СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ»

Тема: «Дорога к храму».


Тема урока

«Дорога к храму»

Цель урока

Познакомить с устройством православного храма, правилами поведения в храме

Планируемые результаты

Предметные:

- узнают об устройстве православного храма, правилах поведения в православном храме, назначении храмовых предметов;

- научатся различать части православного храма, отличие храма от других архитектурных строений;

- узнают о разновидности колокольного звона.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

- понимать конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Познавательные:

- ориентироваться в системе знаний по теме «Храм»

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты:

- осмысление и восприятие нравственных ценностей;

- наличие собственного суждения и умения его высказывать, не нарушая правила дискуссии;

- усвоение уважительного отношения к наследию предков, к нормам, правилам и запретам, хранящимся в религиозной культуре.

Основные понятия

Храм, священник, лампада, свеча, кадило, каждение, икона, алтарь, ладан, купол, Богоматерь, Богослужение, крест, панихидный столик, амвон, таинство, Царские врата, колокол, колокольный звон

Ресурсы

фрагменты записи колокольного звона, индивидуальные таблицы для обучающихся, словарь С.И.Ожегова , презентация «Внутреннее устройство храма», иллюстрации

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

Мотивация учебной деятельности


- Ребята, улыбнёмся друг другу и начнём урок.

- Познавать новое – это полезно и приятно! Учась, вы тренируете свой интеллект, свою память, свои способности. И к тому же, вы узнаете много нового и интересного. Это гарантирует вам удачу и спех на вашем жизненном пути.

Самоорганизация

К: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Этап проверки домашнего задания

- Давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке?

Кроссворд.

1.Ящичек, изображающий рождественскую пещеру.

2.В день благовещения он явился Деве Марии.

3. Праздник в Православии, который отмечается 7 января.

4.Здание, где совершается богослужение.

5. Короткая история, в которой таится глубокий духовный смысл.

-Молодцы! Вы справились с заданием.

Разгадывают кроссворд

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Актуализация знаний и постановка темы урока

- А сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте его внимательно, чтобы ответить на вопросы.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

Но душа опять будет стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.


- О чем это стихотворение?

- О любви к кому говорит автор?

- Приходилось ли вам бывать в храме?

- Какие чувства вы испытывали, находясь в нем?

- Что больше всего запомнилось?

- Что такое храм?

- Какие храмы вы знаете?

- Что знаете об устройстве храма?

- Прочитайте ключевые слова. (Храм, священник, лампада, свеча, кадило, каждение, икона, алтарь, ладан, купол, Богоматерь, Богослужение, крест, панихидный столик, амвон, таинство, Царские врата, колокол, колокольный звон)





















Отвечают на вопросы учителя







Читают слова на карточке

Л: воспитание нравственного чувства, этического сознания



Р: формирование умения высказывать свое предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Работа с конструктивной таблицей

- Запишите в таблицу те слова, значения которых вам известны.

Знаем

Хотим узнать

Узнаем




- Во второй столбец запишите понятия, о которых вы хотели бы узнать на уроке. Прочитайте их.

- Что может объединять все эти слова? Опираясь на эти слова, постарайтесь определить тему нашего урока.

Работают с таблицей: вписывают слова, значения которых им понятны, объясняют их

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение представлять информацию в виде таблицы

Изучение нового материала. Работа с понятием.






- Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

- Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом.

- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.

- Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

- Иногда храм устраивается в виде круга. Этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

- Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

- Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (пламя свечи)

- Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- Две главы – два естества: Божеское и человеческое. Три главы – три Лица Святой Троицы. Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав – семь Таинств и семь Вселенских соборов. Девять глав – девять чинов Ангельских. Тринадцать глав – Иисуса Христа и 12 апостолов.

-Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня, или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Сейчас колокольный звон нужен, чтобы собрать верующих на молитву. А раньше также звоном собирали народ на собрание, оповещали о пожаре, о набегах недругов.

- Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

- Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

- Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

- Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

- Давайте послушаем их.




Дают определение слову «храм».

Работают со словарем






.

К: понимать конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Р: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

П: ориентироваться в системе знаний по теме «Храм», ориентироваться в системе знаний по теме «Отличие внешнего вида храма от других зданий»

Л: осмысление и восприятие нравственных ценностей;

усвоение уважительного отношения к наследию предков, к нормам, правилам и запретам, хранящимся в религиозной культуре.

Физкульт

минутка

Слушание колокольных звонов

- А какие чувства вызывает у вас звон колоколов?



Самостоятельная работа по группам


- Сейчас вы будете работать в группах.


- Поработайте с учебником и составьте рассказ по своей теме.

1 группа - виды колокольного звона

2 группа - внутреннее устройство храма

Работа в группахДети самостоятельно работают с текстом учебника и выбирают нужную информацию.

П: извлечение необходимой информации из текстов

Л: интерес к различным видам учебной деятельности

Р: выполнение пробного учебного действия

К: принимать активное участие в работе группами

Просмотр презентации

- Сейчас мы посмотрим небольшую презентацию, которая ознакомит вас с внутренним устройством храма.

Просмотр


Этап закрепления материала. Самостоятельная работа. Применение знаний и способов действий 

Работа в парах.

-Соотнесите рисунок и название.

-Дайте определение понятиям, которые встретились в тексте


- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

- Действительно ли, человеку нужны храмы?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!


Выступления детей


П: анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация

Р: выполнять учебные действия в устной и письменной речи


Контроль за усвоением знаний обучающихся.

- Какие части выделяют во внутреннем строении храма?

- Объясните понятия и значения слов: притвор, неф (средняя часть храма), алтарь, иконостас, Царские врата, икона.)

- Кто может заходить в алтарь?

Отвечают на вопросы

П: построение логической цепи рассуждений, доказательство

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Итог урока.


- Подходит к завершению наше путешествие по храму.

- Для чего люди воздвигают храмы?

- Для чего человек приходит в храм?

- По каким признакам мы узнаем православный храм?

- Почему христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам, украшают их?




Рефлексия.



- Ребята, у вас на столе лежат схемы Храма с куполом. Предлагаю вам раскрасить купол в золотистый цвет, если урок вам понравился, и вы уходите с урока с добром, умиротворением. - Если же вам необходимо еще доработать полученную на уроке информацию, раскрасьте купол в голубой цвет.

- А теперь продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал (а) …

Мне хочется…

Выполняют задание


П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Р: контроль, коррекция, оценка

К: использование критериев для обоснования своего суждения

Оценивание работы на уроке




Домашнее задание

Творческое задание

- Выполните дома следующие задания:

- перечитайте текст учебника, с. 117-121

- составьте и оформите памятку «Как вести себя в храме»;

- подготовьте презентацию и рассказ о нашем местном храме

Записывают задание


П: определение основной и второстепенной информации

Л: понимание причин успеха в учебе

Р: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

К: использовать в общении правила вежливости





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!