Предметные: - называть характерные особенности народной музыки. Метапредметные (УУД): регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | - Какая музыка вас встретила? - А с чего начался наш урок? - Для чего нужны шкатулки? - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте высказать предположение по теме урока. Сл.2 Тема урока «Ты откуда русская, зародилась музыка?» - Ребята, откуда берет свое начало русская музыка? - У каждого народа есть только ему принадлежащие сокровища. Они хранятся веками и передаются из поколения в поколение, сначала из уст в уста, потом и записью. - Песня – это душа народа. Как сберечь для потомков знания о русских песнях? - Являетесь ли вы наследниками русских традиций? - Каждый год на уроках мы слушаем и говорим о РНП. - Какие жанры РНП бывают? | - Веселая, задорная, танцевальная, русская народная. - Раздавали карточки из шкатулки. - Чтобы хранить что-то дорогое, драгоценности. Обучающиеся предлагают формулировки темы урока. - Из глубокой древности, из жизни простого народа. - Через записи, видео, книги. - Да, потому что от наших знаний, опыта зависит будущее. Плясовые, хороводные , трудовые и т.д. |
Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | - Сегодня я предлагаю вам представить себя редакторами музыкального журнала. Ближайший выпуск его посвящен русскому народному творчеству. Вашему коллективу досталось оформление музыкального приложения. Ноты в сборнике необходимо расположить согласно жанровой принадлежности песни. - Как можно понять, в каком жанре сочинена та или иная народная песня? - Где вам в жизни могут пригодиться знания о РНП? - С чего можно начать свою работу? | Слушают учителя. - Необходимы точные знания о жанрах и вникать в смысл песни, ее характер. - Чтобы сохранять и передавать песни друг другу. А когда мы вырастем и сами станем родителями - нашим будущим детям. - С источников информации. |
Предметные: - знать название жанров русской народной песни; - знать отличительные особенности разных жанров русской народной песни; - уметь определять на слух песни разных жанров; - уметь определять на слух звучание детских и взрослых коллективов; - уметь определять на слух одноголосие и многоголосие; - уметь исполнять русские народные песни в хоре и ансамбле. Личностные: - определять правила работы в группе; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме. | Сл.3 - Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Толи в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда, грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? - Мир русской песни разнообразен. В ее сюжетах запечатлены различные события жизни человека. - Как вы думаете: легко сочинять песню? - Что может вдохновлять в процессе создания? Сл.4 . . - Жизнь дает для песни Образы и звуки: Даст ли она радость, Даст ли скорбь и муки, Даст ли день роскошный, Тьму ли без рассвета – То и отразится в песне у поэта. Организует работу с кейсами. Сл.5 - Ребята, каждая группа будет оформлять 1 страницу сборника. Название группы определяет жанр песни. В кейсах на столах вы найдете всю необходимую информацию. Выполните задание согласно инструкции. (Приложение 2). - Каждый жанр русской народной песни имеет свои неповторимые особенности: ладовую окраску, характер, манеру исполнения. Пока вы работаете с макетами, я предлагаю вам послушать песни, предложенные для сборника. Это поможет вам определиться с нужной вам песней. На работу вам отводится минут 10. Правила работы в группе. - Решите вместе, кто из группы будет выступать. Слушание песен. - Уважаемые четвероклассники, презентация жанров начинается. Организует выступление групп обучающихся с представлением жанра русской народной песни и страницы сборника. Сл.6, Сл.7 В ходе презентации жанров народной песни – слушание и коллективное разучивание фрагментов русских народных песен. Вокально-хоровая работа: «У зари-то, у зореньки», «Баю, баюшки, баю», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Эй, ухнем», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли». - Молодцы! Займите свои места. | Слушают учителя. Ответы детей. - Все, что окружает человека. Дети в группах работают с кейсами. Знакомятся с информацией о жанрах русской народной песни. Определяют жанр в предложенном нотном материале. Заполняют паспорт песни. Разрабатывают макет страницы. Готовят свое выступление перед одноклассниками. 6 групп по очереди представляют жанры русской народной песни. Макет музыкальной страницы прикрепляется к доске магнитами. Дети слушают и разучивают фрагменты русских народных песен: «У зари-то, у зореньки», «Баю, баюшки, баю», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Эй, ухнем», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли». |
Предметные: - знать жанровые особенности русских народных песен; - уметь ориентироваться в музыкальных терминах. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - уметь с достаточной точностью выражать свои мысли в устной форме. | Сл.8 - «С песней на Руси родились», - так заканчивается стихотворение поэта Г. Серебрякова. - Всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. Она помогала жить и работать, горевать и веселиться. Песня утешала и заряжала энергией. - Я предлагаю вам послушать как описывает рождение песни М.Горький в своем рассказе. Послушайте. Читает отрывок рассказа М. Горького (учебник, стр. 14-15) - Посовещайтесь в группах и определите жанр песни, которую сочинили героини рассказа. | Слушают учителя. Дети слушают отрывок рассказа М. Горького. Ответы детей. - лирическая, протяжная. |
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Бережно хранятся песни в памяти народной. Они звучат на праздниках в нашей школе, на торжественных мероприятиях. - А теперь и вы, ребята, обладаете этими знаниями. Сл.9 Ваша задача - сохранять песни, передавать их друг другу, бережно относиться к родине, ее истории и культурным традициям. Сл.10 Урок наш завершается: Какая музыка звучала на уроке? Какие жанры русской народной песни вы знаете? Откуда же появилась русская народная музыка? - Что вам особенно понравилось на уроке? - Каких результатов вы достигли в ходе урока? - Оцените свою работу на уроке. Сл.11 Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. - Дома найдите по 1-2 примера русских народных песен разных жанров. Запишите их названия в тетрадь. Задание можно оформить в виде таблицы. -Спасибо вам за урок! | Слушают учителя. Ответы детей. Рефлексивно-оценочные суждения учащихся. Слушают учителя. |