Внеклассное мероприятие «Своя игра»
по русскому языку во 2 классе
МБОУ «СОШ № 7»
г. Бугуруслан
Оренбургская область
Учитель начальных классов: Парфильева Светлана Александровна
Тема: Обобщение пройденного материала по разделу «Лексика» и «Морфология»
Цель: обобщить и расширить пройденный материал по изученным разделам
Задачи:
Формировать умения: употреблять слова в правильном значении, находить корень в однокоренных словах, подбирать синонимы и антонимы, определять части речи и давать определения фразеологизмам;
Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к изучению русского языка, навыки планирования учебной деятельности, обогащать словарный запас учащихся;
Воспитывать взаимопомощь, формировать умение слушать ответы одноклассников; работать в коллективе.
Формирование УУД на мероприятии:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2) освоение способов решения проблем поискового характера;
3) формирование умения контролировать и оценивать учебные действия;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, Универсальные словари, конверты с заданиями, сигнальные карточки
Ход занятия:
I. Оргмомент
Слайд 1 с музыкальной заставкой игры
- Кто знает, что это за игра?
- Кто ее видел? Понравилась? Чем?
- А хотите в нее сыграть?
- Чтобы сыграть в эту игру, какие знания и умения нам пригодятся?
- Какую задачу вы поставите на сегодняшнее занятие?
II. Знакомство с правилами игры
- Прежде чем мы приступим к игре, познакомимся с командами и правилами игры.
- В игре принимают участие команды (хором): «Знатоки» и «Эрудиты».
- Ваша основная цель — отвечать на вопросы, быстро выполнять задания и зарабатывать как можно больше баллов.
- Суть игры заключается в том, чтобы отвечать на вопросы, пытаясь опередить друг друга. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Прослушав вопрос, команда поднимает сигнальную карточку – она готова отвечать. Если команда отвечает правильно, ей засчитывается количество баллов равное цене вопроса. В случае неправильного ответа - ответить может другая команда, и заработать эти баллы. Если у обеих команд нет ответа, то вопрос снимается – ответ дает учитель.
- Игра продолжается до тех пор, пока в ней не будут разыграны все вопросы
III. знакомство с категориями - слайд 2
- В нашей игре участвуют следующие категории:
Антонимы - Вспомните, какие слова называют антонимами?
Синонимы - Какие слова называют синонимами?
Части речи - Какие части речи мы с вами выучили? Дайте им определения
Однокоренные слова - Что вы знаете об однокоренных словах?
Фразеологизмы - Что такое фразеологизмы?
Слайд 3
– В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение «Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение»
IV. проведение игры Слайд 4
Знакомство с жюри
- У нас есть зрители, как в настоящей игре. А подсчет баллов будет осуществлять жюри в составе …..
2. психологический настрой
- Готовы начать игру?
– Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Будем всё мы вспоминать,
Дружно русский повторять.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
3. работа с категориями
- Выбирать категорию вы будете по – очереди.
АНТОНИМЫ
10 б. Подберите антоним к слову КРЕПКИЙ (слабый) слайд 5
Историческая справка слайд 6
- Слово «КРЕПКИЙ» образовано от древнего славянского существительного «КРЕПЪ» - «СИЛА»
20 б. слайд 7
Замените ссч МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК одним словом слайд 8 (мудрец)
30 б. слайд 9
- У вас на столе лежат конверты разных цветов. Для этого задания вам нужен белый конверт.
Вставьте в пословицы слова – антонимы:
Ученье - … , а неученье - … .
Знай …, а говори … .
слайд 10 Ученье – свет, а неученье – тьма. Знай больше, говори – меньше.
40 б. слайд 11 - Отгадайте шараду:
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех,
Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это… плач
50 б. слайд 12 Аукцион «Ты – мне, я - тебе»
- Вспомните слова – антонимы
- Устроим перестрелку между командами. В течение 2 минут одна команда говорит слово, другая называет к нему антоним. За какой командой останется последнее слово, та и получает 50 баллов
СИНОНИМЫ
10 б. слайд 13 - Посмотрите на предложения и ответьте на вопрос «Кому холоднее?»
Ответ: Девочка окоченела (проверка - нажатие на картинку)
20 б. слайд 14 - Выберите из предложенных слов синонимы
Ответ: Воин – солдат (проверка - нажатие на картинку)
30 б. слайд 15 физминутка для глаз
40 б. слайд 16
Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»
храбрый, отважный, решительный, мужественный
мужество, гордость, решительность, храбрость
Отважность, мужество, решительность, храбрость
50 б. слайд 17
- Возьмите синий конверт с заданием: Вставьте в пословицу слова – синонимы
… жить без забот, … без доброго слова
Ответ: слайд 18 Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
- Как вы понимаете это пословицу?
