Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее» 8 класс.
Цели:
Обобщить сведения о подлежащем, знакомые учащимся по курсу 5-7 классов.
Формировать умение выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.
Развивать наглядно-образное мышление.
Образовательные - овладение учащимися системой знаний, умений по теме урока, способов познания и оперирования этими знаниями, умениями;
Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению, к самоконтролю и взаимоконтролю.
Воспитательные - формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
Методы:
формирование новых знаний:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный (показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму)
организация деятельности учащихся:
взаимные действия учителя и учащихся: (ролевые и сюжетные игры)
самостоятельная работа: (выполнение упражнений, сопровождающихся взаимопроверкой, изучение материалов учебника)
Ход урока
1.Организационный момент. (1 минута)
2.Повторение «Виды связи слов в словосочетании» (4 минуты). Слайд 2-3
Сильные ученики выполняют задание по карточкам.
- Какова тема прошлого урока? (Выслушать ответы) Сегодня мы повторим виды связи слов в словосочетании.
- Прочитать тему, назвать виды связи слов в словосочетании. Повторить по таблице виды связи, привести свои примеры. Слайд 3.
- Проверим, как мы усвоили тему прошлого урока. Предлагаю выполнить тест.
Тест. Слайды 4-9. (5 минут)
(Сильные ученики выполняют задание по карточкам).
Взаимопроверка. Слайд 9.
Актуализация знаний учащихся. Слайд 10. (2 мин.)
Проблемный вопрос
- Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему?
- Послушайте о том, как раньше было.
- Три ученика у доски разыгрывают сценку
(Лингвистическая сказка о подлежащем и сказуемом) (3 мин.)
“Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому:
- Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя - Субъект.
- Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет.
- Как это “нет”? Например, предложение “Зима”. Ведь тебя в нем нет!
- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например, “На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
- А я-то думало, что я главное.
- Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. - Ведь, когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения.
- Что бы вы могли добавить о главных членах предложения?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? Слайд 11.
Изучение нового материала
- Учащиеся самостоятельно изучают теоретический материал параграфа 17(стр.46)
- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы).
- Записываем в тетрадь для правил.
Подлежащее выражается: Слайд 12-18
другими частями речи в значении существительного:
прилагательным
причастием
числительным
наречием
Слайд 19. Проблемный вопрос. (Учащиеся должны сами попытаться определить, чем выражены подлежащие в этих предложениях)
Закрепление материала.
стр. 47, упражнение № 94 (учитель обращает внимание на особые случаи согласования подлежащего со сказуемым)
- в таких предложениях нужно обращать внимание на число сказуемого, если оно стоит во множественном числе, то подлежащее выражено неделимым словосочетанием, а если нет – подлежащее является существительным. Рядом стоящее слово выполняет роль дополнения.
Проверка усвоения материала урока.
- Как мы усвоили материал?
Выполним тест. Выписать подлежащее из каждого предложения: Слайд 20.
1. Гости приехали утром.
2. Он был в музее.
3. Старшие помогали младшим.
4. Желающие могли покататься на лодке.
5. Два да два – четыре.
6. Курить- здоровью вредить.
7. Завтра не наступит никогда.
8. Га-га-га слышалось на лугу.
9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.
Взаимопроверка по образцу Слайд 21.
Домашнее задание.
Параграф 17, упражнение 90.
Подведение итогов урока. Слайд 22.
Беседа.
- Что нового узнали о подлежащем?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?