СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" кировского района Республики Крым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" кировского района Республики Крым»

Урок русского языка в 6- классе № 45 07.11.19

Тема: «Стилистически нейтральная и книжная лексика»

Планируемые результаты:

Предметные: углубление знаний о лексическом составе русского языка с точки зрения сферы употребления

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения

Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Ход урока

  1. Организационный этап. Подготовка класса к уроку

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

  1. Актуализация опорных знаний

Работу над темой лексика мы начали уже давно , ровно месяц назад 16 октября у нас с вами был первый урок. С этого момента мы узнали очень много. Сегодня мы продолжим изучение и узнаем ещё много интересного.

За каждый правильный ответ вы получите 1балл, и в конце урока мы подытожим:

8-10б---«5»

6-7б---«4»

3-5б---«3»

1-2б---«2»

Для того чтобы вы вспомнили материал предыдущих уроков я задам вам несколько вопросов(ученики формулируют вопрос- одноклассники отвечают)

  • Назовите отличительные признаки историзмов и архаизмов.

  • Что такое неологизмы?

  • Охарактеризуйте диалектизмы.

  • Профессионализмы – это…

  • Жаргонизмы - это…

  • Общеупотребительные слова – это…

Отвечают, приводят примеры.

Словарный диктант (поможет ещё и потренироваться в правильном написании определений о которых мы говорим)

  1. Мотивация УД.

Мы знаем, что язык является средством человеческого общения. А как люди общаются с помощью языка?

Верно: мысли облекаются в предложения, строительным материалом предложения выступает слово.

Можно ли сосчитать сколько слов в русском языке? Почему?(слова устаревают, появляются новые)

Учитель. Часто говорят, что у каждого языка есть своя «картина мира». Своя «картина мира», отражающая ход истории, есть и у русского языка. Говоря словами Н. В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, неизведанные страницы. И одной из самых интересных страниц языка является его лексическая сторона.

Слова передают накопленные из поколения в поколение трудовые навыки, понятия, культурно-исторические ценности. Слово по своей лингвистической природе — сложная, многогранная, разноплановая единица языка. Давайте убедимся в этом.

1. объяснение учителя

— С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда:

1) стилистически нейтральная лексика;

2) стилистически окрашенная лексика.

Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закреплённый за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.

В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.

Из того что я вам сообщила, попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Правильно.Тема урока «Стилистически нейтральная и книжная лексика»

Скажите пожалуйста, что мы можем надписать над этими двумя группами?

стилистически нейтральная лексика


стилистически окрашенная лексика


Лексика русского языка(точки зрения стилистической окраски)

5.Работа с учебником – прочитать материал учебника.



Работа со схемой(что авторы учебника рассказывают нам о стилистически нейтральных словах?(стр.98) о книжной лексике?(стр.98)о разговорной лексике? для того чтобы узнать об этом мы должны заглянуть на станицу 100)

6.Закрепление .

а) Работа с упражнением №184.


б)А я хочу добавить ещё слова и прошу записать в колонки правильно:


Бродить (нейтр.), блуждать (кн.),

будущий (нейтр.) – грядущий (кн.);

препятствие (нейтр.) – преграда (кн.) – помеха (разг.);

волноваться (нейтр.) – тревожиться (кн.) – психовать (разг.);

верх (нейтр.) – вершина (кн.) – макушка (разг.);

прогнать (нейтр.) – изгнать (кн.) – выставить (разг.);

в)Выполните тестовое задание.

1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

1) писать 2) двадцать 3) время 4) гипотенуза

2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?

1) клевый 2) мировой 3) отпадный 4) прекрасный

3. Какое слово относится к разговорной лексике?

1) общаться 2) трещать 3) беседовать

4) переговариваться

4. Какое слово относится к книжной лексике?

1) манускрипт 2) уверенный 3) учитель 4) отделаться

5. Какое из слов является разговорным?

1) поликлиника 2) начертать 3) морковка

4) безрассудный

6. Какое из слов является просторечным?

1) головушка 2) глава 3) голова 4) башка

г)Работа в парах.

Определите, какую стилистическую окраску имеют следующие слова. Подберите к ним синоним – стилистически нейтральное слово.

1) Нагой(кн) — голый

2) аргументировать(кН) — доказать

3) благовонный, благоуханный (кН)— душистый, ароматный

4) вкушать, жрать (разг) — есть, кушать;

5) сетовать (кН)— жаловаться, сожалеть;

6) радеть (кН)— заботиться;

7) промедление, проволочка (кН)— задержка;

8) курчавый, кучерявый(кН) — кудрявый;

9) врать(кН) — обманывать;

10) препятствовать (кН)— мешать;

11) упование, чаяние (кН)— надежда;

12) тщетно(кН) — напрасно;

13) сулить (кН)— обещать;

14) надуть (разг) — обмануть;

15) единоборство(кН) — поединок.

Самостоятельная работа с комментированием вслух.

д)Выполнить упражнение по учебнику: №185 (коллективная работа)

7.Рефлексия.

Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодаря своему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: “Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит”. Будем помнить об этом.

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

8.Домашнее задание

№24, упр.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!