СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Своя игра" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит подробный конспект мероприятия с презентацией. Темы мероприятия: лексика и морфология русского языка. Занятие проводится в виде соревнования между двумя командами.

Просмотр содержимого документа
«приложения»

Вставьте в пословицы недостающие слова – антонимы:

Знай _________ , а говори ____________ .

Ученье - _________ , а неученье - _______.



Вставьте в пословицы недостающие слова – антонимы:

Знай _______ , а говори __________ .

Ученье - _________ , а неученье - _______.



Вставьте в пословицу слова – синонимы:

____________ жить без забот, __________ без доброго слова.





Вставьте в пословицу слова – синонимы:

____________ жить без забот, __________ без доброго слова.





Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.



Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

















жюри







Эрудиты









Знатоки













ЗИМОВКА

Имя существительное

Имя прилагательное

глагол












ЗИМОВКА

Имя существительное

Имя прилагательное

глагол














Команда «Эрудиты»

Команда «Знатоки»











итого

итого



Обе команды проявили себя, показали хорошие знания материала по данным разделам. Были активны, настойчивы.

По количеству баллов вперед вырвалась команда … , она набрала … баллов. Но команда … ненамного ей уступила и набрала …. баллов.





Игра «Горка»







Игра «Горка»





Просмотр содержимого документа
«своя игра 2 класс русский язык»

Внеклассное мероприятие «Своя игра»

по русскому языку во 2 классе

МБОУ «СОШ № 7»

г. Бугуруслан

Оренбургская область

Учитель начальных классов: Парфильева Светлана Александровна


Тема: Обобщение пройденного материала по разделу «Лексика» и «Морфология»

Цель: обобщить и расширить пройденный материал по изученным разделам

Задачи:

Формировать умения: употреблять слова в правильном значении, находить корень в однокоренных словах, подбирать синонимы и антонимы, определять части речи и давать определения фразеологизмам;

Развивать наблюдательность, внимание, память, интерес к изучению русского языка, навыки планирования учебной деятельности, обогащать словарный запас учащихся;

Воспитывать взаимопомощь, формировать умение слушать ответы одноклассников; работать в коллективе.


Формирование УУД на мероприятии:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

2) освоение способов решения проблем поискового характера;

3) формирование умения контролировать и оценивать учебные действия;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point, Универсальные словари, конверты с заданиями, сигнальные карточки


Ход занятия:

I. Оргмомент

Слайд 1 с музыкальной заставкой игры

- Кто знает, что это за игра?

- Кто ее видел? Понравилась? Чем?

- А хотите в нее сыграть?

- Чтобы сыграть в эту игру, какие знания и умения нам пригодятся?

- Какую задачу вы поставите на сегодняшнее занятие?


II. Знакомство с правилами игры

- Прежде чем мы приступим к игре, познакомимся с командами и правилами игры.

- В игре принимают участие команды (хором): «Знатоки» и «Эрудиты».

- Ваша основная цель — отвечать на вопросы, быстро выполнять задания и зарабатывать как можно больше баллов.

- Суть игры заключается в том, чтобы отвечать на вопросы, пытаясь опередить друг друга. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Прослушав вопрос, команда поднимает сигнальную карточку – она готова отвечать. Если команда отвечает правильно, ей засчитывается количество баллов равное цене вопроса. В случае неправильного ответа - ответить может другая команда, и заработать эти баллы. Если у обеих команд нет ответа, то вопрос снимается – ответ дает учитель.

- Игра продолжается до тех пор, пока в ней не будут разыграны все вопросы


III. знакомство с категориями - слайд 2

- В нашей игре участвуют следующие категории:

Антонимы - Вспомните, какие слова называют антонимами?

Синонимы - Какие слова называют синонимами?

Части речи - Какие части речи мы с вами выучили? Дайте им определения

Однокоренные слова - Что вы знаете об однокоренных словах?

Фразеологизмы - Что такое фразеологизмы?


Слайд 3

– В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение «Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение»


IV. проведение игры Слайд 4

  1. Знакомство с жюри

- У нас есть зрители, как в настоящей игре. А подсчет баллов будет осуществлять жюри в составе …..

2. психологический настрой

- Готовы начать игру?

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть!
Будем всё мы вспоминать,
Дружно русский повторять.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!


3. работа с категориями

- Выбирать категорию вы будете по – очереди.


АНТОНИМЫ

10 б. Подберите антоним к слову КРЕПКИЙ (слабый) слайд 5

Историческая справка слайд 6

- Слово «КРЕПКИЙ» образовано от древнего славянского существительного «КРЕПЪ» - «СИЛА»

20 б. слайд 7

Замените ссч МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК одним словом слайд 8 (мудрец)


30 б. слайд 9

- У вас на столе лежат конверты разных цветов. Для этого задания вам нужен белый конверт.

