СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Виды транспорта. Кто работает на транспорте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК»

Раздел: ТРУД ЛЮДЕЙ

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Виды транспорта. Кто работает на транспорте"»

Сведения об участнике муниципального конкурса «Лучшая методическая разработка урока в аспекте ФГОС».

Образовательная организация МАОУ «Комсомольская СОШ»

Ф.И.О. учителя Трубинова Людмила Ивановна

Должность учитель начальных классов

Номинация Начальное общее образование

Технологическая карта урока.


Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Виды транспорта. Кто работает на транспорте».

Класс: 1

Дидактическая цель: создать условия для выделения различия и сходства разных видов транспорта

Цели по содержанию:

Обучающие:

  • актуализировать знания по ранее изученным темам;

  • систематизировать первичные знания о видах транспорта;

  • формировать умение классифицировать транспорт по группам в зависимости от назначения;

  • совершенствовать умение применять на практике полученные знания.

Развивающие:содействовать формированию новых понятий и умений, организации поисковой деятельности, умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы, обобщать.

Воспитывающие: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу обучения, самооценки и самостоятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся выделять различия и сходства разных видов транспорта; определять транспорт электрический и работающий на бензине (керосине), грузовой и легковой.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществление учебных действий – ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, общественный, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового, сопоставлять характеристики по одному или нескольким признакам, классифицировать виды транспорта.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; взаимодействие – строить понятные высказывания.

Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к истории родного народа.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: «Окружающий мир». 1 класс, Н.Ф.Виноградова, мультимедиа проектор, компьютер, рисунки, карточки для работы в группах, домашнего задания, магнитные листы для каждой группы.



Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения обучающихся в пространство деятельности на уроке

Нужно для счастья порою немного:

Шофёру – прямая дорога,

Лётчику – ясное небо,

Прохожему – больше улыбок,

Учителю меньше…(ошибок)

Я знаю, что вы сегодня постараетесь и не сделаете ни одной ошибки. Желаю удачи.

Улыбнитесь друг другу

Улыбнитесь гостям

Присаживайтесь


Настрой обучающихся на предстоящую деятельность


  1. Вызов.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Прием «Тонких и толстых вопросов»


Актуализация опорных знаний и способов действий


Возьмите таблицу, прочитайте слова про себя

Емеля

велосипед

лошадь

Леопольд

печь

олень

кот

ковёр-самолёт

северный

Баба-Яга

верблюд

ослик

телега

погонщик

извозчик

снежная

каюр

нарты

королева

санки

слон

гора

пустыня

собаки

воз

ступа

сани

Золушка

летает

Алладин


Прочитайте слова первого столбца, третьего

Прочитайте слова второй строки, пятой

Прочитайте непонятные слова

Слова действия, признаки…

Прочитайте пару или несколько слов, которые взаимосвязаны между собой по какому-то признаку

Найдите и зачитайте транспортное средство, на котором можно кататься, заниматься спортом, дышать свежим воздухом.

Как называют человека, который управляет велосипедом


Читают в паре таблицу, отвечают на вопросы учителя









  1. Сообщение темы и цели урока.

С помощью учителя формулируют тему и ставят задачи урока и обеспечение мотивации учения обучающимися

Тема нашего урока:

Сформулируем задачи:

Слайд

Мы познакомимся…

Мы узнаем…

Я согласна с вами действительно в ходе урока постараемся выяснить, какие виды транспортных средств существует в мире, для чего транспортные средства нужны человеку, кто работает на транспорте.


Виды транспорта. Кто работает на транспорте


Мы познакомимся с видами транспорта;

Мы узнаем, для чего транспортные средства нужны человеку;

Мы узнаем, кто работает на транспорте.



Осмысление.

  1. Речевая разминка. Приём «Логические цепочки»










  1. Игра «Ассоциации»



  1. История возникновения транспорта





















Физкультминутка



Классификация транспорта по признаку передвижения. Работа в группах


Классификация по признаку назначения

Самостоятельная работа. Проверка по презентации. Соотнесите транспортное средство с профессией людей, которые трудятся на данном транспортном средстве


Работа с учебником с.76


Классификация транспорта по признакам топлива

Этап актуализации знаний, постановка проблемы. Активизация формирования познавательных процессов (внимание, память, мышление).

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.




















Сопоставление вида транспорта с профессией человека, который работает на данном транспортном средстве

Я люблю ездить на самолете, а ты?

Корабль плавает, а самолёт…(летает)

У человека дом, а автомобиля…(гараж)

У рыбы заводь, а у корабля…(порт)

У человека сердце, а у автобуса…(мотор)

Электропоезд возит пассажиров, а товарный поезд…(грузы)

Автомобиль быстрый, а черепаха…(медлительная)

Экскаватор копает, а подъёмный кран…(поднимает)

У птицы клюв, а у корабля…(нос)

У машины руль, а у самолёта…(штурвал)

Кошка лакает молоко, а автомобиль…(заглатывает бензин)

Утка крякает, а пароход …(гудит)


Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово транспорт?


Слайд

Слово транспорт пришло в русский язык из Греции. В переводе на русский оно обозначало перемещать.

