СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по алгебре в 8 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка составлена по новым ФГОС. К технологической карте урока прилагается самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по алгебре в 8 классе»

Технологическая карта урока по алгебре в 8 классе по теме:

«Теорема Виета»

Тема: «Теорема Виета»

Класс: 8

Школа: МБОУ Горицкая ООШ

Учитель: математики 1 квалификационной категории Кучменок Любовь Ивановна

Дата проведения: 23.11.2023г.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок – практикум

Цель: Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе материала урока.

Задачи:

Развивающие:

способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; содействовать развитию умений применять полученные знания в типовых и нестандартных условиях; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, способствовать развитию памяти, внимания.

Воспитательные:

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучению математики; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при решении приведенного квадратного уравнения по теореме Виета;

2) показать практическое применение теоремы Виета, научить применять ее в решении нестандартных задач (ОГЭ)

Планируемый результат обучения:

Познавательные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;; умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; контроль, коррекция; целеполагание как постановка учебной задачи; оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Основные понятия: приведенное квадратное уравнение, коэффициенты приведенного квадратного уравнения, теорема Виета.

Ресурсы: УМК авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков С.Б. Суворова. Алгебра 8 класс. Предметная линия ФГОС. М.: Просвещение, 2018год, Три часа в неделю.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, проектор и система тестирования, карточки для закрепления теоремы.

Применяемые технологии: Игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные

Формы деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая (парная)

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Организационный этап

Здравствуйте, ребята! проверяю готовность к уроку (наличие рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей, состояние ЭОР: ноутбук, интерактивная доска, проектор и система тестирования).












Класс приветствует учителя

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками

Этап актуализации опорных УУД учащихся

Ребята, давайте вспомним определение полного, неполного, приведенного квадратного уравнения



(Приложение 1, интерактивное тестирование и диагностика УУД через систему голосования)

Можно ли неприведенные уравнения сделать приведенными? Как это можно сделать? Прочитайте получившиеся приведенные уравнения. Чем полученные уравнения вам неудобны?



Класс делю на 2 группы, каждая из которых решает приведенное квадратное уравнение с помощью дискриминанта.



Прошу назвать в каждом уравнении коэффициенты bс, корни, сумму корней, произведение корней.

















Прошу учащихся найти из классных работ предыдущих уроков любое приведенное полное квадратное уравнение и быстро называю корни предложенного ими уравнения.















Называю тему урока.

По каждому определению отвечает один учащийся.



Сравнивают и выбирают нужные уравнения устно.

Преобразуют уравнения в приведенные.







Решают уравнения, делают взаимопроверку своих ответов.



Представитель каждой группы выписывает в таблицу для своего уравнения коэффициенты bс, корни, сумму корней, произведение корней.



Создается проблемная ситуация: ребята задают вопрос о том, как удалось мне (учителю) так быстро решить уравнение.



Формулируют проблему: как решить приведенное квадратное уравнение, используя теорему Виета.

Познавательные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;



логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.



Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).































Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование

проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Принятие учебных целей и условий их достижения

Предлагаю найти закономерности по таблице.



С каким коэффициентом связано произведение корней?

С каким коэффициентом связана сумма корней?



Организую деятельность обучающихся по выработке плана нахождения корней квадратного уравнения.

Какого вида должно быть уравнение?

Какой коэффициент принять к рассмотрению в первую очередь?

Чем надо заменить свободный член уравнения?

Чем заменить второй коэффициент? Обратить внимание на знак второго коэффициента.

Высказывают закономерности.

Формулируют гипотезу: если найти два числа, такие что их произведение равно свободному члену, а сумма равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, то эти числа являются корнями приведенного квадратного уравнения.



Отвечают на вопросы учителя.


Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.



Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Предлагаю найти в оглавлении учебника тему урока, перейти на нужную страницу, прочитать формулировку теоремы; выделить условие и заключение; сформулировать обратную теорему.





Предлагаю устно решить № 580







Отрабатывается алгоритм решения приведенного квадратного уравнения по теореме Виета.

Находят нужную страницу учебника, читают вслух формулировку теоремы.

Рассказывают в парах формулировку друг другу.

Решают устно упражнение с комментированием.



Разбирают решение примера 3 из пункта учебника.












Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Этап первичной проверки понимания изученного

Теперь решим № 583

с последующей проверкой.

Решают с опорой на текст рассуждения.

Проводят самопроверку под диктовку и объяснение одного учащегося.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.









Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

Этап обобщения и систематизации

Попробуйте составить математическую модель теоремы Виета.

Запишите на математическом языке «произведение корней квадратного уравнения», «равно», «свободному члену»; «сумма корней», «равна», «второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком». Оба условия должны выполняться одновременно.

Один ученик работает у доски. Составляют математическую запись условия теоремы.