Вставьте в пословицы слова – антонимы:

Ученье - … , а неученье - … .
Знай …, а говори … .

слайд 10 Ученье – свет, а неученье – тьма. Знай больше, говори – меньше.


40 б. слайд 11 - Отгадайте шараду:

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю по неволе

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… плач


50 б. слайд 12 Аукцион «Ты – мне, я - тебе»

- Вспомните слова – антонимы

- Устроим перестрелку между командами. В течение 2 минут одна команда говорит слово, другая называет к нему антоним. За какой командой останется последнее слово, та и получает 50 баллов


СИНОНИМЫ

10 б. слайд 13 - Посмотрите на предложения и ответьте на вопрос «Кому холоднее?»

Ответ: Девочка окоченела (проверка - нажатие на картинку)


20 б. слайд 14 - Выберите из предложенных слов синонимы

Ответ: Воин – солдат (проверка - нажатие на картинку)


30 б. слайд 15 физминутка для глаз


40 б. слайд 16

Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»

  1. храбрый, отважный, решительный, мужественный

  2. мужество, гордость, решительность, храбрость

  3. Отважность, мужество, решительность, храбрость


50 б. слайд 17

- Возьмите синий конверт с заданием: Вставьте в пословицу слова – синонимы

… жить без забот, … без доброго слова

Ответ: слайд 18 Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

- Как вы понимаете это пословицу?

ЧАСТИ РЕЧИ

10 б. слайд 19 - С какой частью речи никогда не употребляется предлог? (глагол)

20 б. слайд 20 - Отгадайте ребусы (коллективно)

- Что общего в этих словах? (имена существительные)

- Какое слово отличается от других? Чем? (мн.ч)


30 б. слайд 21 «100 слов из одного» (листочек)

- Из данного слова составить и записать за 2 минуты как можно больше слов

САМОПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ (по щелчку появляются слова)

Выигрывает та команда, которая записала большее количество слов

- Сколько слов у команды «Эрудиты»? Сколько слов у команды «Знатоки»?

- Знаете ли вы смысл слов: сукно? Руно? Укор?

Сукно – шерстяная или х/б плотная ткань с гладкой поверхностью

Руно – овечья шерсть

Укор – упрек, порицание


40 б. слайд 22 (таблица)

– От данного слова образовать имя существительное, имя прилагательное, глагол

ПРОВЕРКА слайд 23

50 б. слайд 24

- Знаком ли вам этот человек? А его сказка?

- Что вы знаете о героине его сказки?

- В этой сказке есть интересное стихотворение. Слайд 25

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.


- Поняли ли вы смысл данного стихотворения? Почему?

- Слова в нем не имеют лексического значения, т.е смысла. А имеют ли они грамматическое значение, т.е можно ли их отнести к частям речи.

- Вот это вам сейчас и предстоит проверить.

- Возьмите желтый конверт. Определите, если возможно, и надпишите над каждым словом, к какой части речи оно относится.

ВЗАИМОПРОВЕРКА слайд 26

- Поменяйтесь работами

- Сколько слов смогла определить команда «Эрудиты»? А «Знатоки»?


ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

10 б. слайд 27 - Найдите среди этих слов «лишнее» (водитель)

- Почему вы считаете это слово «лишним»?


20 б. слайд 28 (листочек)

- От слова САД образовать 5 однокоренных слов (сад – посадки, рассада, садовник, садовод, садовый, пересадить, посадить, засадить …)


30 б. слайд 29 - 30 Игра «Горка» (таблица)

- Заполните пустые клетки так, чтобы получились однокоренные слова

г л а з . .

г л а з . . .

г л а з . . . .


40 б. слайд 31 Кот в мешке

- Кто знает, что означает это выражение? слайд 32

- Этот вопрос, по условиям игры, отдается соперникам

- Что общего есть у зуба, у дерева, у слова? (корень)


50 б. слайд 33

- Кто быстрее всех прочтёт,

Слово «лишнее» найдёт

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок.


слайд 34 - Докажите правильность своего выбора

Лиса - лисёнок,

Лось - лосёнок,

Горный - горка,

Песочный - песок.


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ


10 б. слайд 35

- Среди данных выражений найдите фразеологизм

- Какой смысл он имеет? (проверка по нажатию на вопрос)

- Найдите в Универсальном словаре его объяснение (с 78)


20 б. слайд 36 - Замените фразеологизм в предложении (проверка по нажатию на вопрос)


30 б. слайд 37

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

И всюду суют,

Вмешиваясь в чужие дела.

