СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология школьных мастерских на уроках литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенности данной методики, принципы и правила мастерской, основные методические приемы школьной мастерской. Также рассматривается технология школьной мастерской как форма развивающего метода. 

Просмотр содержимого документа
«Технология школьных мастерских на уроках литературы в 5 классе»

Технология школьных мастерских на уроках литературы в 5 классе


В опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы проведения занятий по литературе. Мастерские – новый тип занятий, дающий возможность размышлять на уроке и педагогу, и ученику и создавать условия для духовно-нравственного развития учащихся. Творческая мастерская помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся над произведением, чтобы стимулировать учеников к чтению и анализу текста, поможет создать на уроке речевые ситуации, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся, в т.ч. их творческих навыков.

В ходе творческой мастерской учащиеся смогут осмыслить изучаемое произведение, в ходе аналитической деятельности расширить литературоведческие знания в ходе исследования почерпнуть интересные сведения из творческой биографии писателя и истории создания произведения.

Форма творческой мастерской, безусловно, сделает урок литературы более эффективным, живым.

Особенности методики

Авторы технологии – группа французских учителей «французская группа нового воспитания», в основе философии технологии – идеи свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, С.Френе, положения теории психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж. Пиаже, К.Роджерса.

Принципы и правила ведения мастерской:

  • ценностно-смысловое равенство всех участников мастерской;

  • право каждого преодолевать свои затруднения и ошибки;

  • отказ от оценочной деятельности;

  • реализация идей «педагогики успеха».

Мастерская предполагает такую организацию и перестройку реального пространства, в котором возможен диалог.

Организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых в мастерской имеет свои закономерности (этапы).

Начало мастерской (индуктор) – первое задание мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность.

Первый этап. Работа с материалом. Он включает в себя создание творческого продукта. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов.

Второй этап. Обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению, созданию творческих продуктов), к корректировке творческого продукта. Афиширование предполагает представление участниками своих открытий, позиций, суждений, проектов и т.п.

Рефлексивный этап. Завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, высказывать суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.

Итак, мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7 – 15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Несомненное преимущество данной технологии состоит в возможности учащегося сформировать в ходе деятельности индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон своей учебной деятельности и в условиях активного взаимодействия со сверстниками при эффективной помощи учителя реализовать этот маршрут.

Основные методические приемы школьной мастерской – элементы технологии:


содержание

задачи

цель

индукция

проблемная ситуация, моделируемая учителем или самим учащимся в ходе выполнения задания

дать большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации;

реализовать потребности:

познавательную,

быть личностью,

в самоутверждении,

в общении,

самовыражении,

в эмоциональном насыщении

самоконструкция

индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта как способ решения общей задачи

настроить личность учащегося на саморазвитие;


социоконструкция

групповая работа по выполнению заданий, состоящих из ряда частичных задач

формировать условия для установления равновесия психологических качеств учащихся в проектировании и выполнении индивидуального маршрута решения задачи

представить независимость в выборе способов решения задачи, изменения маршрута решения и коррекции результатов взаимодействия

социализация (социальная проба)

реализация общей задачи каждым членом группы, основанная на сопоставлении, сверке, оценке, коррекции окружающими индивидуальных качеств участников взаимодействия

формировать условия для установления равновесия психологических качеств учащихся в коллективном проектировании и выполнении маршрута решения задачи

создать условия для самореализации в выполнении проектной, исследовательской. аналитической, творческой деятельности

разрыв

внутреннее осознание участником мастерских неполноты (несоответствия) старого знания (способа, информации, умения) новому; внутренний эмоциональный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллективной проблемы, задачи

создать атмосферу « эффективной перспективы» решения внутреннего конфликта: (учащийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться)

создать условия для продуктивного изменения первичного проекта выполнения задачи, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности.

коррекция

изменение (уточнение, поправка) индивидуального и коллективного маршрутов решения задачи всеми участниками мастерской;

научить принимать неудачу как объективность, уметь справляться с неизбежными препятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенциальные возможности учащегося

практическая реализация первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности

творческое конструирование знания

самостоятельность, инициативность, всех участников мастерской в проектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач

дать возможность «опыта дерзновения»: возможность рискнуть, отважиться решиться

создать условия для проявления креативности прогнозирования, проектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи

(по Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии»: М. «Народное образование», С. 255, 1998 г)

Педагогическая технология школьных мастерских как технология обучения, обеспечивающая процесс развития художественного мышления и речи

Технология школьных мастерских

инструмент технологии

цель диалоговых технологий как инструмента школьной мастерской

обеспечивает

различные виды диалоговых технологий

создать благоприятный психологический климат;

учитывать субъектный опыт ученика;

изменять его поведение во взаимодействии со сверстниками

процесс развития художественного мышления в речи

в рамках диалоговых технологий создаются ситуации:

1.Возникновения процесса художественного мышления и речи, т.е. восхождение от абстрактного к конкретному многообразию развитого целого явления.

2.Эвристические ситуации, т.е. решения конкретной проблемы (озарения, появления замысла)

3.Критики и воплощения, т.е. сочетание результативной творческой работы и формирования способностей к обоснованию и воплощению результатов творчества

В основе – формы различных противоречий, парадоксов для:

возникновения вопросов учащихся к себе, учителю, сверстникам,

формирования атмосферы творчества;

порождения диалектических форм творческого мышления

В основе – включение диалектических ситуаций в качестве основного средства формирования творческого мышления в процесс решения конкретной проблемы для:

восприятия исходной информации (возникшие впечатления формируют эмоционально-образную среду и создают условия психологического комфорта, общения);

непринужденного погружения учащихся в эмоционально-образную структуру темы урока

В основе – выработка различных логических форм доказательств и опровержений. Знакомство с законами формальной логики, предупреждение логических ошибок (подмена тезиса, ложный аргумент…):

доказательство и опровержение могут выступать как проблема;

нахождение аргументов – творческий процесс.

