СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воздух, которым мы дышим.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления» за счет резервного времени разбивается на 2 части. На первом уроке изучается основной материал, а второй полностью посвящен вопросу «Загрязнение воздуха и его охрана».

Просмотр содержимого документа
«Воздух, которым мы дышим.»

Тема:  Воздух, которым мы дышим. 8 класс.  Разработал:  учитель географии  МКОУ Покровская СОШ  Павловского района  Воронежской области  Прокопенко Людмила Александровна.

Тема:

Воздух,

которым мы дышим.

8 класс.

Разработал:

учитель географии

МКОУ Покровская СОШ

Павловского района

Воронежской области

Прокопенко Людмила Александровна.

   Примечания: 1.Урок проводится за счет резервного времени в теме «Климат». Тема урока «Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления» разбивается на 2 части. На первом уроке изучается основной материал, а второй урок полностью посвящен вопросу «Загрязнение воздуха и его охрана». 2. В начале урока класс получает задание составить краткий конспект по новой для каждого цифровой информации.

Примечания:

1.Урок проводится за счет резервного времени в теме «Климат». Тема урока «Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления» разбивается на 2 части. На первом уроке изучается основной материал, а второй урок полностью посвящен вопросу «Загрязнение воздуха и его охрана».

2. В начале урока класс получает задание составить краткий конспект по новой для каждого цифровой информации.

Цели и задачи урока: Развитие экологических знаний и умений. Формирование убеждения о необходимости 1) заботы о своем здоровье;  2) знаний и умений, позволяющих этого достичь(уметь оценить состояние окружающей воздушной среды, находить пути предотвращения ее загрязнения, при необходимости уметь защитить свой организм от неблагоприятных последствий воздействия воздуха, содержащего вредные примеси.

Цели и задачи урока:

  • Развитие экологических знаний и умений.
  • Формирование убеждения о необходимости 1) заботы о своем здоровье;

2) знаний и умений, позволяющих этого достичь(уметь оценить состояние окружающей воздушной среды, находить пути предотвращения ее загрязнения, при необходимости уметь защитить свой организм от неблагоприятных последствий воздействия воздуха, содержащего вредные примеси.

Цели и задачи урока: 1. Развитие экологических знаний и умений учащихся . Без пищи человек может прожить недели, без воды – дни, без воздуха, а вернее, без кислорода, находящегося в воздухе, - минуты…

Цели и задачи урока:

1. Развитие экологических знаний и умений учащихся .

Без пищи человек может прожить недели, без воды – дни, без воздуха, а вернее, без кислорода, находящегося в воздухе, - минуты…

Продолжительность жизни населения России  в XX веке 1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000  Задание: Проанализируйте этот очень показательный график средней продолжительности жизни в России – СССР – России.   Ученые утверждают, что здоровье человека и продолжительность его жизни на 25-30% зависят от состояния окружающей среды, важной составной частью которой является воздух.   5

Продолжительность жизни населения России

в XX веке

1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

Задание: Проанализируйте этот очень показательный график средней продолжительности жизни в России – СССР – России.

Ученые утверждают, что здоровье человека и продолжительность его жизни на 25-30% зависят от состояния окружающей среды, важной составной частью которой является воздух.

5

Но в настоящее время ученые больше обеспокоены не нехваткой кислорода, а тем, что не хватает чистого воздуха. В течение 20-го и начале 21-го века в результате деятельности человека в воздухе увеличилось содержание углекислого, угарного, сернистого газов, запыленность воздуха, во многих районах радиоактивное загрязнение превышает ПДК. Задание : Назовите основных поставщиков загрязняющих веществ в воздух.

Но в настоящее время ученые больше обеспокоены не нехваткой кислорода, а тем, что не хватает чистого воздуха. В течение 20-го и начале 21-го века в результате деятельности человека в воздухе увеличилось содержание углекислого, угарного, сернистого газов, запыленность воздуха, во многих районах радиоактивное загрязнение превышает ПДК.

Задание : Назовите основных поставщиков загрязняющих веществ в воздух.

 Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево. … А не оставлять после себя … Так сегодня выглядят многочисленные вырубки на месте надпойменной дубравы в районе нашей Покровки. А еще четыре года назад здесь был лес, и он так радовал нас всех…

Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево.

А не оставлять после себя …

Так сегодня выглядят многочисленные вырубки на месте надпойменной дубравы в районе нашей Покровки. А еще четыре года назад здесь был лес, и он так радовал нас всех…

Количество кислорода в атмосфере Земли уменьшается ежегодно более чем на 10 млрд. тонн. Хотя кислородный запас планеты достаточно велик, велико и постоянно растущее его потребление промышленностью, транспортом и т. д. По данным ЮНЕСКО население планеты численностью чуть больше 7 млрд. человек потребляет сегодня столько кислорода, сколько необходим о для дыхания 50-70 млрд. человек. При сжигании 15-20 охапок дров в печке расходуется объем годовой нормы кислорода, необходимый для дыхания 1 человека. При сжигании 1 тонны угля кислород потребляется в количестве, необходимом для жизни 10 человек в течении года. Вопрос классу: Каким путем нужно решать проблему уменьшения кислорода в воздухе?

