Класс- 5
Предмет- история
Тема: «Древнейшие люди»
Цель урока: - познакомиться с условиями жизни древнейших людей, их образом жизни, трудом; развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе, прививать интерес к предмету;
Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания), рисунки и иллюстрации древнего человека и занятий первобытного человека.
Учебник «История древнего мира» Авторы: А. Вигасин, Г. Годер, И. Свенцицкая (Просвещение, 2010)
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания .
Работа по карточкам-3 человека, устный опрос у доски- 2 человека.
Фронтальная беседа по вопросам:
Что такое история? Для чего нужно ее изучать? Кто такие археологи? Что такое археология?
Учитель: А сейчас мы поиграем в игру "Археологические раскопки". Разбивамся на группы по 4 человека. Итак, мы с вами – археологи. Вам даются книги, в которых зашифрованы находки-слова. Вам нужно их быстро отгадать. Например: 1 буква в первом слове-2, вторая буква в третьем слове -4, третья буква во втором слове вторая, четвертая буква в пятом слове-1, пятая буква в четвертом слове -3;(Топор).
Следующее задание. Из исторического "винегрета" нужно выбрать вещественные и письменные источники и распределить их по группам. На экране проектируется изображение написанных источников. Проверка проводится учителем на экране. От каждой группы выходит по одному человеку и зачитывает свои варианты ответов.
3.Изучение нового материала.
1)Учитель: А теперь мы с вами поработаем с исторической картой. Итак, – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Смотрим на легенду карты, которая поясняет нам, где располагается прародина человека. ( ученики находят область на карте). Беседа по вопросам:
- На каком материке находится данная область?
- Какая часть материка ее включает?
- А что такое, по-вашему, прародина?
Вывод: прародина - это первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.
Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародился первый человек. Одни полагают, что прародиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие ученые считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе, и в Азии и Южной Европе. Кто может показать это на карте? (учитель помогает учащимся показать карте называемые территории).
2) Беседа с учащимися по вопросам:
- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?
- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?
Назовите наиболее древние стоянки древнего человека и покажите их на карте.
3)Закреплени..
Учитель. Ребята, у Вас на столах находятся контурные карты. Вам нужно обозначить с помощью карандаша область предполагаемой прародины человека.
Краткая историческая справка: «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдуваиская».
Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях.
3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда.
Учитель: Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях тему урока. Учитель записывает ее на доске: ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.
Скажите, какие ассоциации у Вас возникают с понятием древнейшие люди? Запишите их в тетрадь. А кто такие первобытные люди. Откройте учебники и прочитайте фрагмент о первобытных людях.
ФИЗМИНУТКА.
3.3.Работа с иллюстрациями: Рассмотрите рисунки в учебнике и опишите древнего человека. Как он выглядел? Чем древнейшие люди отличались от нас с вами?
Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира.
3.4. Занятия древних людей. Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Зачем они нужны древнему человеку? Какое отношение они имеют к нему? Назовите орудия труда древнего человека. Подумайте, пожалуйста, какими способами древнейшие люди обеспечивали себя пищей?
3.5.Закрепление:
Итак, продолжите логический ряд: палка-копалка, ...
Основными занятиями древнейших людей были: ...
3.6. Овладение огнем. Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже мы с вами не может справиться с огненной стихией, опасностью, пожаром, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Давайте представим себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его и направить на службу человеку?
4. Закрепление изученного на уроке нового материала.
1)Составить рассказ о жизни древнейших людей, используя рисунки. У каждой группы свой рисунок.
2) Задание – разгадать кроссворд "Древнейшие люди"
3) Игра "Да" и "Нет". Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают да или нет в тетрадях. Проверка -фронтально.
4) Игра "Угадай". Учащиеся по группам изображают занятия древнего человека, другие отгадывают.
5.Домашнее задание. Параграф 1, вопросы 2,3,4 письменно в тетради.( учащиеся записывают в дневник, учитель контролирует записи).
6. Итог урока. Оценки. Учитель комментирует и выставляет оценки учащимся за урок.