Урок русского языка в 6 классе №42 29.10.19
Тема урока: ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Планируемые результаты:
Предметные: Знать о лексическом составе русского языка с точки зрения сферы употребления, уметь адекватно понимать информацию текста, воспринимаемого на слух.
Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения
Личностные: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент. Подготовка класса к уроку.
Проверка домашнего задания.
Мотивация. Словарно-орфографическая работа. Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Учитель: Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова – такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся. На доске записаны слова
Арм…тура, ген…рал, м…ляр, натюрморт, штук…тур, скальп…ль.
Вставьте пропущенные буквы.
- Все ли значения этих слов вам понятны?
- Часто ли вы их слышите в речи? (ответы: нет, только у людей разных профессий)
- Действительно ли эти слова ограничены в употреблении?
- Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий? Как вы думаете, люди каких профессий используют эти слова?
- Я открою вам секрет, все эти слова называют профессионализмами. А почему, вы догадались? Целеполагание.
Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы, учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.
- А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах? (стр. 91)
Чтение параграфа (стр. 91)
- Что вы узнали о профессионализмах?
4. Закрепление.
1. Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами
2. Сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.
З. Выполнение упражнений 172, 173, 174 на стр. 91-92. Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника).
- Люди каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник)
Физ.минутка.
4.Игра «Следопыты». Определите профессию работника по словарю.
* Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение (альпинист)
* Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера (корреспондент)
* Ресепшн, компьютер, прием заявок, заказов, телефон (администратор)
* Накладная, маршрут пути, прием, доставка товара (экспедитор)
5.Работа с текстом.
Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.
«Еще раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет никак не получается, то пропустите его, а вот глиссандо все-таки постарайтесь отработать!»
- Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что прослушали? (Ответы: музыкант, возможно, дирижер ансамбля, разговаривающий с гитаристом или моряк на парусном судне…)
- По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальной профессии?
- Как называются такие слова?
- Понятно ли вам значение?
Вывод: Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.
- Для чего автор использует профессионализмы в своем тексте?
6.. Итоги урока. Рефлексия
Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы». Что вы узнали сегодня о профессиональных словах (используются в речи людей определенных профессий)
- К какой лексике они относятся? (к необщеупотребительной)
7. Домашнее задание.
1. Стр. 93 упр. 176
2.Составить словарик профессиональных слов, которыми пользуются родители в свое работе.