СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Древнейшие люди". 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока №2 "Древнейшие люди", 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Древнейшие люди". 5 класс»


Класс

5


Дата урока



Тема урока

Древнейшие люди (Урок №2)


Цель и задачи урока

Формирование представления об основных факторах становления первобытного человека

Задачи урока:

Образовательные: 

  • сформировать представление о расселении, внешнем облике и занятиях древнейшего человека,

  • познакомить с главным отличием человека от животного

Развивающие: 

  • развивать монологическую речь, образное и творческое мышление, навыки анализа, сравнения, описания;

  • развивать умение работать с текстом учебника, находить нужную информацию

Воспитательные: 

  • Воспитывать сознательное отношение к учению

Планируемые

результаты:


  • личностные: 

  • учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений,

  • высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного,

  • сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;

  • метапредметные: 

  • учащиеся смогут сформулировать аргументы по проблеме,

  • провести сравнение,

  • сделать выводы;

  • предметные: 

  • учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей,

  • учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных

  • дать определение понятиям прародина, первобытные люди, человеческое стадо,

  • смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей,

  • назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Тип урока

комбинированный урок

УМК

История Древнего мира. 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая

Средства обучения

проектор; авторская презентация «Древнейшие люди»;

в/ф «Африканское племя»

в/ф «Древний человек»

в/ф «Каменный век» (самостоятельный проект уч-ся 5 кл.)

План урок

  1. Опрос ДЗ (индивидуальный – пересказ материала – стр.8 уч-ка, работа с Карточкой

фронтальный – работа с Терминами)

  1. Изучение нового материала

Формы работы


  • индивидуальный опрос (пересказ, работа по карточке №1)

  • фронтальная (актуализация опорных знаний)

  • работа с учебником (анализ Карты и Иллюстраций)

Приемы обучения

беседа

прием взаимного сотрудничества (перепроверка выполненной работы)

работа с Текстом уч-ка (составление рассказ по иллюстрации)

активное чтение

Словарь

2 млн. лет назад

ВОСТОЧНАЯ АФРИКА

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ

Домашнее задание

  • пересказ П.1 учить Словарь

Возможно

Подготовить рисунок «Жизнь первобытных людей»

«Орудия труда первобытных людей» (палка-копалка, дубина, рубило)

Подготовить сообщение о стоянках первобытных людей (ИНТЕРНЕТ)

п/п

Этап урока

Действия учителя и учащихся

1

Организационный момент

Изложение плана урока

2

Опрос ДЗ

  1. Откуда мы знаем, как жили наши предки (пересказ стр.8 уч-ка)

  2. Объяснить термины: история, археология, письменные и вещественные источники, папирус, 5 тыс. лет назад

  3. Работа с Карточкой №1

3

Работа по теме урока


Р-та с Термином «Прародина»



Р-та с Картой






Информационный блок


Реставрация знаний - археология









Активное чтение



Р-та с Иллюстрациями стр.10-11







Активное чтение




Р-та с Иллюстрациями стр.12-13


Откройте страницу № 9 вашего учебника. Сейчас мы  поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта  восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты  поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).


Вопросы учащимся:

  • На каком материке находится искомая область?

  • Какая часть материка включает искомую область?

  • По каким  признакам  ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

  • Почему именно в Юго-Восточной Африке сформировался первобытный человек?

«В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили  орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдувайская».

     Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни.

Стр.10-11 – введение и пункт 1 (описание предков)

Вопрос уч-ся: У древнейших людей сохранялись звероподобные черты. Назовите их


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Почему первые объединения людей жили группами, и с какой целью они объединялись?


Задание учащимся:

    1. по иллюстрациям составьте рассказ о занятиях первобытных людей

    2. каким предметами пользовались первобытные люди в процессе добычи пищи?


Стр.11-12 - пункт 2 «Орудия труда»

Обратить внимание уч-ся на главное отличие древнейших людей от животных – умение изготавливать орудия труда


Задание уч-ся:

Предположите, каким образом древнейшие люди могли использовать орудия труда

4

Подведение итогов урока. Рефлексия

  • Что из того, о чем вы узнали на уроке, вас поразило больше всего?

  • Как вы думаете, что объединяло людей в группы? (совместный труд по добыванию пищи)

 




ПРИЛОЖЕНИЕ


Карточка №1 по теме «Откуда мы знаем, как жили наши предки» (закрепление Урок №1)

Вариант №1

Задание: заполните пропуски, допущенные в тексте

Более …………………….. (1) назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках., на папирусе - ………………………(2). Из ……………………. (3) источников – древних книг и надписей, высеченных на камне, - мы узнаем о первых государствах, о законах и обычаях и о многом другом.

До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды – гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для………………………… (4). Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены.

Важную роль играют …………………………. (5), которые проводят ученые-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда. Все эти находки принято называть……………………………… (6). Они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до ………………………….. (7)



Ответы запишите в следующей форме:

  1. ______________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________________

  5. ______________________________________________________________________

  6. ______________________________________________________________________

  7. ______________________________________________________________________



Карточка №1 по теме «Откуда мы знаем, как жили наши предки» (закрепление Урок №1)

Вариант №2

Задание: найдите исторические ошибки, допущенные в тексте (6 ошибок)


Мировая история человечества длится уже несколько миллионов лет. Написаны сотни учебников по истории. Возникает вопрос: на основании, каких данных написаны эти учебники?

Главным источником для их создания являются письменные и материальные источники. Ученые-лингвисты проводят раскопки. В земле на месте древних поселений ученые находят остатки жилищ, окаменевший хлеб, пластиковые бутылки. Из письменных источников – глиняных табличек, свитков пергамента мы узнаем, как жили люди 8 тысяч лет назад, т.е. во времена, когда было изобретено письмо.

До наших дней сохранились гробницы владык Индии, Великая Китайская стена. Эти сооружения свидетельствуют о мастерстве строителей и могуществе правителей.


Ответы запишите в следующей форме:

Ошибка, допущенная в тексте

Верный ответ


1)


2)


3)


4)


5)


6)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!