СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина»

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • знакомство со стихотворениями А.С.Пушкина

  • развитие навыков анализа поэтического текста, выразительного чтения

  • воспитывание любви к литературе, поэтическому слову.



Методы и приемы: слово учителя, беседа, анализ, выразительное чтение, работа с тетрадями


Оборудование: Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.


Список литературы:

Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. - 448с.


Методическое пособие к учебнику под редакцией Т. Ф. Курдюмовой «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Базовый уровень»


Курдюмова, Демидова, Леонов: Литература. 10 класс. Методическое пособие к учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой. ВЕРТИКАЛЬ

























Ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Кто сегодня отсутствует?

2.Основная часть

Давайте вспомним, что вам было задано на сегодня? Стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Эхо»

Как вы уже поняли, все эти все стихотворения объединены общей темой- темой поэта и поэзии.Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведёт диалог с поэтами – предшественниками: Горацием, Овидием, М.В.Ломоносовым, Г.Р.Державиным. Тема проходит через всё творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы» 1814 г), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836). В своём творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта  в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», - поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)

«ПРОРОК»

Мыслью о высоком назначении поэзии пронизано стихотворение Пушкина «Пророк». Навеяно оно событиями 14 декабря и скорбью поэта о гибели его собратьев, друзей, товарищей. Произведение написано в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем.

- А в чем же смысл пушкинского «Пророка», опирающегося на библейскую легенду, но и отступающего от нее? Давайте попробуем в этом разобраться.

- В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем я начну читать текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления. (Все слова записаны на доске)

«Пророк» - в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.

«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» - по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.

«Зеницы» - глаза.

«Персты» - пальцы.

«Десница» - правая рука;

«Виждь» - смотри.

«Внемли» - слушай, вникай.

«Глаголом» - словом.

Чтение стихотворения «Пророк»

- Каким изображен лир.герой в начале стихотворения?

(В начале стих-ия мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» - не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает).

- С кем сравнивается поэт?

(С пророком. И поэт и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей).

- Какой путь проходит поэт прежде чем стать пророком?

(Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка.)

- Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта?

(Серафим преобразует всю природу человека : у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем»)

Т.е. пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди.

- Но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом?

(Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей)

- Зачем лирического героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца?

(Чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний)

Т.е. пророческий дар требует твердости и безжалостности.

- Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?

( 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал» (воля Бога))

- Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

(особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чувствава в сердцах людей).

- Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стих-ии библейские образы и использование высокой книжной лексики?

(Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии)

Фразой «глаголом жечь сердца людей» Пушкин определил и свое собственное поведение и роль в общественной жизни эпохи.

Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» - поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».




«ПОЭТ»

Стихотворение «Поэт» (1827) посвящено божественному происхождению поэтического дара. Это квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта.

Выразительное чтение стихотворения.

- Похож ли поэт на остальных людей с самого начала?

(Да, похож: он также малодушен и ничтожен, как и все люди, а, может быть, даже и ничтожней других. )

Это потому, что душа поэта спит, а этот «хладный сон» сродни смерти.

- Что же пробуждает поэта из этого состояния?

(«Божественный глагол» пробуждает душу поэта, Бог посылает ему вдохновение и у него появляется желание творить)

- Как он меняется к концу стихотворения? Как изменяется его поведение?

(Поэт преображается – это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный. Он отделяется от людей, появляется тоска, отчуждение от людской молвы, его «гордая голова» не склоняется перед «народным кумиром», и поэт, «дикий и суровый», бежит от людей в дикую природу: «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы» - символы покоя, одиночества и гармонии звуков. Поэт готовится произнести новые слова о мире).

Вывод: Поэт предстает в этом стих-ии сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается, просыпается его душа: «душа поэта встрепенется, // как пробудившийся орел». Он становится гордым, «диким и суровым», т.е. погружается в себя, в твои творческие думы. Услышать мир, выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» - перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и сметенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.



«ПОЭТУ»

Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина можно проследить, рассмотрев стихотворение «Поэту» (1830).

Выразительное чтение стихотворения.

