СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым»

Урок русского языка в 6 классе № 81 27.12.19

Тема урока: Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Планируемые результаты:

Предметные: понятие «разряд прилагательного». Классификация разрядов по признакам. Качественные прилагательные.

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу

Познавательные: развитие умения классифицировать явления


Коммуникативные: построение фраз с использованием лингвистических терминов

Личностные: формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Ход урока:

1. Организационный момент. Подготовка класса к уроку

Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем,

И к работе приступаем!


Эмоциональная подготовка класса к работе. Психологический настрой на урок.

А чтоб легче всем училось,

Неприятность не случилась,

Подарите мне улыбку,

А ещё соседу, другу,

Однокласснице, подруге.

Я дарю улыбку вам,

И успех придёт к нам сам!


Мотивация учебной деятельности. (Приложение № 1)

Объявление темы.

- Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению.

Тетрадь свою я открываю,

Под наклоном положу.

Сяду ровно, не сгибаясь,

Ручку правильно держу

И внимательно пищу.

- Запишите сегодняшнее число, тему урока.

- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны «вынести» из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

Постановка проблемных вопросов:

По каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от других разрядов по значению?

Какова роль качественных имён прилагательных в речи?

- Сегодня у нас необычный урок – урок – расписание занятий.

Литература.

Русский язык.

Физическая культура.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Рисование.

Актуализация опорных знаний.

Первый урок – литература.

- А теперь переходим к 1 уроку. На литературе мы узнаем, какие слова помогают описать красоту нашей природы.

- А начнём мы урок с творческой загадки. (На экране загадка. Вставить пропущенные слова и отгадать)

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные От березы вся Русь рождена...

О. Шестинский.

Работа над эпиграфом.

Береза — основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации.

Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Составление учащимися ассоциативного куща «Берёза» (в тетрадях).

Ассоциативный куст «Берёза».

Берёза – белоствольная, тонкоствольная, стройная, высокая, ветвистая, нарядная, развесистая, раскидистая, светлая; весёлая, задумчивая, ласковая, милая; русская …

Ветви – гибкие, тонкие, сильные …

Листва – зелёная, яркая, пышная, густая, резная …

Ствол – белый, прямой, светлый …

Параллельно выполняется работа у доски. (Составление учащимся (ейся) опорной схемы «Имя прилагательное» в виде берёзы).

Задание 1+ «Найди ошибку».

Прочитать текст. Какова его тема? К какому типу и стилю речи его можно отнести?

Красавицей русских лесов называют люди берёзку. Стройная, с тонкими короткими (длинными) ветвями и раскидистой кроной, она (не)привлекательна во все времена года.

Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.

Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.

Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе золотом (серебром).

И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка.

Беседа.

- С помощью каких слов автор создал образ берёзы?

- Как называются эти слова в литературе?

- Что такое эпитет?

Фольклорная минутка. (Приложение № 2).

Ответы учащихся. Подсказка (см. приложение № 2 – пословицы, поговорки, загадки, сказки о берёзе).

Вывод. Защита опорной схемы «Имя прилагательное» в виде берёзы.

Объяснение нового материала.

Русский язык.

- А теперь переходим ко 2 уроку. На русском языке мы научимся определять разряд имён прилагательных по значению.


Наблюдение над языковым материалом с элементами повторения, анализа и синтеза.

На экране имена прилагательные, некоторые употреблены в форме сравнительной и превосходной степеней сравнения: лисья, привлекательная, высокая, осенняя, красивая, тоньше, русская, белейшая, карликовая, более высокая, белая, самая привлекательная, тонкая, всех красивее.

Прилагательные привлекательная, высокая, красивая, белая, тонкая (какая?) имеют степени сравнения – сравнительную и превосходную.

Прилагательное лисья (чья?) не имеет степеней сравнения.

Прилагательные русская, карликовая (какая?) не имеют степеней сравнения.

Подача теоретического материала с помощью опорной таблицы. (Приложение № 3).


Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером.

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем - против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.


Работа с учебником (стр. 4-5).

Распределительный словарный самодиктант. Упражнение 305.

Ласковый котёнок, широкий проспект, близкое расстояние, умная собака, радостная встреча, весёлый нрав.

Осенний дождь, деревянная посуда, кожаный мяч, весенняя травка, степные животные, прошлогодние морозы.

Бабушкина шаль, медвежья берлога, папин портфель, птичий гомон.

Рубрика «Советы помощника». Упражнение 306 (устно). (Приложение № 4).


