СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль ОПК. Тема: "Храм".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ»

Технологическая карта урока.


Ф.И.О.  Петрова Наталия Вячеславовна
Предмет:  ОРКСЭ
Класс:  4
Тип урока: открытие нового знания



Тема

 Храм

Цель

 Познакомить учащихся с устройством православного храма и традициями поведения в нем

Задачи

Образовательные: узнать об устройстве православного храма, назначении предметов, находящихся в храме; формировать умения работать с учебным материалом, проводить сравнительный анализ;

Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся

Воспитательные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа.

УУД

  • ЛичностныеУУД:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

Проявлять интерес к изучению темы.

Формировать умение высказывать своё мнение.


  •  Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.


  •  Коммуникативные УУД:

строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

слушать и понимать речь других;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.


  • Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой учебной информации;

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


Планируемые результаты

Предметные: Представление места и роли храма в православной культуре, в жизни человека и общества

Личностные: Формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России

Метапредметные:

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь .

Коммуникативные УУД : строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

Познавательные УУД: способствовать развитию учащихся первоначальных навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий.

Основные понятия

 Обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, плакаты.

Формы урока

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Технология

 технология деятельностного метода







Дидактическая структура урока


Деятельность учеников

 


Деятельность

учителя

 


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 

Планируемые результаты

Предметные

 

УУД

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

(Регулятивные УУД).

1.Мотивация к учебной деятельности.

Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Психологический настрой к учебной деятельности.

Слушание аудиозаписи.

Ответы детей (фронтальная работа)


Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация

Включается

Аудиозапись

колокольного звона.


- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

(Потому что хорошая погода! Солнышко светит! Вы рады нашей встрече! Потому что на уроке мы узнаем что-то новое, интересное.)

- Сейчас вы, ребята, слышите колокольный звон. С этим звоном на Русской земле связано очень много. Колокола звенели и в праздники и в будни, в дни радости и тревоги. Вслушайтесь. Что вы представляете, когда слышите этот звон?


Личностные УДД

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УДД

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Учащиеся отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями от посещения храма.




Примерные ответы учеников: «Мы должны сегодня узнать об устройстве храма и как вести себя в нём».

Принятие проблемной ситуации



Создание проблемной ситуации.


Фронтальная беседа:

  • Как вы понимаете слово «храм»?

  • Кто из вас был хоть раз в православном храме?

  • Зачем вы туда ходили?

  • Как вы там себя вели?

Определение обучающей задачи для данного урока.

- Что мы с вами должны узнать на уроке, с чем познакомиться?


Уметь называть изученные понятия

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.



Познавательные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Составляют предложения, затем озвучивают их перед классом.





Работа со словарем, толкование слов


Работа с понятием «храм».




- Составьте и запишите два предложения со словом «храм».

- Предлагается записать определение «храма» из словаря. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.


Уметь находить определение слов


Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа в группах.

Используют для своего выступления диск «Основы православной культуры, урок «Храм», интерактивные модели.

Используют материал учебника

стр. 48-51, иллюстрации.

Используя свои знания, учебный материал, интернет-ресурсы, учащиеся разрабатывают правила этикета при посещении православного храма.

Используя Интернет-ресурсы, учебник, плакаты подобрать изображения храмов.

Предлагает прочитать текст в учебнике.



Распределение на группы




Первая группа: «Экскурсия по храму».

Задача: подготовить рассказ об архитектуре храма (внутреннее строение, назначение частей)

Вторая группа: Работа с понятийным аппаратом.

Задача: объяснить понятия - Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило икона, священник, паникадило.



Третья группа: Правила церковного этикета.

Задача: разработать правила поведения в православном храме.



Четвёртая группа: Русские храмы.

Задача: подобрать изображения православных храмов различных исторических периодов, сравнить их архитектурное устройство.

Уметь рассказывать о традициях, которые сохранились в семье каждого ученика.


Регулятивные УУД

Определение последовательности своих действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД

Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам;

выделение существенных и несущественных признаков;

поиск и синтез необходимой информации.

Коммуникативные УУД

Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построение высказывания;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Каждая группа защищает свой проект. Учащиеся других групп оценивают выступающих с учётом содержания материала, задают вопросы на понимание

Учитель предлагает поочерёдное выступление группам.

Каждая группа получив своё задание, готовит выступление.

Уметь представлять свою работу.

Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и понимать других


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Работа в рабочей тетради


Работа в парах.
















Задание по рабочей тетради.

Уметь применять полученные знания

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Заполнение пропусков на схеме.

Самопроверка по образцу (схема на слайде)






Индивидуальное задание для учеников на карточках


У каждого ученика на столе схема храма, но без указания его частей


Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.






8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Групповая работа


Составление синквейна

(существительное - ХРАМ)


Познавательные УУД

Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

Сотрудничество с партнером.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Индивидуальные ответы детей.


Фронтальная беседа.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- О чем бы вы хотели продолжить разговор на следующем уроке?

- Что стало самым важным на уроке?


На последний вопрос предлагается поднять таблички «Это Я»



отлично




хорошо






Плохо




-Мое ощущение на уроке:

( тестирование «Это Я»)


Домашнее задание с элементом творчества: нарисовать храм.



Регулятивные УУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные УДД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!