- Почему поэт не должен дорожить «любовию народной»?

(Для того, чтобы быть объективным и независимым в своем творчестве)

-Что же мы узнаем о самой толпе?

(Восторг толпы очень быстро проходит, через короткое время она уже будет смеяться над поэтом и плевать на его алтарь)

Любовь народная недолговечна, сиюминутна, поэтому поэту не нужно дорожить ею.

- Есть ли у автора стихотворения гнев на толпу, плюющую на алтарь поэта, колеблющую треножник?

(Мнения могут разделиться: одни скажут, что «да, т.к. поведение толпы не может не вызвать гнев», другие: «нет, потому что автор равнодушно относится к толпе и призывает к этому поэта»)

Ответ нужно найти в тексте. В 3-х последних строках стихотворения найдите слово, которое поможет нам ответить на вопрос: есть ли у автора гнев на толпу?

(В детской резвости)

- Правильно, это слово «детской», так называет автор резвость толпы – «детской», т.е. наивной, необузданной, без злого умысла. Так может ли он тогда гневаться на нее?

(нет, он выше этого)

- Есть ли какие-то границы свободы поэта?

(Нет, поэт – царь, идущий «дорогою свободной» туда, куда влечет его «свободный ум», и он сам является высшим судьей над собой и своим трудом)

- К чему призывает автор поэта?

(не поддаваться соблазну восторженных похвал и не изменять своим убеждениям:

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минувший шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.)

Призывает поэта не подчинять свое творчество, свой «свободный ум» никаким посторонним требованиям, идти «дорогою свободной», бескорыстно трудиться, «усовершенствовать плоды любимых дум», относится к своему тв-ву строгим образом.)

Вывод: Т.о., поэт – не игрушка в руках толпы, не ее минутная забава. Он свободный творец, мыслитель, философ, выразитель общенациональных интересов, а труд – это «благородный подвиг».Его поэтический огонь, горящий на алтаре искусства, не должен гаснуть, и «треножник», с которого он вещает правду людям, не будет поколебен, несмотря на брань и насмешки не понимающих поэта современников. Чувство огромной уверенности, сознание собственной творческой силы – вот что позволяет поэту выстоять. И это чув-во окрашивает все стихотворение, пересиливая исходную тоску одиночества.




«ЭХО»

Если произведения молодого Пушкина пользовались громадным успехом, то после разгрома декабристов положение резко изменилось. Новому массовому читателю, запуганному политическими событиями 1825-1826гг., с реакционными взглядами и мещанскими вкусами была чужда поэзия Пушкина. Он потерял всякое сочувствие у читателей как из светского общества, так и из широких кругов. Давайте прочитаем стихотворение «Эхо» (1831)., где Пушкин выразил свое настроение на такое отношение. В этом стихотворении душа поэта остается наедине с миром, представленным разнообразно, но в целом.

Выразительное чтение.

- Каким вы представляете поэта в момент создания стихотворения?

(одиноким, непонятным, грустным, задумчивым)

Читая это стих-е, слыша, как разрастается его звучание и как оно вдруг горько прерывается, неизбежно задаем вопрос : почему поэт сравнивает себя с эхом?

(они оба откликаются на все звуки, происходящие в мире, им никто не отвечает)

- Каков финал стихотворения?

( неожиданный, грустный, трагический)

- А в чем трагизм?

(поэт влюблен в мир, но мир к нему равнодушен, связь с миром обрывается, мир не шлет отзыва на поэтическое эхо)

Мы видим, что в стихотворенииии, столь полном голосами жизни, побеждает тишина. После многозвучности стихотворения эта тишина финала, мгновенность наступившего одиночества особенно неожиданны и драматичны...

-Как вы думаете, в чем здесь Пушкин видит предназначение поэта?

(отражать в тв-ве все, что происходит в мире, несмотря на то, что мир может быть равнодушен к тебе).

Вывод: Цель поэта откликаться на все происходящее в мире, несмотря на равнодушие этого мира.



Ответьте письменно на вопрос «В чем Пушкин видит назначение поэта?»

3.Подведение итогов и выставление оценок

Домашнее задание – анализ философских стихотворений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!