Тема: «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» 4 класс
Цель:
1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально- эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
3 Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
4.Воспитать музыкально- эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока :комбинированный.
Ход урока
Нов. материал: (На доске записана тема урока и слова). «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Определение темы урока: - А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей) - Конечно на Руси.
- Слово учителя: Ты откуда. Русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
- Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен. Будем учиться правильно, красиво двигаться под музыку разного характера. Познакомимся с новыми играми.
Но сегодняшний урок у нас будет необычный. Давайте представим, что мы с вами попали в старину…
Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.
1.Вот в одной общине жила молодая семья. Звали их Иван да Марья. Родилось у них дитя…
Дочь лежит и спать не хочет,
Мнёт бельё постельное.
Мать вокруг неё хлопочет
С песней ….(колыбельною). –
А какие колыбельные песни вы знаете? - Давайте посмотрим клип на песню «Спят усталые игрушки»
2. Пока дитя спит, у Марьюшки много дел нужно по дому сделать…
Если очень много дела,
Запевайте песню смело.
Вяжут, ткут, прядут и жнут,
Эти песни любят труд. ….(трудовые).
-Давайте прослушаем песню «Прялица»
3.А как проснётся дитятко с ним нужно поиграть.
Ребята, давайте и мы вспомним как в «Козушку» в старину играли. (Дети играют в игру «Пошла коза по лесу»).
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
- Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И глазками поводим, поводим, поводим,
Туда-сюда походим, походим, походим,
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И все начнем с начала, с начала, сначала.
4. Весело и дружно живут, горя не знают, гостей приглашают:
На гулянке, на вечёрке,
И под горкой, и на горке
Собирается народ,
Он и пляшет и поет
Песни бодрые, живые. Эти песни ….(плясовые).
-Просмотр отрывка из мультфильма - Русская народная плясовая – Камаринская
На лугу иль на опушке
Вместе собрались подружки.
Удивляется народ: -Это что за хоровод?
А сейчас немодные Песни ….(хороводные).
-Песня « Во поле берёза стояла…»
5. А чтоб развеселить друг дружку,
Они всегда поют ….(частушки).
-А какие частушки знаете вы? - Прослушаем частушки….
6. Наступает ночь – отдыхать пора.
А образ этой песни помогает набираться новых сил от «Тёмной ноченьки» и «ясных звёздочек».
- Прослушивание песни «У зари-то, у зореньки».
- жанр лирической песни (Задушевность, сердечная теплота, распевы, лиричность, нежность, красивые фразы.
7. Про любовь в них и про дружбу,
Про войну в них и про службу,
Прижимая автоматы,
Их всегда поют ….(солдаты, солдатские).
А жизнь идёт своим чередом и пришло время Ивану в армии служить.
- А Марьюшка ждёт его поджидает и песню напевает …
- Прослушивание и марширование под песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»
Этап закрепления изученного материала.
Ребята, чем занимались на уроке?
Пели, слушали музыку, плясали, водили хороводы, играли……..
Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?
(о русской народной песне)
Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?
(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)
Назовите произведения которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?
(ребята перечисляют: игровые, лирические, хороводные, солдатские—рекрутские, трудовые песни и частушки). Написаны народом и для народа. Одинаковы были произведения? Разные по характеру, движению, смыслу, настроению. Верно. Вот такая разновидность или род песен называется одним словом жанр. (слово на доске).
|