СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ты откуда, русская, зародилась, музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока музыки для 4 класса "Ты откуда, русская, зародилась, музыка?" Конспект предполагает групповую работу обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Ты откуда, русская, зародилась, музыка»

Урок музыки в 4 классе

Тема урока: «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?»

Тип урока: урок обобщения и закрепления материала.

Технология построения урока: проблемная, с использованием ситуационной задачи.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Повышение мотивации к учебно-творческому процессу;

  • Проявление уважительного отношения к музыкальной культуре России;

  • Понимание функции искусства в жизни человека и общества;

  • Развитие музыкально-эстетического чувства.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

  • Слушать и понимать речь других

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • Проявлять активность во взаимодействии.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

  • Осуществлять самоконтроль;

  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные:

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • Проводить анализ учебного материала в процессе музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты:

  • Иметь представление о понятиях "народная музыка", "жанр", "жанры русских народных песен";

  • Уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности;

  • Развивать интерес к музыкальному искусству.

Материалы и оборудование урока:

  • Мультимедиа проектор, доска, компьютер;

  • Аудиозаписи русских народных песен: «У зари-то, у зореньки», «Баю, баюшки, баю», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Эй, ухнем», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли», «Светит месяц»;

  • Тематические кейсы.

Технологическая карта


Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I этап. Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Сл.1 Звучит фрагмент р.н.п. «Светит месяц».

На входе в класс шкатулка с карточками с изображением русских народных инструментов, дети выбирают себе карточку. (Приложение 1).

- Я попрошу всех занять места согласно выбранным музыкальным инструментам.


- Здравствуйте ребята!


Дети получают листочки с изображением русских народных инструментов.


Группами занимают места за партами с карточками муз.инструментов.

II этап. Постановка учебной проблемы

Предметные:

- называть характерные особенности народной музыки.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.


- Какая музыка вас встретила?


- А с чего начался наш урок?

- Для чего нужны шкатулки?


- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте высказать предположение по теме урока.

Сл.2 Тема урока «Ты откуда русская, зародилась музыка?»

- Ребята, откуда берет свое начало русская музыка?

- У каждого народа есть только ему принадлежащие сокровища. Они хранятся веками и передаются из поколения в поколение, сначала из уст в уста, потом и записью.

- Песня – это душа народа. Как сберечь для потомков знания о русских песнях?

- Являетесь ли вы наследниками русских традиций?

- Каждый год на уроках мы слушаем и говорим о РНП.

- Какие жанры РНП бывают?




- Веселая, задорная, танцевальная, русская народная.

- Раздавали карточки из шкатулки.

- Чтобы хранить что-то дорогое, драгоценности.


Обучающиеся предлагают формулировки темы урока.


- Из глубокой древности, из жизни простого народа.





- Через записи, видео, книги.


- Да, потому что от наших знаний, опыта зависит будущее.


Плясовые, хороводные , трудовые и т.д.

III этап. Формулирование проблемы, планирование

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- Сегодня я предлагаю вам представить себя редакторами музыкального журнала. Ближайший выпуск его посвящен русскому народному творчеству. Вашему коллективу досталось оформление музыкального приложения. Ноты в сборнике необходимо расположить согласно жанровой принадлежности песни.

- Как можно понять, в каком жанре сочинена та или иная народная песня?

- Где вам в жизни могут пригодиться знания о РНП?



- С чего можно начать свою работу?

Слушают учителя.







- Необходимы точные знания о жанрах и вникать в смысл песни, ее характер.

- Чтобы сохранять и передавать песни друг другу. А когда мы вырастем и сами станем родителями - нашим будущим детям.

- С источников информации.

IV этап. Открытие нового знания

Предметные:

- знать название жанров русской народной песни;

- знать отличительные особенности разных жанров русской народной песни;

- уметь определять на слух песни разных жанров;

- уметь определять на слух звучание детских и взрослых коллективов;

- уметь определять на слух одноголосие и многоголосие;

- уметь исполнять русские народные песни в хоре и ансамбле.
















