Технология школьных мастерских на уроках литературы в 5 классе
В опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы проведения занятий по литературе. Мастерские – новый тип занятий, дающий возможность размышлять на уроке и педагогу, и ученику и создавать условия для духовно-нравственного развития учащихся. Творческая мастерская помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся над произведением, чтобы стимулировать учеников к чтению и анализу текста, поможет создать на уроке речевые ситуации, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся, в т.ч. их творческих навыков.
В ходе творческой мастерской учащиеся смогут осмыслить изучаемое произведение, в ходе аналитической деятельности расширить литературоведческие знания в ходе исследования почерпнуть интересные сведения из творческой биографии писателя и истории создания произведения.
Форма творческой мастерской, безусловно, сделает урок литературы более эффективным, живым.
Особенности методики
Авторы технологии – группа французских учителей «французская группа нового воспитания», в основе философии технологии – идеи свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, С.Френе, положения теории психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж. Пиаже, К.Роджерса.
Принципы и правила ведения мастерской:
ценностно-смысловое равенство всех участников мастерской;
право каждого преодолевать свои затруднения и ошибки;
отказ от оценочной деятельности;
реализация идей «педагогики успеха».
Мастерская предполагает такую организацию и перестройку реального пространства, в котором возможен диалог.
Организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых в мастерской имеет свои закономерности (этапы).
Начало мастерской (индуктор) – первое задание мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность.
Первый этап. Работа с материалом. Он включает в себя создание творческого продукта. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов.
Второй этап. Обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению, созданию творческих продуктов), к корректировке творческого продукта. Афиширование предполагает представление участниками своих открытий, позиций, суждений, проектов и т.п.
Рефлексивный этап. Завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, высказывать суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.
Итак, мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7 – 15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Несомненное преимущество данной технологии состоит в возможности учащегося сформировать в ходе деятельности индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон своей учебной деятельности и в условиях активного взаимодействия со сверстниками при эффективной помощи учителя реализовать этот маршрут.
Основные методические приемы школьной мастерской – элементы технологии:
| содержание | задачи | цель |
индукция | проблемная ситуация, моделируемая учителем или самим учащимся в ходе выполнения задания | дать большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации; | реализовать потребности: познавательную, быть личностью, в самоутверждении, в общении, самовыражении, в эмоциональном насыщении |
самоконструкция | индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта как способ решения общей задачи | настроить личность учащегося на саморазвитие; | |
социоконструкция | групповая работа по выполнению заданий, состоящих из ряда частичных задач | формировать условия для установления равновесия психологических качеств учащихся в проектировании и выполнении индивидуального маршрута решения задачи | представить независимость в выборе способов решения задачи, изменения маршрута решения и коррекции результатов взаимодействия |
социализация (социальная проба) | реализация общей задачи каждым членом группы, основанная на сопоставлении, сверке, оценке, коррекции окружающими индивидуальных качеств участников взаимодействия | формировать условия для установления равновесия психологических качеств учащихся в коллективном проектировании и выполнении маршрута решения задачи | создать условия для самореализации в выполнении проектной, исследовательской. аналитической, творческой деятельности |
разрыв | внутреннее осознание участником мастерских неполноты (несоответствия) старого знания (способа, информации, умения) новому; внутренний эмоциональный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллективной проблемы, задачи | создать атмосферу « эффективной перспективы» решения внутреннего конфликта: (учащийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться) | создать условия для продуктивного изменения первичного проекта выполнения задачи, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности. |
коррекция | изменение (уточнение, поправка) индивидуального и коллективного маршрутов решения задачи всеми участниками мастерской; | научить принимать неудачу как объективность, уметь справляться с неизбежными препятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенциальные возможности учащегося | практическая реализация первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности |
творческое конструирование знания | самостоятельность, инициативность, всех участников мастерской в проектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач | дать возможность «опыта дерзновения»: возможность рискнуть, отважиться решиться | создать условия для проявления креативности прогнозирования, проектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи |
(по Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии»: М. «Народное образование», С. 255, 1998 г)
Педагогическая технология школьных мастерских как технология обучения, обеспечивающая процесс развития художественного мышления и речи
Технология школьных мастерских |
инструмент технологии | цель диалоговых технологий как инструмента школьной мастерской | обеспечивает |
различные виды диалоговых технологий | создать благоприятный психологический климат; учитывать субъектный опыт ученика; изменять его поведение во взаимодействии со сверстниками | процесс развития художественного мышления в речи |
в рамках диалоговых технологий создаются ситуации: |
1.Возникновения процесса художественного мышления и речи, т.е. восхождение от абстрактного к конкретному многообразию развитого целого явления. | 2.Эвристические ситуации, т.е. решения конкретной проблемы (озарения, появления замысла) | 3.Критики и воплощения, т.е. сочетание результативной творческой работы и формирования способностей к обоснованию и воплощению результатов творчества |
