Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе
«Путешествие в страну Грамматика»
Цель: создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся к учебному предмету и умения применить знания, полученные в течение учебного года на уроках русского языка
Задачи:
Личностные | развитие интереса у обучающихся к учебному предмету, готовности к саморазвитию, воспитание уважительного отношения к одноклассникам в ходе решения учебной задачи |
Метапредметные | |
познавательные | формирование умений работать с интерактивной доской, применять свои знания при решении занимательных заданий, развитие умений проводить анализ, синтез и классификацию материала по заданным критериям |
регулятивные | развитие умение осуществлять контроль за действиями одноклассников и соотносить правильность собственного выбора с требованиями конкретной задачи |
коммуникативные | воспитание активности и развитие умения доказывать свой самостоятельный выбор при решении общей познавательной задачи |
Предметные | актуализировать знания учащихся, полученные на уроках русского языка в 5 классе, и учить применять их в нестандартной ситуации |
Оборудование:
Презентация, жетончики за правильные ответы, «Удостоверения гражданина страны Грамматики» для каждого учащегося, приз для лучшего знатока русского языка.
Форма: Игра -соревнование
План проведения мероприятия:
Вступление. Вступительное слово учителя.
Основная часть. Выполнение занимательных заданий по русскому
( по группам)
Заключение. Подведение итогов. Вручение учащимся удостоверений гражданина страны Грамматики. Определение и награждение лучшего знатока русского языка.
Ход мероприятия
Приветствуем вас на игре «Путешествие по стране Грамматике»
Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания ребята,
А остальным у них учиться надо.
Мы вам желаем творческих успехов.
Заданья трудные не будут пусть помехой.
Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»
Ведь будет сложная игра!
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто сейчас играет с нами,
Тот становится умней!
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие по русскому языку, на котором вы сможете показать свои знания и умения, полученные на обычных уроках. По итогам выполнения заданий мы определим самых лучших знатоков русского языка. А все участники нашего путешествия получат «Удостоверение гражданина страны Грамматики». Ребята, а сейчас для вас электронное письмо.
Основная часть На экране появляется письмо, обращённое к ребятам.
«Ребята, сегодня вы оправитесь в путешествие по волшебной, загадочной стране Грамматике. Во время путешествия вас будут поджидать разные трудности и испытания, а так же вы откроете для себя много нового и интересного. Если вы будете действовать дружно, честно, смело, то обязательно преодолеете любые препятствия. Удачи вам в пути! Ваша Королева Грамматика». |
Учитель: Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Грамматике. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце путешествия мы подсчитаем, кто сколько жетончиков заработал. Во время путешествия давайте будем уважительно относиться друг к другу.
Первая станция (задания читают сами учащиеся).
Станция 1.
«Гласные и согласные» Однажды гласные и согласные буквы поспорили, кто главнее. Спор закончился тем, что все гласные убежали из слов, и остались одни согласные. Совсем непонятны стали слова. Давайте, ребята, помирим буквы и вернём гласные на место. л с ж р ф с р к ж к п т х к т н к м шк б лк в р б й гр ч д т л л т к а я о ё у ы и |
Учитель: Ребята, так кто же всё- таки главнее, гласные или согласные?
(Учащиеся отвечают, что важны и гласные и согласные)
Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Станция 2.
«Волшебная яблонька» Это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли большие-пребольшие яблоки с гласными буквами. Сорвать эти яблоки сможет только тот, кто подберёт для каждого из них подходящее слово. косм.с .дрес комп.с г.рой при.рода ст.лица сев.р за.ц |
Учитель: Ребята, а если мы забудем, как пишется словарное слово, где можно посмотреть?
(Учащиеся отвечают, что правописание слова можно проверить по орфографическому словарю. Учитель демонстрирует «Орфографический словарь школьника»)
Станция 3.
«В гостях у слов-родственников» Ребята, заселите каждый дом словами-родственниками. Используйте данные приставки, суффиксы, окончания для образования однокоренных слов. пере ок ёнок ник к а ы лес стрел кот гриб …. …. …. …. |
Учитель: Какие слова называются родственными?
(Учащиеся называют признаки родственных слов: имеют одинаковый корень, близки по смыслу)
Станция 4.
«Заколдованные поляны» В лесу три волшебные поляны, на которых растут слова мужского, женского и среднего рода. Но злая колдунья перепутала все слова. Ребята, помогите им разойтись по своим полянам. м.р ж.р. ср.р. земляника тополь колокольчик фасоль яблоко сирень солнышко морковь ромашка вишня портфель земля |
Учитель: Какие слова-помощники нам помогают определить род?
Станция 5.
«Озёра склонений» Ребята, в каждое озеро надо опустить имя существительное нужного склонения. 1 –е скл. 2-е скл. 3-е скл. парусник сосна конь тетрадка медаль лодка ель лошадка тетрадь награда корабль клён лошадь журнал орден |
Учитель: Как мы определяем склонение существительных? (по роду и окончанию)
Станция 6.
«Собираем части речи» Ребята, обычно в лес ходят по грибы, а мы пойдём собирать части речи. сущ. прил. глаг. рыбачить сад чистить рыбацкий садить чистый рыба садовник чистота |
Учитель: Как определить, какой частью речи является слово?
Станция 7.
«Встреча с предложением» Слова в предложении связаны по смыслу. А связь слов в предложении мы устанавливаем с помощью вопросов. Ребята, подберите предложения к схемам. Что делают? откуда? кто? Какие? кто? что делают? где? Где? что сделали? какие? что? В лесу распустились душистые ландыши. Летят с юга журавли. Маленькие медвежата играют на поляне и радуются солнечному дню. |
Учитель: Ребята, давайте подчеркнём главные и второстепенные члены предложения.
Станция 8.
«Стихотворная» Ребята, вспомните название и автора стихотворения. Допишите строчки. Выглянул … в полутьме лесной – маленький разведчик, посланный … Пусть ещё над … властвуют …, пусть лежат под сонные … пусть на спящей … неподвижен …,- раз пришёл разведчик, и …. придёт! | | |
После выполнения задания учитель предлагает рассказать стихотворение выразительно по памяти нескольким ученикам. Затем учитель говорит о том, что замечательный русский композитор П.И. Чайковский написал очень красивую музыку, которая так и называется «Подснежник».
Пока звучит музыка, ребята подсчитывают жетончики.
Заключение.
Учитель: Ну что ж, ребята, вы успешно справились с заданиями. Давайте подведём итоги и определим лучшего знатока русского языка.
Награждаются ребята, набравшие больше всего жетончиков небольшими призами, а специальным призом лучший знаток русского языка. Затем всем участникам путешествия от имени Королевы Грамматики вручаются именные «Удостоверения гражданина страны Грамматики».
Русский язык – великий, богатый,
Как много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты все разгадайте
И с радостью русский язык изучайте.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
А русский язык будет другом для вас!
Наша игра пришла к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
И победителей определить!
Подснежник
Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!
Серова Е.