СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Молодёжь в современном мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Молодёжь в современном мире"»

Тема. Молодежь в современном обществе.

«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести

состоит не в возможности все сделать,

а в возможности думать, что все сделаешь.»

И. Тургенев



Образовательные цели: определить возрастные границы молодежного возраста; охарактеризовать особенности социального положения молодежи;

Развивающие цели: развивать умения анализировать социальные проблемы; развивать навыки работы с текстом документа обществоведческого характера;

Воспитательные цели:формирование гражданской ответственности, уважения к социальным нормам. Ход урока

I. Объяснение нового материала План урока:

1. Молодежь как социальная группа: 2. Проблемы молодежи. 3..Молодежь и субкультура

Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли чувства, осознание своей неповторимости.

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет(30), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Перечислите особенности социального положения молодежи:

  • переходность положения;

  • высокий уровень мобильности;

  • освоение новых социальных ролей (студент, рабочий, военнослужащий, избиратель, член политической партии, родитель, участник общественной организации);

  • активный поиск своего места в жизни;

  • благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Помните о том, что молодость - время экспериментирования, творческого подъема, профессионального определения. Новые пути в развитии науки, культуры нередко прокладывали молодые люди. Альберт Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет. В. Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н. Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте. Однако в процессе социализации, т. е. взросления, молодые люди сталкиваются с проблемами.

2. С какими проблемами сталкивается молодежь в современном обществе?

Исследования показывают, что в молодёжной среде усиливаются прагматическая ориентация, стремление к материальному достатку, высокому заработку, хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. В целом это положительная тенденция, поскольку в качестве целевого ориентира реализуется высокая экономическая активность молодёжи. Преобладает нацеленность на работу в условиях рыночной экономики. Исследователи отмечают, что молодёжь лучше адаптируется к рыночным условиям, чем старшее поколение, глубже входит в современную экономическую систему. Очень важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.

Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией. Не может не настораживать: в трудовой мотивации приоритет отдаётся не возможности самореализации в труде, а получению высокой зарплаты.

Именно в этом возрасте важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.Именно сейчас остро стоит проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.

Именно в этом возрасте важно отделиться, вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность.

Как ни в одном возрасте, необходимы объединения, организации, но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.

Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.

У молодых теряется доверие к взрослым, с большим трудом вписывающихся в современные рыночные отношения, цепляющихся за идеалы прошлого.

Проще уйти в виртуальный мир, жить, не выходя из дома и паутины,

Немало таких сил, использующих молодых в силу их легковерности, но это манипуляция естественно, не в интересах молодых, часто это экстремистские, полукриминальные или откровенно криминальные структуры. Да и у молодых есть большой соблазн решить проблемы махом, что выгодно политикам-популистам, радикалам различного толка.

Проблемы существуют, это очень серьёзные проблемы, без решения которых не решить жизненно важных задач.

Одной из ключевых проблем является ухудшение состояния здоровья детей и подростков, которое напрямую связано с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением.

3.Молодежь и субкультура

Слово преподавателя: В начале занятия мы с вами вспомнили что такое субкультура. Давайте еще раз дадим определение для большей ясности.

Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что "история начинается с нас". Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.

Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни.

Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с социальным контекстом

Особенность отечественных молодежных субкультур в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

На Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 60-70 гг., активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым

Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.

  • социальная потребность в общении,

  • самоутверждении,

  • престиже,

  • стремление улучшить свою жизнь

Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Причины вступления в группы:

  • одиночество

  • непонимание родителей

  • стремление к защищенности;

  • свобода

  • эмоциональная насыщенность

Вопрос: А какие виды молодежных субкультур вам известны?

Хиппи носили длинные волосы, в их одежде преобладали этнические элементы , костюмы из текстиля в стиле "шибори", яркие, броские цвета. Увлекались медитацией, восточными религиями, иногда проповедовали вегетарианство.

Панки красят волосы в неестественные яркие тона, начесывают и закрепляют их, формируя т.н. "ирокез" . Носят пятнистые джинсы, тяжелые ботинки или кеды (мода "латинос"), куртки - "косухи". Часто и неумеренно используют декоративную косметику -экстремальный " make up"

Готы: Основные элементы готического имиджа - преобладание черного цвета в одежде, использование металлических украшений с готической символикой (анх -древнеегипетский символ бессмертия, черепа, кресты, прямы е и перевернутые пентаграммы).

Эмо: Основные цвета- черный и розовый. Черный символизирует депрессию, отверженность, розовый - радостные моменты, как отрицание общей мрачности. Прическа: прямые, часто черные волосы, косая, выкрашенная в яркий цвет челка. Макияж: выбеленное лицо, бледные губы, густо подведенные глаза, нарисованные черные слезы. На ногтях черный лак. Обильный пирсинг. Отличает особое, чувственное мироощущение.

Слово преподавателя: Мы поставили перед собой вопрос: есть ли у нас достаточные основания для того чтобы утверждать, что молодежь- объединяющая сила общества. И сейчас я предлагаю вам сменить знак вопроса. Который мы поставили с вами в конце данного утверждения на восклицательный знак или иной.



Подведение итогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!