В основе – формы различных противоречий, парадоксов для: возникновения вопросов учащихся к себе, учителю, сверстникам, формирования атмосферы творчества; порождения диалектических форм творческого мышления | В основе – включение диалектических ситуаций в качестве основного средства формирования творческого мышления в процесс решения конкретной проблемы для: восприятия исходной информации (возникшие впечатления формируют эмоционально-образную среду и создают условия психологического комфорта, общения); непринужденного погружения учащихся в эмоционально-образную структуру темы урока | В основе – выработка различных логических форм доказательств и опровержений. Знакомство с законами формальной логики, предупреждение логических ошибок (подмена тезиса, ложный аргумент…): доказательство и опровержение могут выступать как проблема; нахождение аргументов – творческий процесс. |
Примеры: сократические диалоги; диалектические диспуты (В.С.Шубинский и др.) - вопросы в форме парадоксов, а в ответах фиксирование диалектических противоречий в адекватной им форме диалектико-логических противоречий(по формуле «и то и другое(противоположное) одновременно выразительное чтение отрывка из художественного текста с заранее поставленной учителем задачей: - интонационно противопоставить «день чудесный» и «вечор…» в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»; словесное рисование с привлечением произведений живописи и музыки с целью развития монологической речи: - подобрать музыкальное сопровождение и иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина и прокомментировать с их помощью идею произведения и т.д. | Примеры: привлекаемые образы разных видов искусств и работа по достижению их воплощения (создают психологическую основу погружения в искусство музыки, живописи, литературы и поиска ответа - роман И.А.Гончаров «Обломов»: «…Где же здесь человек?» -репродукция «Сократ: «Ищу человека» - скульптура Родена «Мыслитель» игровая, творческая деятельность с целью формирования у школьника мотива речи, потребности открытия нового - инсценирование комментария Н.В.Гоголя к комедии «Ревизор»; словесное рисование - «светлое (лирическое)» и «темное (трагическое)» в стихотворениях А.Ахматовой и др. | Примеры: создание ситуации исследования по алгоритму: выявление проблемы -формулирование тезиса – сбор доказательств – подбор иллюстраций к доказательствам - умозаключение (вывод) – соотнесение с проблемой и тезисом (Проблема: Можно ли назвать рассказ А.П.Чехова «Хирургия» юмористическим? Тезис – рассказ А.П.Чехова юмористический. Доказательства и иллюстрации: художественные детали: в земской больнице доктор отсутствует (уехал жениться), принимает фельдшер, на лице которого «чувство приятности», в руке сигара, распространяющая зловоние и т.д.); комические ситуации: история лечения Вонмиглазова Гликерией анисимовной, «процедура» старательного лечения больного Сергеем Кузьмичом; особенности речи героев: «Парршивый черт…насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!» и т.д. Умозаключение и соотнесение с проблемой: общая тональность повествования свидетельствует о том, что рассказ юмористический: смешно, потому что нелепо-грустно, потому что правдиво…) |
Технология школьной мастерской как форма развивающего метода
принципы | Цель метода | Ориентир (результат) метода | Инструменты реализации метода в мастерской |
Общей и социальной психологии | формирование условий для движения учащегося к совершенству, красоте, вызов положительного рабочего настроя | развитие интеллекта ребенка, стимулирование работы механизмов внутреннего развития мыслительного процесса | Налаживание эффективного взаимодействия (установление коммуникативных связей между участниками деятельностного диалога: ученик – ученики; ученик – учитель) |
Стремления к гармонии, красоте | формирование условий для возникновения удовлетворения процессом индивидуальной и коллективной деятельности, творчества | выбор оптимального способа решения задачи | Введение конфликта в процесс индивидуальной деятельности учащегося и в процесс его взаимодействия со сверстниками |
Стремление к сбалансированности мысли – чувства - поведения (поступка) | преодоление затруднений через рефлексию промежуточных результатов деятельности | изменение ожиданий и планов учащегося в соответствии с реально полученным результатом | Мотивация учащегося в процессе выполнения индивидуального маршрута и взаимодействия |
Целеполагание в деятельности | согласование цели и деятельности (деятельность должна направляться целью, цель должна корректироваться в ходе деятельности) | позитивное развитие ребенка относительно его воплощения цели в деятельности | Построение деятельностного пространства (комплектование группы взаимодействия) |
Диагностическая карта работы школьной мастерской как формы развивающего метода
Критерии эффективности этапов мастерской | Проявление критериев |
Активная мыслительная деятельность учащегося | Индивидуальный результат (выполнение индивидуального маршрута решения задачи) | Коллективный результат (сопричастность к выполнению общей задачи) |
Согласованность проявления эмоциональной составляющей в деятельности | Проявление положительно-эмоциональной составляющей в выполнении индивидуального маршрута решения задачи | Проявление положительно-эмоциональной составляющей в выполнении общей (коллективной) задачи |
Наличие ситуации непрерывной мотивации к деятельности | Последовательность и непрерывность выполнения индивидуального маршрута решения задачи | Последовательность и непрерывность участия в решении задачи во взаимодействии |
Осуществление рефлексии и самоконтроля учащимися в процессе деятельности в течение всего урока | Внесение изменений в индивидуальный маршрут выполнения заданий в соответствии с общей целью | Проявление инициативы, влияние на изменение коллективного маршрута решения задачи |
Роль учителя в школьной мастерской:
1.Должен включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока.
2. Должен планировать не только собственную деятельность на уроке – мастерской, но и деятельность каждого ученика (участвовать в планировании и выполнении индивидуальных и коллективных маршрутов выполнения задачи).
3. Должен доверять самооценке учащихся.
4. Выводить учащегося при помощи включения в деятельность мастерской на творческий уровень.
5. Должен уметь анализировать ход и результаты мастерской по разработанным критериям оценки.
6.Устанавливать и разъяснять гуманистические отношения в коллективе взаимодействующих.
7. Быть готовым к изменению своей роли в ходе мастерской: планирующий – консультант – направляющий – руководитель – эксперт.
3