Корректируют записи в тетрадях.

Этап закрепления изученного материала на более высоком уровне

Предлагаю решить уравнения подбором корней (Приложение 3 или №587, №588 из учебника).

Организую взаимопроверку правильности выполнения задания и оценивания уровня и качества усвоения

Два ученика за доской самостоятельно решают эти же уравнения.

После открытия доски меняются тетрадями, находят и исправляют ошибки, фиксируют результат товарища оценкой.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.



Коммуникативные: умение выражать свои мысли.



Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Этап информации о домашнем задании

№ 582 абв, 584, дополнительное задание (Приложение 4)

№№589,590 (для сильных учеников)

Записывают домашнее задание

Этап подведения итогов учебного занятия

Выставляю оценки за урок, заполняю журнал


Этап рефлексии

Организую рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

С какой проблемой вы столкнулись в начале урока?

С помощью чего удалось решить проблему?

Чему необходимо научиться еще, чтобы быстро решать приведенные квадратные уравнения?

Можно ли неприведенное квадратное уравнение решить по теореме Виета? С какими трудностями можно столкнуться?













Отвечают на вопросы учителя.



Приложение.

1. Задания для устной работы:

а) 3х2 – 2х = 0; е) –21х2 + 16х = 0;

б) 7х2 – 16х + 4 = 0; ж) х2 = 0;

в) х2 – 3 = 0; з) х2 + 4х + 4 = 0;

г) –х2 + 2х – 4 = 0; и) х2 = 4;

д) 2 – 6х + х2 = 0; к) –7х2 + 6 = 0.



2. Таблица:

Уравнение

b

c

Корни

Сумма корней

Произведение корней

х2 – 3х + 12 = 0






х2 – х – 12 = 0






х2 + 5х + 6 = 0






х2 + 3х – 10 = 0






х2 – 6х – 7 = 0








3. Для самостоятельной работы:

а) х2 – 11х + 28 = 0; г) х2 + 3х – 28 = 0;

б) х2 + 20х + 36 = 0;

в) х2 + 37х + 36 = 0.



4. Дополнительно для домашней работы:

а) х2 + 9х – 36 = 0;

б) х2 – 35х – 36 = 0.







Самоанализ урока алгебры в 8 классе по теме:

«Теорема Виета»

Учитель: Кучменок Любовь Ивановна

Место работы, должность: учитель математики МБОУ Горицкая ООШ

Урок проводился в 8 классе малокомплектной школы. Количество учеников в классе 2. По уровню развития и успеваемости состав примерно однородный.

Обучающиеся изучают алгебру с 7 класса, 3 часа в неделю по УМК авторов Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков С.Б. Суворова. Алгебра 8 класс. Предметная линия ФГОС. М.: Просвещение, 2018год, Три часа в неделю.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель: Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на основе материала урока.

Задачи:

Развивающие:

способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; содействовать развитию умений применять полученные знания в типовых и нестандартных условиях; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, способствовать развитию памяти, внимания.

Воспитательные:

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучению математики; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при решении приведенного квадратного уравнения по теореме Виета;

2) показать практическое применение теоремы Виета, научить применять ее в решении нестандартных задач (ОГЭ)

Формируемые УДД:

Познавательные УУДумение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;; умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; контроль, коррекция; целеполагание как постановка учебной задачи; оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Основные понятия: приведенное квадратное уравнение, коэффициенты приведенного квадратного уравнения, теорема Виета.

Перед уроком была поставлена цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:

  • образовательный: «открыть» зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; научить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.

  •  развивающий: развивать умения выявлять закономерности, абстрагировать и обобщать, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

  • воспитательный: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.

По структуре я выбрала комбинированный урок, поскольку он сочетает различные виды деятельности.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. На уроке были использованы следующие методы обучения:

- словесные (беседа с учащимися);

- наглядные (ЭОР: интерактивная система голосования);

- практические (карточки )

На уроке использовались информационно-компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были использованы следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался оптимальный темп работы учащихся.

Урок начинался с организационного момента, задача которого подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать внимание.

Следующий этап – повторение ранее изученных тем. Задача этого этапа – актуализация ранее изученного материала, диагностика УУД учащихся. С этой целью использовались интерактивная система голования. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

Следующий этап – изучение нового материала. Учащиеся устанавливали зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; учить применять теорему Виета и обратную ей теорему в различных ситуациях при решении квадратных уравнений.

Завершающим этапом была рефлексия: оценка учащимися и учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута его дидактическая цель. Учащиеся повторили алгоритм решения квадратных уравнений; учились рассуждать, логично излагать свои мысли.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все цели и задачи, как мои-учителя, так и учащихся, в конце были подведены итоги, самооценка и оценка деятельности учащихся.

Цели урока достигнуты. Результативность урока высокая.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!