Количество кислорода в атмосфере Земли уменьшается ежегодно более чем на 10 млрд. тонн. Хотя кислородный запас планеты достаточно велик, велико и постоянно растущее его потребление промышленностью, транспортом и т. д.

По данным ЮНЕСКО население планеты численностью чуть больше 7 млрд. человек потребляет сегодня столько кислорода, сколько необходим о для дыхания 50-70 млрд. человек. При сжигании 15-20 охапок дров в печке расходуется объем годовой нормы кислорода, необходимый для дыхания 1 человека. При сжигании 1 тонны угля кислород потребляется в количестве, необходимом для жизни 10 человек в течении года.

Вопрос классу: Каким путем нужно решать проблему уменьшения кислорода в воздухе?

За 1 теплый солнечный день 1 га леса выделяет 180-220 кг кислорода. Каждое дерево способно выделить столько кислорода, что его хватит для обеспечения жизнедеятельности одного человека.    Вопрос классу: Какую народную мудрость  здесь уместно вспомнить?

За 1 теплый солнечный

день 1 га леса выделяет

180-220 кг кислорода.

Каждое дерево способно выделить столько кислорода, что его хватит для

обеспечения жизнедеятельности одного человека.

Вопрос классу:

Какую народную мудрость

здесь уместно вспомнить?

Основные поставщики загрязняющих веществ в атмосферу.            Вопрос классу : Каковы источники загрязнения воздуха в нашей местности.

Основные поставщики загрязняющих веществ в атмосферу.

Вопрос классу : Каковы источники загрязнения воздуха в нашей местности.

Источники загрязнения воздуха в нашей местности .

Источники загрязнения воздуха в нашей местности .

Наиболее распространенными для воздуха загрязняющими веществами являются: оксид углерода; двуокись серы;  оксиды азота;  пыль.  Вопрос классу : что мы знаем о влиянии различных веществ, содержащихся в загрязненном воздухе, на здоровье человека?

Наиболее распространенными для воздуха загрязняющими веществами являются:

  • оксид углерода;
  • двуокись серы;
  • оксиды азота;
  • пыль.

Вопрос классу : что мы знаем о влиянии различных веществ, содержащихся в загрязненном воздухе, на здоровье человека?

Влияние загрязненного воздуха на здоровье человека .  заболевание верхних дыхательных путей сокращение продолжительности жизни поражение печени Загрязненный воздух снижение иммунитета болезни крови и других систем и органов поражение кожных покровов Вопрос классу : Как же можно узнать качество воздуха, если нет под рукой специальных лабораторий?

Влияние загрязненного воздуха на здоровье человека .

заболевание верхних дыхательных путей

сокращение продолжительности жизни

поражение печени

Загрязненный

воздух

снижение иммунитета

болезни крови и других систем и органов

поражение кожных покровов

Вопрос классу : Как же можно узнать качество воздуха, если нет под рукой специальных лабораторий?

Самым распространенным деревом является сосна.

Задание: Дома вы ознакомились с инструктивными карточками, которые

сейчас находятся у вас на столах. Предлагаемый метод исследования очень трудоемкий и требует большого количества времени. Перед вами также находятся по два среза веточек сосны. Не делая подсчетов, выскажите предположение, под каким номером образец взят в чаще соснового бора, а под каким – на одной из улиц села? Обоснуйте свой ответ.

.

Метод биоиндикации газодымовых загрязнений по состоянию хвои сосны».

При обследовании сосны важными параметрами считаются прирост побегов, верхушечные некрозы (отмирание участков ткани) и продолжительность жизни хвои.

В изучаемом районе выбираются либо молодые деревья, отстоящие друг от друга на расстоянии 10-20 м, либо боковые побеги в четвертой сверху мутовке высоких сосен. В обследовании выявляются два важных биоиндикационных показателя: класс повреждения и усыхания хвои и продолжительность жизни хвои. В результате экспресс оценки определяется степень загрязнения воздуха.

Для определения класса повреждения и усыхания хвои объектом рассмотрения выступает верхушечная часть ствола сосны. По состоянию хвоинок участка центрального побега (второго сверху) предыдущего года определяют класс повреждения хвои по шкале.

Класс повреждения хвои по шкале:

1 – хвоинки без пятен;

2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен;

3 – хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.

Класс усыхания хвои.

1 – нет сухих участков;

2 – усох кончик, 2-5 мм;

3 – усохла 1/3 хвоинки;

4 – вся хвоинка желтая или наполовину сухая.