ЧАСТИ РЕЧИ
10 б. слайд 19 - С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (глагол)
20 б. слайд 20 - Отгадайте ребусы (коллективно)
- Что общего в этих словах? (имена существительные)
- Какое слово отличается от других? Чем? (мн.ч)
30 б. слайд 21 «100 слов из одного» (листочек)
- Из данного слова составить и записать за 2 минуты как можно больше слов
САМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ (по щелчку появляются слова)
Выигрывает та команда, которая записала большее количество слов
- Сколько слов у команды «Эрудиты»? Сколько слов у команды «Знатоки»?
- Знаете ли вы смысл слов: сукно? Руно? Укор?
Сукно – шерстяная или х/б плотная ткань с гладкой поверхностью
Руно – овечья шерсть
Укор – упрек, порицание
40 б. слайд 22 (таблица)
– От данного слова образовать имя существительное, имя прилагательное, глагол
ПРОВЕРКА слайд 23
50 б. слайд 24
- Знаком ли вам этот человек? А его сказка?
- Что вы знаете о героине его сказки?
- В этой сказке есть интересное стихотворение. Слайд 25
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
- Поняли ли вы смысл данного стихотворения? Почему?
- Слова в нем не имеют лексического значения, т.е смысла. А имеют ли они грамматическое значение, т.е можно ли их отнести к частям речи.
- Вот это вам сейчас и предстоит проверить.
- Возьмите желтый конверт. Определите, если возможно, и надпишите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
ВЗАИМОПРОВЕРКА слайд 26
- Поменяйтесь работами
- Сколько слов смогла определить команда «Эрудиты»? А «Знатоки»?
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
10 б. слайд 27 - Найдите среди этих слов «лишнее» (водитель)
- Почему вы считаете это слово «лишним»?
20 б. слайд 28 (листочек)
- От слова САД образовать 5 однокоренных слов (сад – посадки, рассада, садовник, садовод, садовый, пересадить, посадить, засадить …)
30 б. слайд 29 - 30 Игра «Горка» (таблица)
- Заполните пустые клетки так, чтобы получились однокоренные слова
г л а з . .
г л а з . . .
г л а з . . . .
40 б. слайд 31 Кот в мешке
- Кто знает, что означает это выражение? слайд 32
- Этот вопрос, по условиям игры, отдается соперникам
- Что общего есть у зуба, у дерева, у слова? (корень)
50 б. слайд 33
- Кто быстрее всех прочтёт,
Слово «лишнее» найдёт
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
слайд 34 - Докажите правильность своего выбора
Лиса - лисёнок,
Лось - лосёнок,
Горный - горка,
Песочный - песок.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
10 б. слайд 35
- Среди данных выражений найдите фразеологизм
- Какой смысл он имеет? (проверка по нажатию на вопрос)
- Найдите в Универсальном словаре его объяснение (с 78)
20 б. слайд 36 - Замените фразеологизм в предложении (проверка по нажатию на вопрос)
30 б. слайд 37
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
И всюду суют,
Вмешиваясь в чужие дела.
Что это?
(проверка по нажатию на вопрос)
40 б. слайд 38 - Вспомните фразеологизмы со словом ЯЗЫК
слайд 39 проверка понимания смысла
50 б. слайд 40 - Найдите в словаре объяснение фразеологизму «На всю катушку»
(Универсальный словарь русского языка, с 431)
V. Подведение итога.
- Пока жюри подсчитывает баллы, я хотела бы узнать ваше мнение о сегодняшней игре.
- Закончите, пожалуйста, данные предложения
Рефлексия слайд 41
- Я узнал (а) …
- Мне понравилось …
Подсчет очков – слово жюри
Самооценка слайд 42
- На столе у вас лежат смайлики. Подумайте и оцените свою работу на сегодняшнем занятии
1) Задания были для меня трудными, я не смог с ними справиться
2) Задания для меня были несложными, с большей частью я справился
3) Задания для меня были легкими, я со всеми справился
Заключительное слово
- Как вы думаете, нужно ли нам еще работать над такими заданиями, или мы уже все знаем?
- Какие задачи поставим на следующее внеклассное занятие по русскому языку?
- Над чем бы вам еще хотелось поработать?
слайд 43 Спасибо за работу
При работе использовались:
Менькова Е.В. Русский язык. «Лексика» // Волгоград, «Корифей», 2006
Агапова И, Давыдова М. «Лучшие игры и развлечения со словами» // М., «Лада», 2008
Белицкая Н.Г., Орг А.О. «Школьные олимпиады. Начальная школа» // М., «Айрис - пресс», 2006
Словарь антонимов русского языка. – под редакцией Новикова Л.А. // М., «Русский язык», 1988
Фразеологический словарь русского языка. - под редакцией Федосова И.В. // М., «ЮНВЕС», 2003
Интернет ресурсы (картинки, музыка)