Личностные:

- определять правила работы в группе;

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей).


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме.

Сл.3

- Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Толи в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда, грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

- Мир русской песни разнообразен. В ее сюжетах запечатлены различные события жизни человека.


- Как вы думаете: легко сочинять песню?

- Что может вдохновлять в процессе создания?

Сл.4 . .

- Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки,

Даст ли день роскошный,

Тьму ли без рассвета –

То и отразится в песне у поэта.


Организует работу с кейсами.

Сл.5

- Ребята, каждая группа будет оформлять 1 страницу сборника. Название группы определяет жанр песни.

В кейсах на столах вы найдете всю необходимую информацию. Выполните задание согласно инструкции. (Приложение 2).



- Каждый жанр русской народной песни имеет свои неповторимые особенности: ладовую окраску, характер, манеру исполнения. Пока вы работаете с макетами, я предлагаю вам послушать песни, предложенные для сборника. Это поможет вам определиться с нужной вам песней. На работу вам отводится минут 10.

Правила работы в группе.

- Решите вместе, кто из группы будет выступать.

Слушание песен.


- Уважаемые четвероклассники, презентация жанров начинается.

Организует выступление групп обучающихся с представлением жанра русской народной песни и страницы сборника.

Сл.6, Сл.7

В ходе презентации жанров народной песни – слушание и коллективное разучивание фрагментов русских народных песен.

Вокально-хоровая работа:

«У зари-то, у зореньки»,

«Баю, баюшки, баю»,

«Солдатушки, бравы ребятушки»,

«Эй, ухнем»,

«Милый мой хоровод»,

«А мы просо сеяли».

- Молодцы! Займите свои места.

Слушают учителя.











Ответы детей.

- Все, что окружает человека.












Дети в группах работают с кейсами.

Знакомятся с информацией о жанрах русской народной песни. Определяют жанр в предложенном нотном материале. Заполняют паспорт песни. Разрабатывают макет страницы. Готовят свое выступление перед одноклассниками.












6 групп по очереди представляют жанры русской народной песни. Макет музыкальной страницы прикрепляется к доске магнитами.




Дети слушают и разучивают фрагменты русских народных песен: «У зари-то, у зореньки», «Баю, баюшки, баю», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Эй, ухнем», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли».

V этап. Применение нового знания

Предметные:

- знать жанровые особенности русских народных песен;

- уметь ориентироваться в музыкальных терминах.


Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- уметь с достаточной точностью выражать свои мысли в устной форме.

Сл.8

- «С песней на Руси родились», - так заканчивается стихотворение поэта Г. Серебрякова.

- Всю свою жизнь проживал человек на Руси под песню. Она помогала жить и работать, горевать и веселиться. Песня утешала и заряжала энергией.


- Я предлагаю вам послушать как описывает рождение песни М.Горький в своем рассказе. Послушайте.

Читает отрывок рассказа М. Горького (учебник, стр. 14-15)


- Посовещайтесь в группах и определите жанр песни, которую сочинили героини рассказа.


Слушают учителя.






Дети слушают отрывок рассказа

М. Горького.


Ответы детей.



- лирическая, протяжная.

VI этап. Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Бережно хранятся песни в памяти народной. Они звучат на праздниках в нашей школе, на торжественных мероприятиях.

- А теперь и вы, ребята, обладаете этими знаниями. Сл.9

Ваша задача - сохранять песни, передавать их друг другу, бережно относиться к родине, ее истории и культурным традициям.

Сл.10

Урок наш завершается:

  • Какая музыка звучала на уроке?

  • Какие жанры русской народной песни вы знаете?

  • Откуда же появилась русская народная музыка?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Каких результатов вы достигли в ходе урока?

- Оцените свою работу на уроке.


Сл.11

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

- Дома найдите по 1-2 примера русских народных песен разных жанров. Запишите их названия в тетрадь. Задание можно оформить в виде таблицы.


-Спасибо вам за урок!


Слушают учителя.










Ответы детей.

Рефлексивно-оценочные суждения учащихся.









Слушают учителя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!