СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ты откуда русская зародилась музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Ты откуда русская зародилась музыка"

Просмотр содержимого документа
«"Ты откуда русская зародилась музыка"»

«Ты откуда русская зародилась музыка?»


Задачи: продолжить знакомство с жанрами русских народных песен; показать неразрывность слов и музыки в народной песне.


- М. Горький «Как сложили песню»

(инсценировка рассказа)

вокальные импровизации



- Русские народные песни

исполнение (по темам)



- Русские народные песни

разучивание по нотной записи

(обзорное знакомство)


Начинаем уроки со звучания русской народной музыки.

- А как рождается народная песня? Что в народной песне важнее – слова или мелодия?

Учитель читает рассказ М. Горького, озвучивая его своим вариантом мелодии (первая фраза – «скороговоркой»; вторая – «нерешительно», «вполголоса»; третья – «уверенно», но «трогательно»).

Обращаем внимание, что рассказ можно условно разделить на две части.

В первой – писатель рисует обстановку, в которой происходит сочинение песни: «грустный звон колоколов», «летний день, звуки плывут низко над землею», «тишина».

Вторая часть – процесс создания песни, фраза за фразой, напев за напевом.

Состояние души женщины: «всё тоскою сердце мается» передано в песне.

Можно предложить «по цепочке» попытаться сочинить свои мелодии к рассказу.


Напоминаем, что фольклор – это народная мудрость – что народные песни раскрывают разные грани жизни человека


Ученик (учитель) называет тему народной песни (её жанр) и поёт мелодию, например:


- Защита отечества

(солдатские песни, былины)

«Солдатушки бравы ребятушки»,

«Славны были наши деды»,

«Вспомним, братцы Русь и славу»,

«Былина о Добрыне»



- Родная природа

«Во поле береза стояла»,

«Закликание весны»



- Народные игры, обряды

«Бояре, а мы к вам пришли»,

«Выходили красны девицы»



- Шуточные песни, танцы

«Камаринская»,

«Калинка»,

«Как у наших у ворот»



- Детские песенки

«Скок, скок», «Дон – дон» и др.


Продолжаем знакомство с жанрами народных песен на с. 18-19 («Ты откуда русская зародилась музыка?»).

Разучиваем по нотам, обращаем внимание на характерные интородолжаем знакомство с жанрами народных песен на с. ть вариантом мелодии (первая фраза - " и музыки в народной песне..

апевами.нации, особенности мелодики, ритм, лад, форму.

Колыбельная – негромко, мягко, нежно.

Солдатская («Солдатушки») – бодро, энергично, подчёркивая маршевые ритмы.

Лирическая («У зари…») – напевно, сдержано, выразительно.

Хороводная («Милый мой хоровод») – подвижно, с тщательным пропеванием распевок.

Игровая («А мы просо сеяли») – двумя группами с движением, изображающими трудовое действие.

(только знакомство, учить на следующих уроках).


Обратить внимание, что в русских народных песнях 2-ой голос («втора») появляется или при повторении фраз, или на «стыке фраз». Часто количество исполнителей увеличивается от фразы к фразе, или запев поют солисты (солист), а припев – весь хор. (В 2-хголосии следует пропевать всем классом сначала нижний, а затем верхний голос. К 4 классу можно разделить хор на «первые» (сопрано) и «вторые» (альты) голоса и рассадить детей соответствующим образом).


Разные стороны человеческой жизни раскрывают не только музыка, но и другие произведения искусства (литература, изобразительное искусство).

Разворот «Звучащие картины» с. 16-17.

Рассматриваем картину К. Петрова-Водкина «Полдень». Какие жизненные сюжеты запечатлены художником?

Две женщины с детьми на руках – одна сидит на пригорке, другая движется на встречу зрителю; юноша и девушка, беседующие друг с другом, пасущиеся коровы, работающие и отдыхающие крестьяне. В центре картины – скорбные фигуры людей, идущих за гробом. На переднем плане – три больших желтых яблока – символы жизни, щедрости природы, благополучия.

- Почему художник назвал эту картину «Полдень»?

- Почему изобразил на ней разнообразные жизненные ситуации?

- Можно ли назвать композицию картины многоголосной?

- Как цветовое решение картины усиливает её образное содержание?

- Какой знакомой музыкой можно озвучить фрагменты картины?

- Как можно объяснить смысл выражения «Вся Россия просится в песню» глядя на эту картину?






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!