Что это?

(проверка по нажатию на вопрос)


40 б. слайд 38 - Вспомните фразеологизмы со словом ЯЗЫК

слайд 39 проверка понимания смысла

50 б. слайд 40 - Найдите в словаре объяснение фразеологизму «На всю катушку»

(Универсальный словарь русского языка, с 431)


V. Подведение итога.

- Пока жюри подсчитывает баллы, я хотела бы узнать ваше мнение о сегодняшней игре.

- Закончите, пожалуйста, данные предложения

Рефлексия слайд 41

- Я узнал (а) …

- Мне понравилось …


Подсчет очков – слово жюри


Самооценка слайд 42

- На столе у вас лежат смайлики. Подумайте и оцените свою работу на сегодняшнем занятии

1) Задания были для меня трудными, я не смог с ними справиться

2) Задания для меня были несложными, с большей частью я справился

3) Задания для меня были легкими, я со всеми справился


Заключительное слово

- Как вы думаете, нужно ли нам еще работать над такими заданиями, или мы уже все знаем?

- Какие задачи поставим на следующее внеклассное занятие по русскому языку?

- Над чем бы вам еще хотелось поработать?


слайд 43 Спасибо за работу




При работе использовались:

  1. Менькова Е.В. Русский язык. «Лексика» // Волгоград, «Корифей», 2006

  2. Агапова И, Давыдова М. «Лучшие игры и развлечения со словами» // М., «Лада», 2008

  3. Белицкая Н.Г., Орг А.О. «Школьные олимпиады. Начальная школа» // М., «Айрис - пресс», 2006

  4. Словарь антонимов русского языка. – под редакцией Новикова Л.А. // М., «Русский язык», 1988

  5. Фразеологический словарь русского языка. - под редакцией Федосова И.В. // М., «ЮНВЕС», 2003

  6. Интернет ресурсы (картинки, музыка)

Просмотр содержимого презентации
«своя игра»

по русскому языку

по русскому языку

Антонимы Синонимы Части речи Однокоренные слова Фразеологизмы

Антонимы

Синонимы

Части речи

Однокоренные слова

Фразеологизмы

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение . С.И. Ожегов

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение .

С.И. Ожегов

Антонимы Синонимы Части речи Однокоренные слова Фразеологизмы 10 30 50 20 40 40 50 30 20 10 20 30 40 10 50 20 10 50 40 30 20 40 50 30 10 итог

Антонимы

Синонимы

Части речи

Однокоренные слова

Фразеологизмы

10

30

50

20

40

40

50

30

20

10

20

30

40

10

50

20

10

50

40

30

20

40

50

30

10

итог

Подберите антоним к слову
  • Подберите антоним к слову

КРЕПКИЙ

Крепкий – слабый
  • Крепкий – слабый

Слово «КРЕПКИЙ» образовано от древнего славянского существительного «КРЕПЪ» - «СИЛА»

Замени словосочетание одним словом
  • Замени словосочетание одним словом

«мудрый человек»

МУДРЕЦ

МУДРЕЦ

Вставь в пословицы слова – антонимы: Ученье - … , а неученье - … .    Знай …, а говори … .

Вставь в пословицы слова – антонимы:

Ученье - … , а неученье - … .

Знай …, а говори … .

Я антоним к слову смех. Не от радости, утех, Я бываю по неволе От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это… плач.

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю по неволе

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

плач.

Вопрос – аукцион «Ты – мне, я - тебе»

Вопрос – аукцион

«Ты – мне, я - тебе»

Кому холоднее? Девочка окоченела. Мальчик озяб. Собака мёрзнет.

Кому холоднее?

Девочка окоченела.

Мальчик озяб.

Собака мёрзнет.

Выберите из предложенных слов  синонимы Воин Человек Солдат

Выберите из предложенных слов

синонимы

Воин

Человек

Солдат

Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость» храбрый, отважный, решительный, мужественный мужество, гордость, решительность, храбрость Отважность, мужество, решительность, храбрость

Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость»

  • храбрый, отважный, решительный, мужественный
  • мужество, гордость, решительность, храбрость
  • Отважность, мужество, решительность, храбрость

… . жить без забот, …. без доброго слова.

. жить без забот, …. без доброго слова.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

С какой частью речи никогда не употребляется предлог?  глагол

С какой частью речи никогда не употребляется предлог?

