СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Своя игра"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано для проведения в рамках декады гуманитарного цикла. Цель данной разработки -в игровой форме углубить и расширить кругозор знаний обучающихся о языке.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Своя игра"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Своя игра»


Цели игры:

  • углубить и расширить кругозор знаний обучающихся о языке;

  • развивать логическое мышление и устную речь обучающихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

  • формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.

Описание игры


Участвуют 2 команды. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков. Каждый вопрос имеет свою стоимость (от 10 до 50 баллов). Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Участника отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим. Игроки могут отвечать только после того, как ведущий закончит чтение вопроса. В ином случае ответ не засчитывается. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт игрока, а игрок получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего. В этом случае игроки другой команды имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.



1 РАУНД


Фонетика

10

20

30

40

50

Орфоэпия

10

20

30

40

50

Ребусы

10

20

30

40

50


Фонетика

10-сколько гласных звуков в русском языке? 6

20 – какой фонетический признак объединяет слова : отдалиться, просьба, сгибать? ( озвончение глухих согласных)

30- Укажите сколько раз звук [т] встречается в предложении: Документ подписан директором. (3)

40- В каком слове все согласные звуки являются мягкими:

а) съешьте;б) по-щучьему;в) часики;г) режьте?Ответ: в) [ч'ас'ик'и].

50- Аукцион Как изучающим фонетику может помочь фраза «Пастух Фока, хочешь щец?»Ответ: в данной фразе собраны все глухие согласные.


Орфоэпия

10- Кот в мешке. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? экспЕрт, шАсси, щавЕль

20- В каком слове ударение играет смыслоразличительную роль?

А) гвоздики; Б) компас; В) корысть

30- В каком  слове буквосочетание чн произносится как [шн]:

А) горчичник; Б) коричневый; В) человечный

40- Во времена А. С. Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите это слово

Полна народу зала; // Музыка уж греметь устала…

50-  В каком из слов ударение переместилось со второго слога в начальной форме на третий слог?

Огня горячее и тверже стали

Отважных бойцов сердца.


Ребусы

10- падеж

20- склонение

30- корень

40- окончание


50- словосочетание


2 РАУНД


Лексика

10

20

30

40

50

Фразеология

10

20

30

40

50

Этимология

10

20

30

40

50


Лексика

10-Назовите автора «Толкового словаря живого великорусского языка»

20- Кот в мешке. Как называются слова одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению: лук (овощ) и лук (оружие).

30- Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.

40- Выберите в отрывке из сказки устаревшее слово: «В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки». Что оно обозначает?

50- Название жилища в произведении «Тихий Дон»


Фразеология

10- Замените фразеологизм одним словом. Трудиться до седьмого пота ( усердно)

20- Аукцион Подберите фразеологизм-синоним к выражению бежать во весь дух. (Бежать сломя голову, во весь опор, во все лопатки)

30- Каким фразеологизмом, берущим начало в мифологии, можно заменить выражение тяжёлая, изнурительная и бесплодная работа?

40- Узнать фразеологизм по картинке

50-Из какой профессии пришел фразеологизм тянуть лямку? (надолго затягивать какое-то дело, из речи бурлаков)


Этимология

10- Этимология- это наука о чем?

20- Выберите слово, которое произошло от латинского слова «вода»:
а) пакля б) пароход в) акварель +

30-Кот в мешке. Это слово произошло от названий первых двух букв старославянского алфавита. И неудивительно, ведь именно с алфавитом тесно связано значение этого слова. а) книга б) букварь в) азбука +

40- Попытайтесь угадать, какое слово были образовано от древнего слова «коло»:а) раскол б) уколоть в) кольцо +

50- Слово «врать» в Древней Руси означало «говорить». От слова «врать» было образовано название профессии, представители которой, по мнению наших предков, должны были уметь внушать, грамотно и убедительно говорить. О какой профессии идет речь?(Врач)


3.РАУНД


Морфемика

10

20

30

40

50

Морфология

10

20

30

40

50

Синтаксис

10

20

30

40

50

Морфемика

10- Главная значимая часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов

20-В каком слове нет окончания? Осенний, шиповник, травы, день, неожиданно

30- Составьте из морфем слово, расположив их в нужном порядке.

- Корень, как в слове БРОШКА

- Приставка, как в слове З..ТАИТЬСЯ

- Окончание как в слове КРАСИВ… (закат)

- Суффикс, как в слове БЕЗЖИЗНЕ(Н,НН)ЫЙ

40- Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи. Служить    заслужить    …    заслуженно.

50- Восстановите слово по описанию морфем. 1. Корень обозначает верхнюю конечность человека. 2. Соединительный гласный. 3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’. 4. Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’. 5. Суффикс (окончание) инфинитива.


Морфология

10- Найдите «лишние» слова.

 смеющийся, смеявшийся, смеяться, рассмеявшиеся

20-Определи разряд прилагательных: Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

30- Особая форма глагола (или часть речи ),которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. (Деепричастие)

40- Какое местоимение не имеет своего собственного именительного падежа.

50- Образуйте повелительное наклонение глагола , ехать


Синтаксис

10- Главные члены предложения. Назовите их по-другому (Грамматическая основа)

20-Найдите грамматическую основу: Здоровью цены нет.

30- Второстепенные члены предложения, которые бывают согласованными и несогласованными. 

40- Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

50- Указать вид связи Варежки из шерсти


Заключительное слово учителя

- Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:

  1. обогащать свой словарный запас;

  2. укреплять грамотность;

  3. повышать языковую культуру;

  4. любить и беречь русский язык.

Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!