ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
9 КЛАСС
ОТВЕТЫ
9 КЛАСС |
№ задания | Максимальный балл |
1. | 7 |
2. | 28 |
3. | 6 |
4. | 3 |
5. | 10 |
6. | 9 |
7. | 9 |
8. | 6 |
9. | 6 |
10. | 16 |
Итого: | 100 баллов |
ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ
1.Основная функция буквы Г заключается в обозначении на письме твёрдого звука [г] и мягкого звука [г], например: год и гид.
Какие ещё звуки может обозначать эта буква? Приведите по одному примеру на каждый случай.
Какой звук обозначает буква Г в четверостишии С.А.Есенина?
Затуманились лощины,
Серебром покрылся мох.
Через прясла и овины
Кажет месяц белый рог.
Оценка: за каждый названный звук по 1 баллу – 4 балла; за каждый пример по 0,5 балла – 2 балла; за ответ на второй вопрос 1 балл.
Итого: 7 баллов
Ответ: 1) [к] – рог, берег; [х] – Бог, мягко; мягкий [х] – легки; [в] – того.
2) Рифма мох- рог указывает на диалектное произношение согласного, обозначаемого буквой
Г: рог произносится как [рох].
2.Расставьте ударения в словах. Распределите слова по группам: 1) слова, в которых возможна вариативность в постановке ударения; 2) слова, в которых расхождения в ударении будут являться ошибкой.
Шасси, компас, сливовый, соболезнование, премировать, тщательнее, осужденный, щавель, инструмент, индустрия, забронировать, языковая, погруженный, колледж, мизерный, комбайнер, феномен, подал.
Оценка: за каждое слово с правильной постановкой ударения по 0,5 балла – 9 баллов; за каждое правильно распределённое слово по 1 баллу.
Итого: 28 баллов
Ответ. 1) индустрия, забронировать, языковая (колбаса) (языковое явление), погруженный, мизерный, комбайнер; 2) шасси, компас, сливовый, соболезнование, премировать, тщательнее, осуждённый, щавель, инструмент, колледж, подал, феномен
3.В данных предложениях найдите фразеологизмы, укажите их значение и синтаксическую функцию.
Я люблю людей – дуща нараспашку, чтобы человек и поработать как следует умел… и разговор чтоб хороший держать мог. 2) Девушка не робкого десятка. Свернула с дороги, видит – на дереве погашенный парашют белеет, а под деревом человеческий силуэт.
(Б.Н.Полевой)
Оценка: за каждый найденный фразеологизм по 1 баллу – 2 балла; за указание значения каждого фразеологизма по 1 баллу – 2 балла; за указание синтаксической функции каждого фразеологизма по 1 баллу – 2 балла.
Итого: 6 баллов.
Ответ. Душа нараспашку (у кого-либо) – так говорят об очень откровенном, прямодушном чистосердечном человеке. В предложении фразеологизм выполняет роль определения. Не робкого (не трусливого) десятка – о смелом, отважном человеке, храбреце. В предложении фразеологизм выполняет роль сказуемого.
4.Какие из устаревших слов ратай, орать, оратай, ратный, ратник, орань, рать являются родственными?
Оценка: за правильно определённые группы слов по 1 баллу – 2 балла; за указание значения слов дополнительно 1 балл .
Итого: 3 балла.
Ответ. В примерах представлены две группы родственных слов: 1) рать (войско; битва, война) – ратай (воин), ратный (военный), ратник (воин); 2) орать (пахать) – оратай (пахарь), орань (вспаханная земля).
5.Выпишите из данного списка глаголы, от которых нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени. Назовите причины отсутствия этой формы.
Слышать, бежать, стараться, напевать, произвести, рекомендовать, цвести, хранить, подметать, набирать, вести, увидеть, расколоть.
Оценка: за каждый правильно выписанный глагол по 1 баллу – 6 баллов; за объяснение причины отсутствия формы по 2 балла за каждое – 4 балла.
Итого: 10 баллов.
Ответ. Не образуется страдательное причастие настоящего времени от следующих глаголов: бежать, стараться, произвести, цвести, увидеть, расколоть.
Причины отсутствия формы: непереходность глаголов бежать, стараться, цвести (страдательное причастие возможно только от переходных глаголов, называющих действие , направленное на предмет) или совершенный вид переходных глаголов произвести, увидеть, расколоть (глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, поэтому возможно только страдательное причастие прошедшего времени).
6.Объясните значение выделенного словосочетания. Напишите 8 устойчивых сочетаний со словом чёрный.
Поутру я зашёл в соседнюю избу. Так называемая «чёрная» печь была только что закрыта: по избе носился дым. (Н.В.Успенский. Издалека и вблизи)
Оценка: за объяснение значения – 1 балл; за каждое устойчивое сочетание по 1 баллу – 8 баллов.
Итого: 9 баллов.
