Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Древнейшие люди". 5 класс»
Класс | 5 |
Дата урока | |
Тема урока | Древнейшие люди (Урок №2) |
Цель и задачи урока | Формирование представления об основных факторах становления первобытного человека Задачи урока: Образовательные: сформировать представление о расселении, внешнем облике и занятиях древнейшего человека, познакомить с главным отличием человека от животного Развивающие: развивать монологическую речь, образное и творческое мышление, навыки анализа, сравнения, описания; развивать умение работать с текстом учебника, находить нужную информацию Воспитательные: |
Планируемые результаты: | личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни; метапредметные: учащиеся смогут сформулировать аргументы по проблеме, провести сравнение, сделать выводы; предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных дать определение понятиям прародина, первобытные люди, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём. |
Тип урока | комбинированный урок |
УМК | История Древнего мира. 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая |
Средства обучения | проектор; авторская презентация «Древнейшие люди»; в/ф «Африканское племя» в/ф «Древний человек» в/ф «Каменный век» (самостоятельный проект уч-ся 5 кл.) |
План урок | Опрос ДЗ (индивидуальный – пересказ материала – стр.8 уч-ка, работа с Карточкой фронтальный – работа с Терминами) Изучение нового материала |
Формы работы | индивидуальный опрос (пересказ, работа по карточке №1) фронтальная (актуализация опорных знаний) работа с учебником (анализ Карты и Иллюстраций) |
Приемы обучения | беседа прием взаимного сотрудничества (перепроверка выполненной работы) работа с Текстом уч-ка (составление рассказ по иллюстрации) активное чтение |
Словарь | 2 млн. лет назад ВОСТОЧНАЯ АФРИКА ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ |
Домашнее задание | Возможно Подготовить рисунок «Жизнь первобытных людей» «Орудия труда первобытных людей» (палка-копалка, дубина, рубило) Подготовить сообщение о стоянках первобытных людей (ИНТЕРНЕТ) |
№ п/п | Этап урока | Действия учителя и учащихся |
1 | Организационный момент | Изложение плана урока |
2 | Опрос ДЗ | Откуда мы знаем, как жили наши предки (пересказ стр.8 уч-ка) Объяснить термины: история, археология, письменные и вещественные источники, папирус, 5 тыс. лет назад Работа с Карточкой №1 |
3 | Работа по теме урока Р-та с Термином «Прародина» Р-та с Картой Информационный блок Реставрация знаний - археология Активное чтение Р-та с Иллюстрациями стр.10-11 Активное чтение Р-та с Иллюстрациями стр.12-13 | Откройте страницу № 9 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте). Вопросы учащимся: На каком материке находится искомая область? Какая часть материка включает искомую область? По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека? Почему именно в Юго-Восточной Африке сформировался первобытный человек? «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет. Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — «олдувайская». Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни. Стр.10-11 – введение и пункт 1 (описание предков) Вопрос уч-ся: У древнейших людей сохранялись звероподобные черты. Назовите их ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Почему первые объединения людей жили группами, и с какой целью они объединялись? Задание учащимся: Стр.11-12 - пункт 2 «Орудия труда» Обратить внимание уч-ся на главное отличие древнейших людей от животных – умение изготавливать орудия труда Задание уч-ся: Предположите, каким образом древнейшие люди могли использовать орудия труда |
4 | Подведение итогов урока. Рефлексия | Что из того, о чем вы узнали на уроке, вас поразило больше всего? Как вы думаете, что объединяло людей в группы? (совместный труд по добыванию пищи) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка №1 по теме «Откуда мы знаем, как жили наши предки» (закрепление Урок №1)
Вариант №1
Задание: заполните пропуски, допущенные в тексте
Более …………………….. (1) назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках., на папирусе - ………………………(2). Из ……………………. (3) источников – древних книг и надписей, высеченных на камне, - мы узнаем о первых государствах, о законах и обычаях и о многом другом.
До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды – гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для………………………… (4). Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены.
Важную роль играют …………………………. (5), которые проводят ученые-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда. Все эти находки принято называть……………………………… (6). Они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до ………………………….. (7)
Ответы запишите в следующей форме:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Карточка №1 по теме «Откуда мы знаем, как жили наши предки» (закрепление Урок №1)
Вариант №2
Задание: найдите исторические ошибки, допущенные в тексте (6 ошибок)
Мировая история человечества длится уже несколько миллионов лет. Написаны сотни учебников по истории. Возникает вопрос: на основании, каких данных написаны эти учебники?
Главным источником для их создания являются письменные и материальные источники. Ученые-лингвисты проводят раскопки. В земле на месте древних поселений ученые находят остатки жилищ, окаменевший хлеб, пластиковые бутылки. Из письменных источников – глиняных табличек, свитков пергамента мы узнаем, как жили люди 8 тысяч лет назад, т.е. во времена, когда было изобретено письмо.
До наших дней сохранились гробницы владык Индии, Великая Китайская стена. Эти сооружения свидетельствуют о мастерстве строителей и могуществе правителей.
Ответы запишите в следующей форме:
Ошибка, допущенная в тексте | Верный ответ |
1) | |
2) | |
3) | |
4) | |
5) | |
6) | |