Оценка продолжительности жизни хвои делается по состоянию верхушечной части ствола. Прирост берется за несколько последних лет, причем считается, что за каждый год жизни образуется одна мутовка. Для получения результатов необходимо определить полный возраст хвои – число участков ствола с полностью сохраненной хвоей плюс доля сохраненной хвои на следующем за ним участке. Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили свою хвою, а на следующем – сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои будет равен 3,5 (3+0,5=3,5).

Определив класс повреждения и продолжительность жизни хвои, можно оценить класс загрязнения воздуха по таблице 1 .

Таблица 1. Условные обозначения класса загрязнения воздуха: 1 – идеально чистый; 2 – чистый; 3 – относительно чистый (норма); 4 – загрязненный («тревога»); 5 – грязный («опасно»); 6 – очень грязный («вредно»); «-«; - невозможные сочетания. Максимальный  возраст хвои  Класс загрязнения воздуха  4  Класс повреждения хвои:  3  1  2  1-2  1  2  2  3  2  3-4  1  3  -  1  4  4  -  -  4  4-5  5-6  -  6  Да!... Сосновый лес в Покровке большой! По данной методике в течении нескольких лет ребята из нашей школы проводили исследования, результаты которых говорят о том, что воздух в пределах нашего села варьирует в показателях от «чистый» до «идеально чистый».  Просто посмотрев на ветки сосны и обнаружив большое количество пятен на хвоинках, любой из нас может с уверенностью сказать: «Воздух загрязнен».

Таблица 1.

Условные обозначения класса загрязнения воздуха:

1 – идеально чистый;

2 – чистый;

3 – относительно чистый (норма);

4 – загрязненный («тревога»);

5 – грязный («опасно»);

6 – очень грязный («вредно»);

«-«; - невозможные сочетания.

Максимальный

возраст хвои

Класс загрязнения воздуха

4

Класс повреждения хвои:

3

1

2

1-2

1

2

2

3

2

3-4

1

3

-

1

4

4

-

-

4

4-5

5-6

-

6

Да!... Сосновый лес в Покровке большой!

По данной методике в течении нескольких лет ребята из нашей школы проводили исследования, результаты которых говорят о том, что воздух в пределах нашего села варьирует в показателях от «чистый» до «идеально чистый».

Просто посмотрев на ветки сосны и обнаружив большое количество пятен на хвоинках, любой из нас может с уверенностью сказать: «Воздух загрязнен».

Вопрос классу: Бывают ли в нашей местности такие периоды, когда воздухом дышать тяжело и даже опасно? Когда это бывает и с чем связано?

Вопрос классу: Бывают ли в нашей местности такие периоды, когда воздухом дышать тяжело и даже опасно? Когда это бывает и с чем связано?

В нашей местности это бывает в периоды, когда в безветренную погоду дым от топок, сжигаемого мусора, стерни на полях стелется у поверхности земли. Особенно сильно загрязнение воздуха проявляется осенью и весной, когда население массово сжигает листву.  Задание: Разработайте образцы обращений к населению, к которых: 1 вариант: содержатся советы о том, какую пользу можно извлечь из опавших листьев и сухой травы, сорняков. 2 вариант: Какие меры необходимо предпринять, если люди вынужденно должны находиться в условиях задымленного воздуха.  Вопрос классу: Какие виды растений лучше всего выполняют роль «пылесосов», очищая воздух от пыли и других твердых частиц?

В нашей местности это бывает в периоды, когда в безветренную погоду дым от топок, сжигаемого мусора, стерни на полях стелется у поверхности земли. Особенно сильно загрязнение воздуха проявляется осенью и весной, когда население массово сжигает листву.

Задание: Разработайте образцы обращений к населению, к которых:

1 вариант: содержатся советы о том, какую пользу можно извлечь из опавших листьев и сухой травы, сорняков.

2 вариант: Какие меры необходимо предпринять, если люди вынужденно должны находиться в условиях задымленного воздуха.

Вопрос классу: Какие виды растений лучше всего выполняют роль «пылесосов», очищая воздух от пыли и других твердых частиц?

Чем шершавее лист, тем лучше он удерживает пылинки – до дождя, который все смоет. Лучше всего задерживают пыль вязы и сирень. Ученые подсчитали, что вяз, как «пылесос» в 6 раз производительнее тополя.  Надеюсь, что из нашего урока вы все сделаете правильные выводы.  Задание на дом: составить 1-2 задачи с цифрами и данными, которые вы узнали сегодня на уроке.   Всем чистого воздуха!

Чем шершавее лист, тем лучше он удерживает пылинки – до дождя, который все смоет. Лучше всего задерживают пыль вязы и сирень.

Ученые подсчитали, что вяз, как «пылесос» в 6 раз производительнее тополя.

Надеюсь, что из нашего урока вы все сделаете правильные выводы.

Задание на дом: составить 1-2 задачи с цифрами и данными, которые вы узнали сегодня на уроке.

Всем чистого воздуха!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!