Примеры: сократические диалоги;

диалектические диспуты (В.С.Шубинский и др.)

- вопросы в форме парадоксов, а в ответах фиксирование диалектических противоречий в адекватной им форме диалектико-логических противоречий(по формуле «и то и другое(противоположное) одновременно


выразительное чтение отрывка из художественного текста с заранее поставленной учителем задачей:

- интонационно противопоставить «день чудесный» и «вечор…» в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»;

словесное рисование с привлечением произведений живописи и музыки с целью развития монологической речи:

- подобрать музыкальное сопровождение и иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина и прокомментировать с их помощью идею произведения и т.д.

Примеры:

привлекаемые образы разных видов искусств и работа по достижению их воплощения (создают психологическую основу погружения в искусство музыки, живописи, литературы и поиска ответа

- роман И.А.Гончаров «Обломов»: «…Где же здесь человек?» -репродукция «Сократ: «Ищу человека» - скульптура Родена «Мыслитель»

игровая, творческая деятельность с целью формирования у школьника мотива речи, потребности открытия нового

- инсценирование комментария Н.В.Гоголя к комедии «Ревизор»;

словесное рисование

- «светлое (лирическое)» и «темное (трагическое)» в стихотворениях А.Ахматовой и др.

Примеры:

создание ситуации исследования по алгоритму: выявление проблемы -формулирование тезиса – сбор доказательств – подбор иллюстраций к доказательствам - умозаключение (вывод) – соотнесение с проблемой и тезисом

(Проблема: Можно ли назвать рассказ А.П.Чехова «Хирургия» юмористическим?

Тезис – рассказ А.П.Чехова юмористический.

Доказательства и иллюстрации:

художественные детали: в земской больнице доктор отсутствует (уехал жениться), принимает фельдшер, на лице которого «чувство приятности», в руке сигара, распространяющая зловоние и т.д.);

комические ситуации: история лечения Вонмиглазова Гликерией анисимовной, «процедура» старательного лечения больного Сергеем Кузьмичом;

особенности речи героев: «Парршивый черт…насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!» и т.д.

Умозаключение и соотнесение с проблемой:

общая тональность повествования свидетельствует о том, что рассказ юмористический: смешно, потому что нелепо-грустно, потому что правдиво…)

Технология школьной мастерской как форма развивающего метода

принципы

Цель метода

Ориентир (результат) метода

Инструменты реализации метода в мастерской

Общей и социальной психологии

формирование условий для движения учащегося к совершенству, красоте,

вызов положительного рабочего настроя

развитие интеллекта ребенка,

стимулирование работы механизмов внутреннего развития мыслительного процесса

Налаживание эффективного взаимодействия (установление коммуникативных связей между участниками деятельностного диалога: ученик – ученики; ученик – учитель)

Стремления к гармонии, красоте

формирование условий для возникновения удовлетворения процессом индивидуальной и коллективной деятельности, творчества

выбор оптимального способа решения задачи

Введение конфликта в процесс индивидуальной деятельности учащегося и в процесс его взаимодействия со сверстниками

Стремление к сбалансированности мысли – чувства - поведения (поступка)

преодоление затруднений через рефлексию промежуточных результатов деятельности

изменение ожиданий и планов учащегося в соответствии с реально полученным результатом

Мотивация учащегося в процессе выполнения индивидуального маршрута и взаимодействия

Целеполагание в деятельности

согласование цели и деятельности (деятельность должна направляться целью, цель должна корректироваться в ходе деятельности)

позитивное развитие ребенка относительно его воплощения цели в деятельности

Построение деятельностного пространства (комплектование группы взаимодействия)


Диагностическая карта работы школьной мастерской как формы развивающего метода

Критерии эффективности этапов мастерской

Проявление критериев

Активная мыслительная деятельность учащегося

Индивидуальный результат (выполнение индивидуального маршрута решения задачи)

Коллективный результат (сопричастность к выполнению общей задачи)

Согласованность проявления эмоциональной составляющей в деятельности

Проявление положительно-эмоциональной составляющей в выполнении индивидуального маршрута решения задачи

Проявление положительно-эмоциональной составляющей в выполнении общей (коллективной) задачи

Наличие ситуации непрерывной мотивации к деятельности

Последовательность и непрерывность выполнения индивидуального маршрута решения задачи

Последовательность и непрерывность участия в решении задачи во взаимодействии

Осуществление рефлексии и самоконтроля учащимися в процессе деятельности в течение всего урока

Внесение изменений в индивидуальный маршрут выполнения заданий в соответствии с общей целью

Проявление инициативы, влияние на изменение коллективного маршрута решения задачи


Роль учителя в школьной мастерской:

1.Должен включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока.

2. Должен планировать не только собственную деятельность на уроке – мастерской, но и деятельность каждого ученика (участвовать в планировании и выполнении индивидуальных и коллективных маршрутов выполнения задачи).

3. Должен доверять самооценке учащихся.

4. Выводить учащегося при помощи включения в деятельность мастерской на творческий уровень.

5. Должен уметь анализировать ход и результаты мастерской по разработанным критериям оценки.

6.Устанавливать и разъяснять гуманистические отношения в коллективе взаимодействующих.

7. Быть готовым к изменению своей роли в ходе мастерской: планирующий – консультант – направляющий – руководитель – эксперт.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!