СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Главные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по теме "Главные члены предложения"

Просмотр содержимого документа
«Главные члены предложения»










Главные члены предложения

Урок русского языка в 5 классе

Учитель МКОУ «Басовская ООШ»

Железногорского района Курской области

Брежнева Татьяна Александровна









Цель урока:

  • Создать условия для формирования лингвистической и коммуникативной компетенций уч-ся через систематизацию знаний о главных членах предложения, знакомство уч-ся со способами выражения подлежащего и сказуемого; формирование умения ставить смысловые вопросы к  главным  членам   предложения,  выделять грамматическую основу предложения, что будет способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, воспитанию коммуникативной, речевой культуры учащихся, интереса к изучению русского языка




  1. . Организационный момент.

2. Урок-сказка.

1. Стадия вызова

а) Вступительное слово учителя. У нас не совсем обычный урок, а урок-сказка. Я приглашаю вас в сказочное царство. Тридесятое государство языка. (Идут слайды 1,2 с изображениями сказочного царства и города).

Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №3) Злая фея Ошибка заколдовала их. Чтобы открыть ворота и зайти в город нужно разгадать зашифрованное название города.

б) «Игра «Мозговой штурм»

1. Оно состоит из букв и звуков.

2. Чтобы правильно определить окончание слова, его нужно …

3. Место приставки в слове.

4. Всегда ставится в конце повествовательного предложения.

5. Что необходимо хорошо знать для того, чтобы быстро найти слово в словаре.

6. Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение

7. Слова переносятся по …

8 Какой падеж отвечает на вопросы кто? Что?

9. Оно состоит из главного и зависимого слова.

Учитель: Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось. СИНТАКСИС. Значит наш сказочный город – это город СИНТАКСИС.

В) Верные – неверные утверждения” (слайд 4).

- Мы продолжаем изучение разделов науки о языке, которые называются синтаксис и пунктуация. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем.

- Но почему же ворота не открываются ?! (слайд 5) Что же изучает синтаксис? А что изучает пунктуация?

- Синтаксис изучает строение словосочетаний и  предложений . пунктуация изучает постановку знаков препинания.

Учитель: Открываются ворота города. (слайд 6)Мы в сказочном городе Синтаксис и Пунктуация. Приглашаем и наших гостей вместе с нами

осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути – это улица

Словосочетание. (Слайд  7)

Учитель: Злая фея заколдовала эту улицу. Для того чтобы пройти по этой улице необходимо выполнить задания. Карточка 1. (В виде зеленого кленового листа).(слайд 8, 9)

г) Работа в парах с карточками.

Проверка и анализ выполненных заданий.

Учитель: мы безопасно преодолели эту улицу.

Д) Учитель: мы добрались до новой улицы, прочитайте ее название и скажите коротко, что это за улица (Слайд 10)

Ученики: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Учитель: Да, это улица Предложение. (Слайд 11).

Что такое пр-е? Наименьшая единица общения, которая выражает законченную мысль и имеет интонацию завершенности.

Учитель: И эта улица необычная. Жизнь на ней прямо кипит. Здесь то праздники, то споры, то происшествия. В каждом доме на этой улице живут предложения. А какие они, мы сейчас попробуем догадаться. Номера домов здесь необычные, вместо цифр – знаки. Задания в группах: каждая группа получает карточку. Нужно определить какое предложение живет в этом домике и привести пример. Слайды-карточки 1,2,3.

Ученики: Называют вид предложения, приводят примеры.

Учитель. Анализ выполнения заданий.

Итак, синтаксис изучает словосочетания и предложения. Об этом на уроках мы уже поговорили. Чем же они друг от друга отличаются? Что не является словосочетанием? Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения.

ФИЗМИНУТКА

  1. Стадия осмысления.

Сообщение темы урока, запись темы в тетради и постановка задач. Эта тема для вас новая? Нет, вы с ней знакомились в 4 классе.

- Чем же сегодня нам предстоит заняться?

- повторить, что такое подлежащее и сказуемое, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, как подчеркиваются, какими частями речи выражаются, потренироваться находить главные члены предложения в тексте


Ведение “Бортового журнала” (слайд 14).

  • - На столе у вас лежит Бортовой журнал «Главные члены предложения». В течение 2 минут заполните 1-ю графу.

  • - Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.

  • - Что вы знаете о подлежащем и сказуемом?

  • .Проблемная ситуация.

  • Молодцы! Вы многое вспомнили. Что ж тогда для вас не составит трудности следующее задание.

- Найдите главные члены пр-я в записанном на доске предложении.

  • Что вызвало трудность? Значит по этой теме вы еще знаете не все. И сегодня вам еще предстоит познакомиться …..?

- какими частями речи, кроме существительных и глаголов, могут быть выражены главные члены предложения?

- Итак, какими частями речи может быть выражено подлежащее? Внимание на экран.

- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах. Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным

Работа с учебником: чтение правила учебника стр. 69

4. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом (слайд 7).

  • - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)

  • - подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

  • - Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

  • - Укажите сложное предложение.

Лови ошибку” (слайд 9).

- Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.

Рефлексия.

  1. Оценка деятельности учащихся на уроке с развернутым комментированием.

  2. Домашнее задание: §


РЕФЛЕКСИЯ





Просмотр содержимого презентации
«Главные члены предложения»

Главные члены предложения УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Главные члены предложения

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. НЕТ По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные. НЕТ Словосочетания изучает синтаксис . ДА Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого . ДА Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. ДА РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч. ДА
  • По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. НЕТ
  • По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные. НЕТ
  • Словосочетания изучает синтаксис . ДА
  • Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого . ДА
  • Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ
  • ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. ДА
  • РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч. ДА

8. ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. НЕТ

Верные или неверные утверждения?

Синтаксис и Пунктуация

Синтаксис и Пунктуация

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.      Мы хлопаем руками.  Хлоп, хлоп, хлоп.     Мы качаем головой влево, вправо, влево, вправо.      Мы руки поднимаем Выше, выше.      Мы руки опускаем Ниже, ниже.      Мы руки разведем,      и урок опять начнем.

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ.

     Мы хлопаем руками.

Хлоп, хлоп, хлоп.

    Мы качаем головой

влево, вправо, влево, вправо.

     Мы руки поднимаем

Выше, выше.

     Мы руки опускаем

Ниже, ниже.

     Мы руки разведем,

     и урок опять начнем.

Бортовой журнал  «Главные члены предложения» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из темы?

Бортовой журнал «Главные члены предложения»

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из темы?

Чем может быть выражено подлежащее? Что? Ветер унёс лодку   в море . Кто? Я не приду к обеду.   Кто? Отец с сыном пошли на рыбалку.  Существительным  в Им. Падеже   Местоимением  в Им. падеже

Чем может быть выражено подлежащее?

Что?

Ветер унёс лодку в море .

Кто?

Я не приду к обеду.

Кто?

Отец с сыном

пошли на рыбалку.

  • Существительным

в Им. Падеже

  • Местоимением

в Им. падеже

  • Словосочетанием
Чем может быть выражено сказуемое?  Глаголом   Существительным    Прилагательным    Что делаем? Мы  живём на Земле .   Что такое?  Земля – наш дом.   Какова?  Она прекрасна.

Чем может быть выражено сказуемое?

  • Глаголом

  • Существительным

  • Прилагательным

Что делаем?

Мы живём на Земле .

Что такое?

Земля – наш дом.

Какова?

Она прекрасна.

Грибы в осеннем лесу  Много по осени грибов уродилось.  Да какие молодцы!  Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые. Грибы – загляденье!  Под высокими соснами маслята с сыроежками растут. Они тоже хороши!

Грибы в осеннем лесу

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы!

Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые. Грибы – загляденье!

Под высокими соснами маслята с сыроежками растут. Они тоже хороши!

Помогите Пете Ошибкину Барсик спит в уголке. любит играть в верёвочку. Щенок увидел кошку  шерсть и помчался. Такси у нашего подъезда. Воздух сегодня свежий и Барсик Он . Взъерошил , взъерошил стояла стояло прохладный. прохладен.

Помогите Пете Ошибкину

  • Барсик спит в уголке. любит играть в верёвочку.
  • Щенок увидел кошку

шерсть и помчался.

  • Такси у нашего подъезда.
  • Воздух сегодня свежий и

Барсик

Он

. Взъерошил

, взъерошил

стояла

стояло

прохладный.

прохладен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!