. Если при распределении предложений по группам (при соблюдении условия, что все группы равны) 1 предложение указано неверно, то за данную группу ставится 0 баллов.

Максимальный балл – 6.

ЗАДАНИЕ № 4

Во втором столбце таблицы приведены значения фразеологизмов, в состав которых

входит одно и то же слово в разных формах. Заполните первый столбец таблицы, назвав эти фразеологизмы.

Фразеологизм

Значение

(1)

Молчать, быть осторожным в высказываниях

(2)

Сильно устал, очень утомился

(3)

Нигде не видно, пропал бесследно, начисто исчез

(4)

Очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости

(5)

Иносказание, аллегория

(6)

Так говорят о том, что хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить



МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Фразеологизм

Значение

(1) Держать язык за зубами (2 балла)

Молчать, быть осторожным в высказываниях

(2) Язык на плече (2 балла)

Сильно устал, очень утомился

(3) Как корова языком слизнула (2 балла)

Нигде не видно, пропал бесследно, начисто исчез

(4) Язык без костей (2 балла)

Очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости

(5) Эзопов язык (2 балла)

Иносказание, аллегория

(6) Вертится на языке / на кончике языка (2 балла)

Так говорят о том, что хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить



Максимальный балл – 12

Примечание для жюри

В некоторых случаях могут быть приведены иные примеры. При наличии в них слова

«язык» оцениваем по соответствию значению.

ЗАДАНИЕ № 5

Определите грамматическое значение выделенных словоформ (род (в первом

примере), число, падеж). Что позволяет вам сделать это?

Предложение

Род, число, падеж

выделенной словоформы

Аргументация

Такси подождало десять

минут и уехало.



Водители такси любят

обедать в этой столовой.



Оля забыла в такси сумку.



Было уже поздно, и гости

разъезжались на такси.





МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Предложение

Род, число, падеж

выделенной словоформы

Аргументация

Такси подождало десять

минут и уехало.


Ср.р., ед.ч., им.п. (1,5 балла ,по 0,5 балла за каждую характеристику.

ГЗ (род, число) можно определить по согласованию со словоформой уехало(1 балл).Данная словоформа в предложении является сказуемым, следовательно, такси стоит в именительном падеже. (0,5 балла)

Водители такси любят

обедать в этой столовой.


Род.п., мн.ч. (1 балл по 0,5 балла за каждую характеристику).

ГЗ (падеж, число) определяется по главному слову в словосочетании водители (чего?) такси. (1 балл)

Оля забыла в такси сумку.


Пр.п., ед.ч. (1 балл)

балл, по 0,5 балла за каждую характеристику)

Указывает на место событий.

(1 балл)

Было уже поздно, и гости

разъезжались на такси.


Пр.п., мн.ч. . (1 балл)

балл, по 0,5 балла за каждую характеристику)

Ездить (на чём?) на такси – предложный падеж (0,5 балла).

На множественное число указывает множественное число словоформ разъезжались и гости (0,5 балла).

Максимум

4,5 балла

4,5 балла



Максимальный балл – 9.

ЗАДАНИЕ №6

Даны шесть предложений. Отметьте среди них повествовательное (-ые) предложение

(-я). Докажите свою точку зрения.

(1) Берегите природу.

(2) Чужим умом не прожить.

(3) А ты решил это задание?

(4) Любовь моя, приди ко мне!

(5) Люблю тебя, Петра творенье!

(6) Готовь сани летом.

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

По цели высказывания выделяют три группы предложений: повествовательные,

вопросительные, побудительные.

Повествовательные предложения сообщают о каком-либо факте, событии, явлении (2

балла). К ним относятся предложения 2, 5 (2 балла, по 1 баллу за предложение).

Предложение 3 (0,5 балла, при правильном указании на вид предложения) –

вопросительное (0,5 балла).

Предложения 1, 4, 6 (1,5 балла, по 0,5 балла за предложение (при правильном

указании на вид) – побудительные (0,5 балла), так как призывают к действию (1 балла), что выражается глаголом повелительного наклонения (1 балл).

Максимальный балл – 9.

Примечание для жюри

Побудительные предложения не всегда являются восклицательными по интонации. В

конце побудительных предложений может стоять точка, как в первом и шестом примерах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!