Первые транспортные средства появились очень давно:

Телега, сани, карета (закрытый конный экипаж – закрытая пассажирская повозка)

С помощью кого передвигались эти транспортные устройства?

Слайд

Ответить на данный вопрос вам поможет загадка.

Не землепашец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

Почему в этой загадке лошадь называют первым на селе работником?

Слайд

Одним из первых видов общественного транспорта была конка.

Конка – это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади.

Слайд

Вместе с конкой появилась и железная дорога, по которой ходили паровозы.

В середине XIX века появился первый велосипед.

А в конце XIX века появились первые автомобили.

Слайд

Лишь одним ветрам послушным,

Поднимался шар воздушный.

Человек умел мечтать,

Человек хотел летать!

Миновал за годом год –

Появился самолет!


Возьмите желтые карточки, прочитайте

Подойдите к тому виду транспорта, где работают люди этой профессии

У вас образовались группы

Каждой группе даю набор картинок. Ваша задача выбрать и приклеить транспортные средства:

1 группа которые относятся к воздушному транспорту

2 группа– к наземному транспорту,

3 группа – к водному транспорту. Написать вывод

Я прошу выйти по одному человеку от группы к доске, озвучить и прикрепить

Слайд

Прочитайте загадку

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро)

Назовите признак, который помог вам отгадать транспортное средство

К какому виду транспорта отнесем метро (подземный)

Назовите города, где есть метро (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Новосибирск, Самара)

Слайд

Внимание на экран

Что объединяет эти транспортные средства (перевозят людей)

Как называют людей, которые пользуются транспортными средствами? (пассажиры)

А транспорт? (пассажирский)

Что объединяет эти транспортные средства (перевозят грузы)

А транспорт? (грузовой)

Слайд

Прочитайте загадку

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь, —

Набери скорей ноль-три...

И приедет...(Скорая помощь)

Какие еще автомобили специального назначения вы знаете?

(Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, спортивные и другие.

Это специальный транспорт.


Вывод: пассажирский транспорт перевозит людей

грузовой – перевозит грузы

специальный транспорт предназначен для конкретных задач


Возьмите карточки белого цвета. Ваша задача соединить транспортное средство с профессией людей, которые трудятся на транспорте

автобус – водитель автобуса

ракета - космонавт

корабль – капитан

поезд – машинист

самолёт – лётчик

трактор – тракторист

подъемный кран – крановщик

трамвай – вагоновожатый

автомобиль – шофёр

Оценивание обучающихся.


Работают с учебником обучающиеся, чья пара раньше закончила



Слайд

Внимание на экран. Ваша задача соединить транспорт со станцией, в зависимости от того при помощи чего работает средство.


К какому транспорту вы не провели ни одной дорожки? Почему?

(К велосипеду. Ему не нужно топливо, он приводится в движение силой нажатия на педали. Телегу везёт лошадь, ей топливо тоже не нужно)


Решают поставленную проблему, выполняют свои действия по заданному плану учителя,

находят пути реализации.





Ответы детей



Усвоение новых знаний.


Сравнение телеги и саней


Чтение и отгадывание загадки

На селе на лошади пахали землю, перевозили грузы, ездили на ней.










Чтение стихотворения






Чтение профессии на карточке и проходят к тому виду транспорта, где работают люди этой профессии. Объединение в группы. Работа в группах. Приклеивают нужные картинки и пишут вывод. Один представитель от группы выходит к доске, озвучивает и прикрепляет к доске плакат.Чтение загадки, отгадывают и называют признаки подземного транспорта.Называют города, где есть метро.

Делают вывод по плакатам.


Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обобщения.





Чтение и отгадывание загадки. Называют специальные автомобили.





Озвучивают вывод.








Работа в паре.













Озвучивают вывод

Транспорт: личный, общественный


Вывод озвучивают

Транспорт работает от электрического тока, горючего топлива, велосипеду. не нужно топливо, он приводится в движение силой нажатия на педали, а телегу везёт лошадь, ей топливо тоже не нужно.


Первичное закрепление.

Организация первичного закрепления

Работа с карточками по 4 человека «Что здесь лишнее?» Почему?


Назовите действия ракеты












Зачеркивают ракету. Называют действия ракеты: взлетает, облетает и т. д.



Рефлексия

  1. Игра «Где чья машина»

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Рисунки на магнитах. Сопоставить человека с транспортным средством.

Мужчина с портфелем – автомобиль

Пожарные – пожарные машины

Доктор и медсестра – скорая помощь

Космонавт –ракета

Учитель и дети – автобус

Что возьму с собой

Мельница, рюкзак, корзина

Слайд № 15

Я научился…

Я узнал…

Я подумаю о том, …

какие виды транспортных средств существует в мире

Сопоставляют Мужчина с портфелем – автомобиль

Пожарные – пожарные машины

Доктор и медсестра – скорая помощь

Космонавт –ракета

Учитель и дети – автобус


Итог урока


Слайд


Мы познакомились...

Мы узнали..



Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дома нарисовать транспорт, который ездит по улицам твоего поселка?












Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Слайд № 15

Я научился…

Я узнал…

Я подумаю о том, …


Что возьму с собой

Мельница, рюкзак, корзина


Саморегуляция и умение давать оценку по результатам урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!