СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воздух, которым мы дышим»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Воздух, которым мы дышим»»

«Воздух, которым мы дышим»

Исследовательская работа эмпирического содержания. Она включает в себя изучение теоретического материала по теме, раскрывает актуальную проблему современности: взаимодействие человека и природы. Детальный мониторинг придаёт работе практическую направленность.

Введение.

На уроках Окружающего мира в 3 классе, я готовила сообщение по теме «Воздух». Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Я сделала вывод, что воздух, которым мы дышим не такой чистый, как нам бы хотелось. На мой взгляд, это неудивительно, потому что газодобывающая промышленность, транспорт оказывают огромное негативное влияние на состояние воздушных масс. Из нашего школьного окна отчётливо видна ГФУ газового промысла № 2. Ежедневно алый развевается на ветру. Клубы дыма устремляются в небо, либо ползут по горизонту. А сколько таких ГФУ в окрестностях города, округа!? Недаром город Новый Уренгой - называют «Газовой столицей России». Я подумала «Сколько же вредных веществ выбрасывают в атмосферу ГФУ?». Наша школа расположена на проспекте Губкина. Как вы знаете это оживлённая транспортная магистраль. Выхлопные газы не минуют нашу школу. Я стала задумываться «Каким воздухом мы дышим?»

Актуальность. Взаимодействие человека и природы – одна из наиболее актуальных и тревожных проблем современности.

Цель исследования: изучить влияние деятельности человека на состояние воздушных ресурсов города Новый Уренгой, ЯНАО.

Предметом исследования выступили атмосферные осадки.

Объектом исследования явилась деятельность человека, её влияние на состояние окружающей среды.

Гипотеза – продукты сгорания ГФУ, выхлопные газы транспорта загрязняют воздушные массы города. А это прямым образом отражается на здоровье населения ЯНАО.

В соответствии с указанной целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:

• Изучить теоретический материал по проблеме исследования.

• Провести детальный мониторинг состояния воздушных масс в учебных кабинетах МБОУ СОШ № 1 и интерпретировать результаты.

• Разработать рекомендации по принятию мер, направленных на снижение содержания вредных веществ в воздушных массах.

В работе я использовала следующие методы исследования:

• Анализ научно – популярной литературы;

• Анализ статей периодической печати, информации в сети Интернет;

• Тестирование;

• Детальный мониторинг;

• Наблюдения за предметами окружающей среды;

Теоретическая и практическая значимость:

Я обсудила интересующие меня вопросы по теме исследования с одноклассниками. Для этого я провела тест, «Каким воздухом мы дышим?» (приложение 1), который показал степень заинтересованности учеников о чистоте воздуха. Результаты тестирования показали - 50% респондентов отметили, что обсуждали этот вопрос с родителями, 30% опрошенных серьёзно интересуются этой экологической проблемой. Лишь 20% не задумывались над этим вопросом. Так я пришла к выводу, что данная тема актуальна для моих одноклассников. Анализируя научно – популярную литературу по данной теме я проследила влияние промышленной и хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. В работе представлены интересные факты и цифры.

Материал исследовательской работы я предлагаю использовать на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях.

Практическая значимость работы :

• акция «Озеленение школьного двора» - май 2012 года;

• обращение к главе Муниципального образования города Новый Уренгой с просьбой о принятии действенных мер, направленных на улучшение состояния воздушных масс в районе МБОУ СОШ № 1 по проспекту Губкина.

Теоретическая часть.

Любая деятельность человека, а особенно промышленная предполагает вторжение в природу. Ясно, что современная экологическая обстановка в регионе не может быть благополучной в силу нынешней его специфики.

Загрязнение атмосферного воздуха.

Техногенное воздействие на атмосферный воздух разнообразно. Основными загрязнителями являются предприятия нефтегазового комплекса, объекты жилищно-коммунального хозяйства, транспорт. В атмосферу округа ежегодно выбрасывается около 1 миллиона тонн загрязняющих веществ. По объёму выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на одного жителя (1077 кг\чел) округ занимает первое место в России. Выбросы от предприятий нефтегазового комплекса, объектов жилищно-коммунального хозяйства составляют 54,8%, транспорта – 45,2%. (приложение 3) Несовершенство технологии добычи нефти и газа, их транспортировки обусловливает постоянное сжигание колоссального объёма газа на компрессорных станциях и в факелах. На факельных установках ежегодно сжигается около 450 000 тонн природного и попутного нефтяного газа, при этом в атмосферу поступает более 60 000 тонн загрязняющих веществ. Значительные выбросы дают объекты теплоэнергетики. По данным экологического мониторинга превышение уровня предельно допустимой концентрации наблюдается в самый холодный период года. Кроме того, в атмосферу поступают вещества от возгорания свалок и полигонов, пыления карьеров, лесных пожаров.

