«Ты откуда русская зародилась музыка?»
Задачи: продолжить знакомство с жанрами русских народных песен; показать неразрывность слов и музыки в народной песне.
- М. Горький «Как сложили песню» (инсценировка рассказа) | вокальные импровизации |
| |
- Русские народные песни | исполнение (по темам) |
| |
- Русские народные песни | разучивание по нотной записи (обзорное знакомство) |
Начинаем уроки со звучания русской народной музыки.
- А как рождается народная песня? Что в народной песне важнее – слова или мелодия?
Учитель читает рассказ М. Горького, озвучивая его своим вариантом мелодии (первая фраза – «скороговоркой»; вторая – «нерешительно», «вполголоса»; третья – «уверенно», но «трогательно»).
Обращаем внимание, что рассказ можно условно разделить на две части.
В первой – писатель рисует обстановку, в которой происходит сочинение песни: «грустный звон колоколов», «летний день, звуки плывут низко над землею», «тишина».
Вторая часть – процесс создания песни, фраза за фразой, напев за напевом.
Состояние души женщины: «всё тоскою сердце мается» передано в песне.
Можно предложить «по цепочке» попытаться сочинить свои мелодии к рассказу.
Напоминаем, что фольклор – это народная мудрость – что народные песни раскрывают разные грани жизни человека
Ученик (учитель) называет тему народной песни (её жанр) и поёт мелодию, например:
- Защита отечества (солдатские песни, былины) | «Солдатушки бравы ребятушки», «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы Русь и славу», «Былина о Добрыне» |
| |
- Родная природа | «Во поле береза стояла», «Закликание весны» |
| |
- Народные игры, обряды | «Бояре, а мы к вам пришли», «Выходили красны девицы» |
| |
- Шуточные песни, танцы | «Камаринская», «Калинка», «Как у наших у ворот» |
| |
- Детские песенки | «Скок, скок», «Дон – дон» и др. |
Продолжаем знакомство с жанрами народных песен на с. 18-19 («Ты откуда русская зародилась музыка?»).
Разучиваем по нотам, обращаем внимание на характерные интородолжаем знакомство с жанрами народных песен на с. ть вариантом мелодии (первая фраза - " и музыки в народной песне..
апевами.нации, особенности мелодики, ритм, лад, форму.
Колыбельная – негромко, мягко, нежно.
Солдатская («Солдатушки») – бодро, энергично, подчёркивая маршевые ритмы.
Лирическая («У зари…») – напевно, сдержано, выразительно.
Хороводная («Милый мой хоровод») – подвижно, с тщательным пропеванием распевок.
Игровая («А мы просо сеяли») – двумя группами с движением, изображающими трудовое действие.
(только знакомство, учить на следующих уроках).
Обратить внимание, что в русских народных песнях 2-ой голос («втора») появляется или при повторении фраз, или на «стыке фраз». Часто количество исполнителей увеличивается от фразы к фразе, или запев поют солисты (солист), а припев – весь хор. (В 2-хголосии следует пропевать всем классом сначала нижний, а затем верхний голос. К 4 классу можно разделить хор на «первые» (сопрано) и «вторые» (альты) голоса и рассадить детей соответствующим образом).
Разные стороны человеческой жизни раскрывают не только музыка, но и другие произведения искусства (литература, изобразительное искусство).
Разворот «Звучащие картины» с. 16-17.
Рассматриваем картину К. Петрова-Водкина «Полдень». Какие жизненные сюжеты запечатлены художником?
Две женщины с детьми на руках – одна сидит на пригорке, другая движется на встречу зрителю; юноша и девушка, беседующие друг с другом, пасущиеся коровы, работающие и отдыхающие крестьяне. В центре картины – скорбные фигуры людей, идущих за гробом. На переднем плане – три больших желтых яблока – символы жизни, щедрости природы, благополучия.
- Почему художник назвал эту картину «Полдень»?
- Почему изобразил на ней разнообразные жизненные ситуации?
- Можно ли назвать композицию картины многоголосной?
- Как цветовое решение картины усиливает её образное содержание?
- Какой знакомой музыкой можно озвучить фрагменты картины?
- Как можно объяснить смысл выражения «Вся Россия просится в песню» глядя на эту картину?