Урок первый в системе уроков по теме «Умножение десятичных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
Класс: 5
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Тема урока: Умножение десятичных дробей.
Цели урока:
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Умножение десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: умножение десятичных дробей.
Задачи урока:
образовательные:
ввести новые знания о правиле умножения десятичных дробей;
выработать алгоритм умножения десятичных дробей;
овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;
развивающие:
• развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
• развитие познавательного интереса к предмету;
• формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ;
• развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;
воспитательные:
• развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
Перечень универсальных учебных действий:
личностные ,
коммуникативные ,
познавательные (общеучебные и логические) ,
регулятивные .
Планируемые результаты:
предметные:
уметь в реальной ситуации использовать произведение десятичных дробей;
уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
применение знаний в различных ситуациях.
метапредметные
понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
оценивать свои достижения;
формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
развивать внимание, логическое мышление.
личностные
формировать учебную мотивацию;
уметь проводить самооценку;
понимать необходимость приобретения новых знаний;
уметь аргументировать свою точку зрения.
Знания, умения, навыки:
Учащиеся должны знать алгоритм умножения десятичных дробей и уметь умножать десятичные дроби.
Кроме того, учащиеся должны :
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
использовать различные языки математики (словесный, символический);
свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию;
использовать информационные источники, включая учебную литературу.
Применяемая технология:
технология деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон).
Методы организации работы:
словесные методы (беседа, чтение),
наглядные (демонстрация презентации),
проблемно-поисковый,
метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
в парах постоянного состава;
коллективная (фронтальная),
индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.
Дидактическое обеспечение урока:
компьютерная презентация,
интерактивный тренажёр «Умножение десятичных дробей»
карточки с заданиями,
карточки оценки работы на уроке,
карточки с практическими заданиями по новой теме
Список учебной и дополнительной литературы:
Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др., Математика 5 класс Учебник в двух частях.Москва:Просвещение ,2023
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.
Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с..
Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.
Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
http://myschool37domen.ucoz.ru/1/1/zga_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_mat.pdf
http://ppt4web.ru/matematika/realizacija-dejatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matematiki.html
http://www.docme.ru/doc/195594/gotovimsya-k-uroku-fgos
http://easyen.ru/load/math/5_klass/interaktivnyj_trenazhjor_po_matematike_umnozhenie_desjatichnykh_drobej/36-1-0-9588
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались) |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин) | - настроить учащихся на активную работу на уроке; - включить учащихся в учебную деятельность; - создать положительный эмоциональный настрой на урок. | Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. Вы должны быть внимательными и усидчивыми. -Каково ваше настроение?. Хочу начать урок с притчи. Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева. — Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: простой или сложный? Старец важно ответствовал: — Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды… Юноша тяжело вздохнул, и полез по скользкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику. — Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение? — И лишь достигши мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик. :) - В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении. -Перед вами оценочная карта урока. Вы должны ставить себе +или – если вы выполнили или не выполнили задание Итоги подведём в конце урока. | Все ученики встают. -Показывают смайлики -Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. | Включение Учащихся в учебную деятельность. Ценностно- смысловая; Личностная. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (7мин.) | | -На слайде перед вами таблица - Угадайте секрет составления таблицы. - Заполните таблицу. Вопросы: Как называются компоненты при умножении? Как найти неизвестный множитель? Каким числом представлен первый множитель? второй множитель? Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? В чем возникли сомнения? | -Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы. 2,2 | 8,3 | 0,9 | 4,23 | 7,5 | 15 | | 3 | 4 | 1,5 | 6 | 1,8 | 2,2 | 3 | 6,6 | | | | | | 12,3 | -Первая строчка – 1 множитель, вторая строчка – 2 множитель, третья строчка – произведение. После решения всеми учащимися вписываются ответы в заготовленную в презентации аналогичную таблицу. -Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило. -При умножении десятичных дробей. | Осознание потребности к построению нового способа действий. Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная; |
3. Выявление места и причины затруднения. (2мин) | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; -согласовывается цель урока. | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? Значит, возникло затруднение? -В чем причина затруднения? -Сформулируйте цель нашего урока. -Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой? | -Умножить десятичные дроби. -Нет. -Да. -Нет алгоритма умножения -Научиться умножать десятичные дроби. -Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей. | Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая; |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (2мин) | - найти алгоритм выхода из затруднения. | -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации:. Нужно покрасить дверь в кабинете, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется. - Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну дверь. | -Ребята предлагают свои способы. -Измерить высоту, ширину двери; вычислить ее площадь и узнать расход краски. | Принятие плана выхода из затруднения. Коммуникативная (создание алгоритма действия) |
5. Реализация построенного проекта. (7мин) | - найти алгоритм умножения десятичных дробей. | -Вычислим площадь двери, если её высота 2м, а ширина1м. На 1м2требуется 100г краски Ребята! Извините! Завхоз ошибся при измерениях, оказывается, её высота 2,3м, а ширина 1,1 м! -Вычислим площадь двери, если ее высота 2,3м, а ширина 1,1м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей? - Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей. - Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. - Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Каков наш следующий шаг? | 2*1=2м2 100*2=200(г)=0,2кг -Перевести метры в дециметры 2,3м = 23дм; 1,1м = 11дм. 23дм *11дм = 253дм2 = 2,53м2 100*2,53=253(г)=0,253кг -Формулируют алгоритм. -Читают учебник, сравнивают и делают вывод. -Вывести алгоритм умножения десятичных дробей. -Да. -Научиться применять данный алгоритм. | Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей. Коммуникативная |
Физкультминутка (1мин) | Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд | - Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, выходи. | Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд. Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя. | Коммуникативная Личностная Снятие усталости, утомления. |
6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). (6мин) | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните действия: а) 3,24 . 2, 6; б) 8,5 . 0,59; в) 5, 027 . 63, 21. | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей; Коммуникативная; учебно – познавательная |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7мин) | - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. | -Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби? -Приступаем к выполнению заданийв рабочей тетради стр86 № 261. | -Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Ученики выполняют самостоятельную работу с помощью рабочей тетради | Учебно – познавательная ; (анализ и преобразование по алгоритму); регулятивная. |
8.Включение в систему знаний и повторение. (7мин) | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Выполните № 800(а,б) из учебника в парах постоянного состава. - Каким способом вы решали? - Какие законы математики для этого применяли? - Решить № 799 (1столбик); 801(а).самостоятельно. | Учащиеся выполняют задание. -Удобным. - Сочетательный и переместительный. Учащиеся выполняют задание. | Учебно – познавательная ; исследовательская; Регулятивная; Личностная; Коммуникативная |
Домашнее задание (2мин) | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | - Записываем домашнее задание: п.4.5, № 804(а – г); 810(а) | Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
9.Рефлексия учебной деятельности. (2мин) | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | -Выполнили ли вы сегодня задачи урока? -Какую цель ставили перед собой на уроке? -Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? -Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.«5» - все плюсы; «4» – минус встречается больше одного раза - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов.. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен. | Ученики отвечают фронтально. -Научиться умножать десятичные дроби. -Да. -Ответы учащихся. -Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки. -Учащиеся показывают смайлики. | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
Приложение к уроку умножение десятичных дробей часть1.pptx
умножение десятичных дробей часть2.pptx