Постановка задачи урока. Появление людей на территории современной России. Древнейшие стоянки. Зарождение родового строя. . | Предположите, какую территорию нашей страны люди начали заселять первоначально? (Южную: Кавказ, Дагестан, Крым, Тамань) Приведите аргументы (факты), подтверждающие вашу точку зрения. Учебник с.10 абз.1 Прочитайте, подтвердите или опровергните свой вывод. С.10 аб.2 Сформулируйте определение понятию «присваивающее хозяйство». (Хозяйство при котором люди ничего не выращивали, а брали все готовое у природы) С.10 аб.3 Почему первый век в истории жизни людей получил название каменный? (потому что все орудия труда изготавливались из камня) Рис. на с.10. Опишите первые орудия труда. Как они называются? (заостренный камень, рубило, проколка) На какие периоды делится каменный век? (палеолит, мезолит, неолит) Вспомните, как назывался первый коллектив людей? (Человеческое стадо) Значительная часть территории современной России была заселена еще в глубокой древности. Об этом свидетельствуют открытия археологов. Составим таблицу: Название стоянки | Находки | Костёнки. Воронежская обл. | Орудия труда. Скульптурные изображения животных. «Палеолитические венеры» | Сунгирь. Владимирская обл. | Фрагменты одежды людей. Бусинки и браслеты из кости мамонта. Копья с наконечниками из кости мамонта. | Капова Пещера. Башкирия | Рисунки изображающие мамонтов, носорогов, лошадей. Изображение треугольников, лестниц, косых линий. | Денисова пещера. Алтай | Останки неандертальца. Неандерталец -? | ???????? Архангельская обл. | | ???????? Архангельская обл. | | ???????? Архангельская обл. | | Дома доделать таблицу, найти три стоянки в Архангельской обл. или в НАО, используя интернет или учебник по краеведению. 80 тыс. лет назад наступило похолодание. Наступил ледниковый период. Ледник толщиной 2 км. Покрыл Европу, Азию, Северную Америку. В нашей стране ор доходил до Киева. К каким последствиям привело похолодание? (устанавливаем причинно-следственные связи и заполняем схему) причина | Следствие (причина) | следствие | похолодание | вымирание теплолюбивых животных и растений. | Появление мамонтов, бизонов, шертистых носорогов, северных оленей, диких лошадей | | Изменилась охота (загонная) | Надолго обеспечивали себя обильной и сытной пищей. | | Научились добывать огонь сами. | Жаренная пища. Увеличилась продолжительность жизни. | | Изменилась техника обработки камня, появились новые орудия труда (составные, скребки, иголки) | Появилась одежда из шкур | | Сформировалось разделение труда: мужской, женский, детский. | Появилась необходимость согласовывать свои действия → речь | Расскажите, что вы знаете о загонной охоте? Посмотрите на рис. с.13 Охота на мамонта. Какая деталь картины является недостоверной? (лук и стрелы) 40 тыс.лет назад изменился облик человека. Появился человек современного типа, человек разумный. Появился и новый коллектив. Вспомните, как он назывался? (Родовая община) Почему родовая? Община? Племя ? Какой строй называем первобытнообщинным? 12-14 тыс. лет назад закончился ледниковый период, наступило потепление. Создайте цепочку причинно-следственных связей.(можно воспользоваться учебником с.14) Причина: потепление →вымерли крупные животные→больше внимания собирательству и рыболовству.→изменилась охота→ новые орудия труда и оружие (копья, дротики, гарпуны, лук и стрелы, бумеранги, рыболовные снасти)→средства передвижения (плоты и лодки)→ расселение на север. | Чтение текста § 1, Работа с картой. Поиск ответов на вопросы в тексте параграфа. Составление таблицы п2. § 1 проверка заполнения таблицы Поиск ответов на вопросы в тексте параграфа. Работа с рисунком в учебнике Ответы учащихся Составление схемы причинно-следственных связей |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подвести итоги урока, выявить затруднения, возникшие у учащихся. | -Достигли ли целей, которые поставили перед собой? -Что показалось трудным на уроке? | Учащиеся участвуют в подведении итогов урока. |