глагол

фа БЫ  столбы фасоль ве Г веточка гроза

фа

БЫ

столбы

фасоль

ве

Г

веточка

гроза

"Сто слов из одного"

За 2 минуты записать как можно больше имён существительных в единственном числе из букв, входящих в слово:

Секундомер

ДОМ НОМЕР МУСОР РОМ

СУК СУКНО СОМ КОН

КУРС МОРЕ УРОК СОР

СЕНО РУНО УМ МОР

ДНО КОМ УКОР СОН СУРОК РОК УС

СОК КОНУС

От данного слова образовать имя существительное, имя прилагательное, глагол зимовка

От данного слова образовать имя существительное, имя прилагательное, глагол

зимовка

зимовка Имя существительное Имя прилагательное зима Глагол зимний зимушка зимующие зимовать перезимовать

зимовка

Имя существительное

Имя прилагательное

зима

Глагол

зимний

зимушка

зимующие

зимовать

перезимовать

Лью́ис Кэ́рролл Сказка «Алиса в стране чудес»

Лью́ис Кэ́рролл

Сказка «Алиса в стране чудес»

Определите в стихотворении части речи. Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.

Определите в стихотворении части речи.

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Определите в стихотворении части речи. сущ гл прил Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. сущ пр гл гл сущ пр  сущ сущ

Определите в стихотворении части речи.

сущ

гл

прил

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

сущ

пр

гл

гл

сущ

пр

сущ

сущ

Назови четвёртое «лишнее»:   вода водитель подводный водянистый

Назови четвёртое «лишнее»:

вода

водитель

подводный

водянистый

От слова САД  образовать 5 однокоренных слов

От слова

САД

образовать 5 однокоренных слов

Игра «Горка» л а з г л з а г л г а з

Игра «Горка»

л

а

з

г

л

з

а

г

л

г

а

з

Игра «Горка» л а з и к г о л з н а г й н ь я л г а у з

Игра «Горка»

л

а

з

и

к

г

о

л

з

н

а

г

й

н

ь

я

л

г

а

у

з

Кот в мешке

Кот в мешке

«Купить кота в мешке» – приобрести что-то, не зная о качестве покупки.

«Купить кота в мешке» – приобрести что-то, не зная о качестве покупки.

Кто быстрее всех прочтёт,  Слово лишнее найдёт. Лист, лиса, лисёнок, Лось, лоскут, лосёнок, Горный, горка, городок, Пёс, песочный и песок.

Кто быстрее всех прочтёт, Слово лишнее найдёт.

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок.

Кто быстрее всех прочтёт,  Слово лишнее найдёт. Лиса - лисёнок, Лось - лосёнок, Горный - горка, Песочный - песок.

Кто быстрее всех прочтёт, Слово лишнее найдёт.

Лиса - лисёнок,

Лось - лосёнок,

Горный - горка,

Песочный - песок.

Делать баклуши Бить баклуши «Бить баклуши» – ничего не делать, бездельничать.

Делать баклуши

Бить баклуши

«Бить баклуши» – ничего не делать, бездельничать.

Замените фразеологизм в предложении. Поезд должен прийти с минуты на минуту. Очень скоро, сейчас Через минуту

Замените фразеологизм в предложении.

Поезд должен прийти с минуты на минуту.

Очень скоро, сейчас

Через минуту

Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, Зазнаваясь. И всюду суют, Вмешиваясь в чужие дела. Что это?  «Вешать нос» – приходить в уныние. «Задирать нос» – зазнаваться. «Совать нос» – вмешиваться не в своё дело.

Его вешают,

приходя в уныние.

Его задирают,

Зазнаваясь.

И всюду суют,

Вмешиваясь в чужие дела.

Что это?

«Вешать нос» – приходить в уныние.

«Задирать нос» – зазнаваться.

«Совать нос» – вмешиваться не в своё дело.

Вспомните фразеологизмы со словом
  • Вспомните фразеологизмы со словом

ЯЗЫК

«Проглотить язык» - молчать не смотря на задаваемые вопросы.    говорят о человеке, который умеет хорошо, свободно говорить. «Язык подвешен» –   вынуждать сказать что-то.   «Тянуть за язык» – молчать, не говорить лишнего    «Держать язык за зубами» –
  • «Проглотить язык» -
  • молчать не смотря на задаваемые вопросы.

  • говорят о человеке, который умеет хорошо, свободно говорить.
  • «Язык подвешен» –

  • вынуждать сказать что-то.

  • «Тянуть за язык» –
  • молчать, не говорить лишнего

  • «Держать язык за зубами» –

Найдите в словаре объяснение фразеологизму « На всю катушку »

Найдите в словаре объяснение фразеологизму « На всю катушку »

Я узнал (а)…  Мне понравилось …
  • Я узнал (а)…
  • Мне понравилось …

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!