Работа в парах. Составление учащимися опорной схемы «Качественные имена прилагательные»

Качественные имена прилагательные

С очетаются могут иметь

С

НАРЕЧИЯМИ

очень, весьма


Антонимы

Сложные прилагательные

Слова с приставкой НЕ

Краткую форму

Степени сравнения

Защита мини-проекта «Качественные имена прилагательные».

Творческое задание с элементами исследования (работа у доски по цепочке).

Используя опорную схему «Качественные имена прилагательные», докажите, что имена прилагательные являются качественными.

Берёза

Русская (какая?) – очень русская, более русская, русская-русская, русск – нельзя сказать – не качественное, а относительное имя прилагательное.

Птичья (чья?) – не качественное, а притяжательное имя прилагательное.

Красивая (какая?) – очень красивая, красивее других, некрасивая, красивая-красивая, красив, безобразная– качественное имя прилагательное.

Лесная (какая?) – очень лесная, леснее других, лесная-лесная, лесн – нельзя сказать – не качественное, а относительное имя прилагательное.

Нарядная (какая?) – очень нарядная, наряднее других, нарядная-нарядная, ненарядная, повседневная – качественное имя прилагательное.

Выборочная словарная работа.

Упражнение 318 (письменно)

Выпишите имена прилагательные, определите их разряд. Прилагательные какого разряда преобладают в поэтическом описании природы? Как вы думаете, почему?

Вывод. Ответ на проблемный вопрос: по каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от других разрядов по значению?

Закрепление изученного.

Физическая культура.

- А теперь переходим к физической культуре.

Творческая физ.минутка.

Дети выходят из-за парт и выполняют движения. При этом каждый вариант подбирает качественные имена прилагательные к своему слову.

Берёза.
На (1 в.) холме стоит берёза,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит (2 в.) ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но берёзка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На берёзку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Вывод.

Берёза (какая?) прилагательные + движение

Обобщение и систематизация материала.

Следующий урок – основы безопасности жизнедеятельности.

- Здоровье – это жизнь. Главная цель человека – вести здоровый образ жизни. А поможет нам берёза. Испокон веков ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок — все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ней.

(Приложение № 5).

Дифференцированные ситуативные задания (по выбору).

Составить текст о лечебных свойствах берёзы, используя имена прилагательные разных разрядов по значению.

Карточки. Задание: из слов составить предложения, определить разряд имён прилагательных по значению.

Карточка № 1.

Испокон сохранить и поправить береза деревом жизни, поскольку она веков считалась здоровье помогала. (Испокон веков береза считалась деревом жизни, поскольку она помогала сохранить и поправить здоровье).

Карточка № 2.

Сегодня широко в своих рецептах использует различные компоненты народная медицина этого растения. (Сегодня народная медицина широко использует в своих рецептах различные компоненты этого растения).

Карточка № 3.

Для лечения свежий березовый сок используют простуды и кожных болезней. (Свежий березовый сок используют для лечения простуды и кожных болезней).

Вывод. Народная медицина эффективно использует различные части березы для лечения всевозможных заболеваний, но не занимайтесь самолечением.


Подведение итогов урока.

Рисование.

- И наконец-то последний урок – рисование. С помощью слова нарисуйте ваши впечатления от сегодняшнего урока.

Рефлексия. «Свободный микрофон» + «Незаконченное предложение».

Желающие учащиеся берут микрофон и продолжают предложение.

На уроке я …

повторил (а)…

узнал (а)…

научился (ась)…

понял (а)…

сделал (а) успехи…

испытал (а) трудности…

не умел (а), а теперь умею…

меня восхитило…

берёза помогла…

Вывод. Ответ на проблемный вопрос: какова роль качественных имён прилагательных в речи?


Выставление оценок за урок.

Оценочное слово учителя. Акцент на эпиграф урока.

Вывод учителя. Берёза – не только символ и гордость русского народа, но и дерево, которое имеет лечебные свойства, которое помогло вам усвоить новый учебный материал, а именно – «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные».

Учащиеся сдают заполненные листы самооценки.


Домашнее задание (по выбору).

- Ребята, давайте запишем с вами домашнее задание на завтрашний урок.

Обязательно знать теоретический материал § 41. (Выучить правила на странице 4-5 или опорную схему в тетради).

Упражнение 310 или 311 на странице 7.

- Читаем задания к этим упражнениям.

- У кого есть вопросы или возникли трудности?

Написать рассказ (сказку) о берёзе, используя материал сегодняшнего урока.

Заключительное слово учителя.

Тетрадь свою я закрываю,

Всё тихонечко сложу.

Стану ровно не сгибаясь,

Спинку правильно держу.


Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем,

На перемене отдыхаем!

– До свидания, ребята. Спасибо за работу на уроке. Хорошего настроения и успехов!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!