Тема поэта и поэзии в творчестве
А.С. Пушкина
"Благословен же будь отныне судьбою вверенный мне дар..."
А.С. Пушкин
Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах.
Лицейский период творчества Пушкина часто характеризуют как подражательный. Он искал свой идеал в уже установившихся формах и образцах.
Стихотворение “Городок” (1815) можно
считать своеобразной литературной программой
молодого поэта. В нем мы видим образ
поэта-избранника, оставшийся с Пушкиным
на всю жизнь:
Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет, И слава громко грянет: “Бессмертен ввек пиит”.
Также можно выделить и эпикурейские мотивы, характерные, главным образом, для раннего творчества Пушкина:
Блажен, кто веселится, В покое, без забот, С кем втайне
Феб дружится И маленький Эрот.
В стихотворении “ Мечтатель” (1815) сквозь образ поэта-ленивца - любимца муз уже видится романтизм и переход к жанру элегии, популярной в то время. Образ романтического поэта, страдающего и умирающего, воссоздан в элегии “ Певец” (1816):
Когда в лесах вы юношу видали, Встречая взор его потухших глаз, Вздохнули ль вы?
"К другу-стихотворцу" 1814г.
Лирический герой подчеркивает отрицательные стороны поэтического поприща: "на Пинде лавры есть, но есть там и крапива...", "хорошие стихи не так легко писать", "не так, любезный друг, писатели богаты".
В итоге он дает Аристу дельный совет не подражать стихотворцу, не писать стихов.
Юный поэт уверяет друга: « …Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихий век без горя, без заботы...»
Петербургский период (1817-1820)
- поэт входит в круг передовой дворянской молодежи, где в дискуссиях рождается программа будущего переустройства России.
- Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».
- Закон, дарованный монархом, а не взятый насильственно, могуч и является одинаковым для всех, включая и самого монарха.
- Участие поэта в приближении “минуты вольности святой” дает ему возможность “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок” и, в то же время, преподнести “урок царям”, указать им путь к “народов вольности и покою”.
“ Деревня” (1819)
Стихотворение сочетает в себе и концепцию творчества:
“ ..Учуся в истине блаженство находить,
свободною душой закон боготворить,
роптанью не внимать толпы непросвещенной..”
постепенно показывая поэзию как творческий труд:
.. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! В уединенье величавом Слышнее ваш отрадный глас. Он гонит лени сон угрюмый, К трудам рождает жар во мне...
Пушкин по-прежнему вменяет поэту в обязанность “сердца тревожить” и лишь сожалеет о том, что “витийственный грозный дар” дан ему в недостаточной степени, чтобы описать весь ужас взаимоотношений “барства дикого” и “рабства тощего”.
Южная ссылка (1820-1824)
- Обращение к романтизму, появляется мотив бегства от людской толпы, от оков света, сплетен, предрассудков, суетных желаний и “порочных убеждений”:
..Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей.
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей…
Поэт погружается в мир воспоминаний и мечтаний о недостижимой свободе. Они, а не мимолетные радости или иллюзии, становятся завершением исканий поэта в романтическом направлении, представленном
в стихотворении “К морю” (1824):
Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
Изображение действительности, проблем современности с помощью исторических сюжетов является одной из традиций романтизма.
В стихотворении “К Овидию” (1821) Пушкин проводит параллель между своей судьбой и судьбой римского поэта, также сосланного на берег Черного моря:
“ Не славой - участью я равен был тебе”.
” Разговор книгопродавца с поэтом “ (1824)
Мы видим попытку осмыслить результаты поэтических трудов, перенести на бумагу образ самого вдохновения, а не только его результаты:
Какой-то демон обладал Моими играми, досугом, За мной повсюду он летал, Мне звуки дивные шептал...
Особенно пристально рассматриваются отношения дарования и славы:
Блажен, кто молча был поэт И, терном славы не увитый, Презренной чернию забытый, Без имени покинул свет!
Книгопродавец соглашается с поэтом,
правда, по другой причине:
“ Что слава! - Яркая заплата на
ветхом рубище певца.
Нам нужно
злата, злата, злата...”
Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе.
Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий.
Личные мотивы наполняются философским содержанием. Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении “Арион” (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе.
Символика стихотворения близка к романтической традиции, творчество рассматривается как духовный талисман, защищающий его обладателя от любых жизненных перипетий и стихий.
«Арион» (1827)
- Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь,
наш кормщик умный В молчанье правил грузный чёлн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик, и пловец! Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.
«Поэт» (1827)
Именно творчество и вдохновение дают поэту дар провидения и величие. До прихода вдохновения поэт
“ меж детей ничтожных мира,
быть может, всех ничтожней”, но
“ лишь божественный глагол
до слуха чуткого коснется,
душа поэта встрепенется,
как пробудившийся орел”.
творчество понимается Пушкиным как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности
“ Пророк” (1826).
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
- 1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его превращении?
- 2) Как происходит мучительная операция по превращению простого человека в Пророка? Прокомментируйте смысл всех эпитетов, характеризующих новые способности героя (зрение – какое, слух –какой, язык…сердце).
- 3)Что превратило «труп» в пророка? В чем его предназначение? Что означает последняя строчка?
-
- 1)Какова смысловая нагрузка первых четырех строк? Какова роль самого героя в его превращении?
- 2) Как происходит мучительная операция по превращению простого человека в Пророка? Прокомментируйте смысл всех эпитетов, характеризующих новые способности героя (зрение – какое, слух –какой, язык…сердце).
- 3)Что превратило «труп» в пророка? В чем его предназначение? Что означает последняя строчка?
-
Это стихотворение стало символом высшего понимания поэтического служения.
Человек превращается в истинного поэта, высокой миссией которого является “глаголом жечь сердца людей”.
«Поэт и толпа» (1828)
Зачем так звучно он поет? .. Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?
*** Подите прочь - какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас!
По мнению Пушкина, поэты рождаются «для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
«Эхо» (1831)
Автор сравнивает
творческую деятельность поэта с эхом: … На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.... Тебе ж нет отзыва.... Таков И ты, поэт!..
«Не дорого ценю я громкие права.... » (Из Пиндемонти) (1836)
Счастье для истинного поэта, по мнению автора: .. По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья …
Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы.
Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной: Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
“ Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836)
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Подведем итоги
- Поэзия –очень мудрое, трудное дело, оно непосильно не посвящённым в тайны поэтического искусства; - Поэт – это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек; - Содержанием поэзии должна быть жизнь во всём её многообразии; - Назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», т.е. поэзия существует для избранных; она имеет высокое общественное , народное назначение;
-слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.
Развитие темы творчества на протяжении всего творческого пути А.С.Пушкина.
1) Раннее творчество: а) божественная природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта 2) Период южной ссылки: а) стремление творить по законам, установленным самим поэтом б) разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта
3) Творчество 20-х годов: а) божественная суть искусства, пророческого назначения поэта б) особая роль поэта в обществе, высшее предназначение его миссии в) цель поэзии – приобщить людей к духовной работе
4) Творчество 30-х годов: а) поэт вне людского суда, суда толпы б) стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.Виноградов)