Ответ. Чёрная печь – печь без дымохода. Примеры устойчивых сочетаний: чёрная баня – баня, которая топится по-чёрному; выдавать чёрное за белое – выдавать плохое, ложное за хорошее, истинное; чёрным по белому написано – ясно, чётко, недвусмысленно; держать в чёрном теле – плохо обращаться с кем-либо, плохо содержать кого-либо; чёрный день – трудное , мрачное время в жизни кого-либо; чёрный список – список лиц, которым оказывается недоверие; чёрный рынок – нелегальный, незаконный; в чёрном цвете (видеть, представлять) – мрачным, неприглядным, хуже, чем есть на самом деле; чернее тучи (ночи) – об очень мрачном, угрюмом человеке.
7. Графически обозначьте грамматическую основу предложения (частей сложного предложения). Укажите тип каждого сказуемого. Назовите морфологическую особенность выделенных слов.
И сани, и лошади были щегольские, совсем непохожие на те, что были у её брата в деревне. Санная езда была привычнее и милее, чем поезд. Монастырь был в двадцати верстах, погода самая лучшая из всех зимних погод…
Оценка: за правильное определение грамматических основ предложений – 5 баллов (по 1 баллу за каждую основу); за правильное определение типа каждого сказуемого – 2, 5 баллов (по 0,5 балла за каждый тип); за правильное определение морфологической особенности выделенных слов – 1,5 балла ( по 0, 5 балла за каждое слово).
Итого: 9 баллов.
Ответ. Первое предложение: сани, лошади были щегольские, непохожие (сказуемое составное именное); что были (сказуемое простое глагольное). Второе предложение: езда была привычнее и милее (сказуемое составное именное). Третье предложение: монастырь был в двадцати верстах (составное именное сказуемое); погода самая лучшая из погод (составное именное сказуемое).
Привычнее, милее – простая сравнительная степень имён прилагательных привычный, милый. Самая лучшая – сложная превосходная степень имени прилагательного хороший (супплетивная форма, т.е. образованная от другой основы).
8.Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:
Ферамом
рьноек
оначинеок
реанеич
восано
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.
Оценка: за каждое правильное слово – 1 балл; за ответ на 2 вопрос и обоснование – 1 балл.
Итого: 6 баллов.
Ответ.
Ферамом – морфема
рьноек – корень
оначинеок – окончание
реанеич – наречие
восано – основа
Термин: наречие.
9.Расставьте в приведенном ниже предложении знаки препинания двумя способами:1) если приложением является словосочетание великий русский писатель; 2) если приложением является словосочетание автор комедии «Ревизор». Укажите оттенки в выражении смысла высказывания.
Н.В.Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».
Оценка: за правильную постановку знаков препинания по 1 баллу – 2 балла; за второе задание (оттенки в выражении) по 2 балла – 4 балла.
Итого: 6 баллов.
Ответ. 1) Н.В.Гоголь, великий русский писатель, - автор комедии «Ревизор». 2) Н.В.Гоголь - великий русский писатель, автор комедии «Ревизор».
В первом предложении основное сообщение выражается составом сказуемого автор комедии «Ревизор», добавочное – приложением. Во втором предложении основная мысль выражается составом сказуемого великий русский писатель, добавочное сообщение – приложением автор комедии «Ревизор».
10. Глаголам какого наклонения отдаёт предпочтение Ф.И.Тютчев в отрывке «К оде Пушкина на Вольность»? Почему? Как образованы эти формы и какие их них своим образованием отличаются от современных, нормативных?
Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца,
Певец! Под царскою парчою
Своей волшебною струною
Смягчай, а не тревожь сердца!
Оценка: за правильное определение наклонения у глаголов – 2 балла. За определение двух способов образования формы повелительного наклонения – 6 балла (по 3 балла за каждый способ). За правильное определение глагола мрачить – 2 балла. За правильное объяснение причин употребления в тексте именно глаголов повелительного наклонения – 6 баллов.
Итого: 16 баллов.
Ответ. В данном отрывке Ф.И.Тютчев использует глаголы в повелительном наклонении: воспой, разнежь, растрогай, преврати; не смущай, не мрачи, смягчай, не тревожь. Форма повелительного наклонения образуется от основ настоящего (будущего) времени глагола двумя способами: 1) с помощью формообразующего нулевого суффикса – воспой, разнежь, растрогай, не смущай, смягчай, не тревожь; 2) с помощью формообразующего суффикса -и- - преврати, не мрачи.
В современном русском языке не употребляется форма (не) мрачи, так как отсутствует бесприставочный глагол мрачить; нормативными являются приставочные глаголы совершенного и несовершенного вида омрачить/омрачать.
Стилистическая окраска глаголов в повелительном наклонении во многом обусловливается видом глагола. Так, глаголы совершенного вида в повелительном наклонении обозначают более категоричную просьбу; действие представляется конкретным, однократным. Глаголы подобного рода содержатся в первых четырёх строчках отрывка: воспой, разнежь, растрогай, преврати. Глаголы несовершенного виды в повелительном наклонении обозначают менее категоричное приказание, чаще сего они имею; обозначенное ими действие мыслится как длительное. Такие формы глагола часто используются в отрицательных конструкциях, их Ф.И.Тютчев употребляет в последних строках приведённого отрывка: не смущай, не мрачи, не тревожь.
5