СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" 

Просмотр содержимого документа
«Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.»

Урок 33. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. («Пророк»).

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики; продолжать обучать анализу стихотворений.

Планируемые результаты.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.

Оборудование:

Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

II.Актуализация знаний, пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Концерт-миниатюра из стихов А. С. Пушкина о миссии поэта поэтическом вдохновении, например: «Певец» («Слыхали ль вы за рощей глас ночной...»), «Жуковскому» («Когда, к мечтательно-му миру…»), «К портрету Жуковского», «К портрету Вяземского», «Дельвигу» («Любовью, дружеством и ленью…»), «К моей черниль-нице», «Муза» («В младенчестве моём она меня любила…»), «Раз-говор книгопродавца с поэтом» (фрагмент), «Прозаик и поэт» («О чём, прозаик, ты хлопочешь?..»), «Поэт» («Пока не требует поэ-та…»), «Рифма — звучная подруга…», «Поэт и толпа» (фрагмент), «Эхо» (по выбору учителя).

2.Актуализация знаний о стихах А. С. Пушкина на тему поэта поэзии:

— Какие стихи Пушкина о поэте и поэзии вас удивили? Чем?

— Каково отношение Пушкина к теме поэта и поэзии?

— Что такое поэтическое творчество для его лирического героя?

III. Реализация построенного проекта.

1. Прослушивание стихотворения «Пророк» в актёрском исполнении и ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

2. Групповая работа. Составление лексических и историко-культурных комментариев к стихотворению А. С. Пушкина «Пророк». Выражение каких мыслей и чувств усиливают данные слова и выражения?

Группа 1. Стихи 1—8: духовной жаждою томим, в пустыне… влачился, шестикрылый серафим, перстами, зеницы, отверзлись вещие зеницы.

Группа 2. Стихи 9—14: внял я неба содроганье, горний ангелов полёт, гад морских, дольней лозы прозябанье.

Группа 3. Стихи 15—20: уста, празднословный, лукавый, жало мудрыя змеи, десница.

Группа 4. Стихи 21—30: отверстая, Бога глас, пророк, виждь, внемли, глаголом жги сердца людей.

3.Аналитическая беседа:

— Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создаётся?

  • Что общего в тональности стихотворения с одами М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина? Обоснуйте свой ответ.


— В чём особенности композиции текста? Каковы его смысловые части?

— Найдите авторские основания для сопоставления поэта с библейским пророком.

  • Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?

  • Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?

— Принадлежит ли поэт, обречённый быть пророком, самому себе, или он глашатай Божественных идей? Обоснуйте своё мнение.

— Почему поэт должен быть глашатаем истины?

4. Групповая практическая работа. Библейские параллели в интерпретации темы творчества и особенности языка стихотворения «Пророк».

Группа 1. Найдите в стихотворении библейские образы. Каков их аллегорический смысл?

-Найдите в адаптированном библейском тексте цитаты, созвучные пушкинским образам, и заполните таблицы по образцу

Пушкинский образ

Библейская цитата





Группа 2. Проанализируйте лексику стихотворения.

  • Какой смысл имеет обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах?

  • Какой характер придаёт тексту множество архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии и подберите синонимы из современного языка:

Пушкинская лексика

Синонимы в современном языке



  • Группа 3. Проанализируйте синтаксические особенности стихотворения. Какова их смысловая роль?

  • Какой смысл имеет многократная повторяемость союза и? Найдите примеры инверсий и восстановите в них прямой порядок слов:


Пушкинские цитаты

Прямой порядок слов



  • Какова роль инверсивных конструкций в стихотворении?

Итоговый вопрос урока.

  • В чём новаторство А. С. Пушкина в стихотворении «Пророк»?

IY.Рефлексия.

Y.Домашнее задание: 1. Выписать из статьи учебника «„Пророк“ (1826)» главные мысли и подобрать к ним примеры из стихотворения. Выучить стихотворение наизусть. Сделать его письменный анализ

2.Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об адресатах любовной лирики А. С. Пушкина (с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета) и выразительное чтение стихов поэта о любви (по выбору учителя).


Групповое задание. Выполнить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный журнал «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина и стихи, им посвящённые».

Группа 1. Амалия Ризнич. «Ночь» («Мой голос для тебя и

ласковый и томный…»), «Для берегов отчизны дальной…».


Группа 2. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман…».


Группа 3. Мария Николаевна Раевская (Волконская). «Редеет облаков летучая гряда…», «Не пой, красавица, при мне…».


Группа 4. Анна Алексеевна Оленина. «Предчувствие» («Снова тучи надо мною…»), «Город пышный, город бедный…».


Группа 5. Наталия Николаевна Гончарова (Пушкина). «Мадона», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».


План выступления групп:


Сообщение об адресате любовной лирики, её встречах с поэтом.

Показ портретов.

Выразительное чтение стихотворений.

Комментарии к ним.

Анализ одного из стихотворений в каждой группе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!