Экология и здоровье населения. Влияние промышленной и хозяйственной деятельности человека на окружающую среду прямым образом отражается на здоровье населения, в первую очередь на здоровье коренных малочисленных народов Севера.

Используемые в нефтяной и газовой промышленности токсичные вещества угнетают кровеносную систему. Чаще регистрируются болезни органов дыхания. В условиях низких температур выбросы в атмосферу провоцируют аллергию, астму.

Первые шаги в деле охраны природы.

С 1989 года вопросы в области охраны окружающей среды взял на себя территориальный комитет по охране окружающей среды ЯНАО – Ямалэкология..

Были открыты счета экологических фондов. Полученные средства позволили приступить к созданию базы автоматического контроля за состоянием окружающей среды (фоновый пост в г. Салехарде).

Изучая периодическую печать по данной проблеме, мы познакомились с мероприятиями, которые проводят предприятия «Ямбурггаздобыча» и «Газпром Добыча Уренгой» по охране природных ресурсов.

(Красный Север № 55 от 17 июля 2010 г)

(Красный Север № 6 от 21 января 2009 г)

Вывод. Анализ научной литературы и периодической печати позволяет сделать вывод, что в промышленности наметились и проводятся реальные меры, направленные на улучшение состояния окружающей среды.

Практическая часть.

Детальный мониторинг позволил нам сузить экологическую проблему «Состояния воздушных ресурсов» до нашего школьного двора, и наметить пути нашего личного участия в направлении «Сохраним наш дом – Ямал!»

Программа мониторинга

Цель: изучить состояние воздушной среды в окрестностях МБОУ СОШ № 1, расположенной на проспекте Губкина.

Задачи: собрать информацию об уровне загрязнения снежного покрова возле дороги, за школой; исследовать осадки на подоконниках.

Перечень объектов:

• подоконники учебных кабинетов со стороны дороги;

• подоконники с противоположной стороны;

• осадки со школьного двора со стороны дороги;

• осадки с противоположной стороны школьного двора;

Перечень показателей:

бумажные салфетки

уровень загрязнения: высокий средний , низкий

Пробы талой воды: уровень загрязнения: высокий, средний, низкий

Временные масштабы: 02.04.12 – 08.04.1 8.00 – 14.00

14.00 – 19.00

19.00 – 8.00

Результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы:

Воздух, которым мы дышим, самым грязным приходится на рабочие дни, а это значит на время наших учебных занятий. Степень загрязнения снижается незначительно в период с 19.00 – 8.00. Низкий уровень загрязнения атмосферного воздуха прослеживается в выходные дни с 8.00 - 14.00 и с 19.00 – 8.00.

Исследование осадков с противоположной стороны школьного здания показывают о среднем уровне загрязнения.

Вывод: в учебных кабинетах, где нет прямого воздействия выхлопных газов воздух чище. Следовательно, если установить защитную стену вдоль дороги, то уровень загрязнения атмосферного воздуха со стороны проезжей части можно снизить до среднего уровня.

Пробы снега также доказывают зависимость загрязнения осадков от удалённости от дороги:

• наиболее высокую степень загрязнения имеет снег около дороги;

• среднюю степень загрязнения показали пробы снега с противоположной стороны школы;

• низкий уровень загрязнения имеет снег наиболее удалённый от транспортной магистрали.

Вывод: нужно принимать действенные меры, направленные на уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду не только в промышленных масштабах, но и на бытовом, городском уровне.

Заключение

Мы решили начать с себя. Человек – единица природы. Одно посаженное дерево будет способствовать очищению воздушных масс. А сколько можно посадить деревьев, если каждый ученик примет участие в акции «Озеленение школьного двора»?! Акция запланирована на май месяц 2012 года. Эта мера не решит проблему в полном объёме, так как большую часть учебного времени приходится на холодный период года.

Территориальное расположение нашей школы усугубляет положение. Мы считаем, следует разработать меры по снижению негативного влияния транспортной магистрали, расположенной на проспекте Губкина. В связи с этим, мы решили обратиться к главе муниципального образования города Новый Уренгой со следующими предложениями:

• Ограничить движение транспортных средств по проспекту Губкина.

• Рассмотреть вопрос о целесообразности построения защитного забора.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!