СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Древние люди и их стоянки" для 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 6 класса "Древние люди и их стоянки" с использованием элементов краеведения, разработанный в контексте историко-культурного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Древние люди и их стоянки" для 6 класса»


Житова Татьяна Ивановна

учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 2» г. Северодвинска


История России. 6 класс

Тема: «Древние люди и их стоянки на территории современной России»


Цель урока: Вспомнить изученное ранее по истории Древнего мира – первобытнообщинный строй и применить данные знания в контексте изучения истории России.

Задачи урока:

Познавательные читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней. Последовательно строить рассказ. Объяснять смысл понятий. Уметь работать с учебной информацией (выявлять причины-следствия, обобщать события, систематизировать материал, работать с интернет-источниками, формулировать и обосновывать выводы).

  • Показывать на карте расселение древнего человека на территории России.

  • Доказывать, что древнейшие люди, пришедшие на территорию нашей страны, прошли в своем развитии такой же путь, как и жители остальных территорий страны.

  • Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств

  • Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составлять рассказ об их жизни

  • Давать определение понятия археологическая культура, присваивающее хозяйство

Регулятивные – расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личности и народов.

Коммуникативные –слушать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Личностные – уважение к культурному наследию различных народов.


Наглядность: карта «Первобытнообщинный строй и древние государства на территории нашей страны»


Основные понятия и термины:

Присваивающее хозяйство.


УМК: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. М., Просвещение 2016 г.






СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Создать мотивацию к действиям на уроке

Учитель мобилизует внимание учащихся, создает мотивацию к действиям на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя.

2


Актуализация знаний учащихся, необходимых для изучения и понимания нового материала

Актуализировать знания учащихся, необходимые для понимания нового материала

Проверка д/з.

Работа с картой.

Исторический источник. Какие бывают исторические источники.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

3

Объяснение нового материала.



Создание про-блемной ситуации. Формулирование проблемы.

Как первобытным людям удалось выжить и заселить территорию современной России?

Осмысление поставленной задачи.

Постановка задачи урока.



Появление людей на территории современной России.











Древнейшие стоянки.























Зарождение родового строя.







































.

Предположите, какую территорию нашей страны люди начали заселять первоначально? (Южную: Кавказ, Дагестан, Крым, Тамань)

Приведите аргументы (факты), подтверждающие вашу точку зрения.


Учебник с.10 абз.1 Прочитайте, подтвердите или опровергните свой вывод.

С.10 аб.2 Сформулируйте определение понятию «присваивающее хозяйство». (Хозяйство при котором люди ничего не выращивали, а брали все готовое у природы)

С.10 аб.3 Почему первый век в истории жизни людей получил название каменный? (потому что все орудия труда изготавливались из камня) Рис. на с.10. Опишите первые орудия труда. Как они называются? (заостренный камень, рубило, проколка)

На какие периоды делится каменный век? (палеолит, мезолит, неолит)

Вспомните, как назывался первый коллектив людей? (Человеческое стадо)


Значительная часть территории современной России была заселена еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют открытия археологов. Составим таблицу:

Название стоянки

Находки

Костёнки. Воронежская обл.

Орудия труда. Скульптурные изображения животных. «Палеолитические венеры»

Сунгирь. Владимирская обл.

Фрагменты одежды людей. Бусинки и браслеты из кости мамонта. Копья с наконечниками из кости мамонта.

Капова Пещера. Башкирия

Рисунки изображающие мамонтов, носорогов, лошадей. Изображение треугольников, лестниц, косых линий.

Денисова пещера. Алтай

Останки неандертальца.

Неандерталец -?

???????? Архангельская обл.


???????? Архангельская обл.


???????? Архангельская обл.


Дома доделать таблицу, найти три стоянки в Архангельской обл. или в НАО, используя интернет или учебник по краеведению.


80 тыс. лет назад наступило похолодание. Наступил ледниковый период. Ледник толщиной 2 км. Покрыл Европу, Азию, Северную Америку. В нашей стране ор доходил до Киева. К каким последствиям привело похолодание? (устанавливаем причинно-следственные связи и заполняем схему)

причина

Следствие (причина)

следствие

похолодание

вымирание теплолюбивых животных и растений.

Появление мамонтов, бизонов, шертистых носорогов, северных оленей, диких лошадей


Изменилась охота (загонная)

Надолго обеспечивали себя обильной и сытной пищей.


Научились добывать огонь сами.

Жаренная пища. Увеличилась продолжительность жизни.


Изменилась техника обработки камня, появились новые орудия труда (составные, скребки, иголки)

Появилась одежда из шкур


Сформировалось разделение труда: мужской, женский, детский.

Появилась необходимость согласовывать свои действия → речь


Расскажите, что вы знаете о загонной охоте?

Посмотрите на рис. с.13 Охота на мамонта. Какая деталь картины является недостоверной? (лук и стрелы)

40 тыс.лет назад изменился облик человека. Появился человек современного типа, человек разумный. Появился и новый коллектив. Вспомните, как он назывался? (Родовая община)

Почему родовая? Община?

Племя ?

Какой строй называем первобытнообщинным?


12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период, наступило потепление. Создайте цепочку причинно-следственных связей.(можно воспользоваться учебником с.14)

Причина: потепление →вымерли крупные животные→больше внимания собирательству и рыболовству.→изменилась охота→ новые орудия труда и оружие (копья, дротики, гарпуны, лук и стрелы, бумеранги, рыболовные снасти)→средства передвижения (плоты и лодки)→ расселение на север.





Чтение текста § 1, Работа с картой.

Поиск ответов на вопросы в тексте параграфа.











Составление таблицы п2. § 1













проверка заполнения таблицы














Поиск ответов на вопросы в тексте параграфа.















Работа с рисунком в учебнике


Ответы учащихся







Составление схемы причинно-следственных связей

4

Закрепление материала

Решение проблемной задачи

Отвечаем на вопрос урока. Как нашим предкам удалось выжить и заселить территорию России?

Формулировка вывода.

5

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подвести итоги урока, выявить затруднения, возникшие у учащихся.

-Достигли ли целей, которые поставили перед собой?

-Что показалось трудным на уроке?


Учащиеся участвуют в подведении итогов урока.

6

Домашнее задание

Прокомментировать домашнее задание

§ 1. Зад. 2, в рубрике «Думаем, сравниваем, размышляем»

Зад.3 доделать таблицу «Стоянки первобытного человека» на территории нашей области






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!